Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
25
Октябрь

Простые занимательные игры для дошкольников – когда нечем заняться дома

Автор: Главный редактор
Рубрика: Игры

Доброго здоровья, друзья! Татьяна Сухих шлет всем теплый привет из холодной Сибири! Учитывая, что дни становятся все короче, времени на прогулки остается все меньше, нужно подумать, чем полезным занять малышей дома, когда есть свободные 15 минут. Да, всего не более четверти часа в день понадобится, чтобы поиграть в простые занимательные игры, которые не только развлекут и оторвут от компьютера, но и будут полезны для развития.

Какие виды забав можно предлагать детям дома?

Долгими зимними вечерами, особенно, когда внезапно пропадает свет и жизнь в доме буквально парализована, дети начинают жаловаться на скуку, а мы, кроме карт, шашек и шахмат предложить ничего не можем. Сегодня я решила систематизировать свою коллекцию игр, пополнить ее новыми «экспонатами» и поделиться с вами, друзья. Чтобы вы лучше понимали, в каком направлении для развития ребенка «работает» та или иная забава, я поделю игру на подгруппы.

Итак, виды домашних развивающих забав для деток разного возраста:

  • На логику, мышление, смекалку, развитие памяти, внимания;
  • Математические забавки;
  • Моделирующие ситуативные игры;
  • Усовершенствование речи и первичного звукового анализа;
  • Развитие воображения, творческого начала.

Какие-то разновидности, скорей всего, я пропустила, но для домашнего архива с головой хватит и этого материала, было бы желание забавлять ребенка полезными занятиями.

Кроме того, играм по сенсорике, пальчиковым упражнениям, подвижным забавам я посвящала отдельные статьи, так что, кому интересно, читайте: «Дидактические игры для развития сенсорики 5-6 лет – обучаемся и играем», «Пальчиковые игры для малышей», «Пальчиковые игры для детей разного возраста – памятка для родителей», «Подвижные игры на физкультуре».

Дальше я буду соответственно списку описывать нескучные простые забавки.

Веселимся, тренируя мозг ребенка...

Вот такие развлечения могут значительно ускорить развитие мыслительных процессов, сделают реакцию мозга быстрой, «включат» логику, сделают идеальной память, отточат внимание и развлекут малыша:

  • Взрослый показывает в произвольном порядке картинки или называет устно названия предметов или живых существ. Малыш при виде живого существа хлопает в ладоши или восклицает «Живое!», а, увидев или услышав название предмета, молчит или выполняет другое действие. Точно так же можно тренироваться на других полярных понятиях, усложняя задание по мере взросления дошкольника;
  • Если детей двое и более, организуем соревнование «Найди цвет». Ведущий называет цвет, а дети должны найти в комнате предмет этого цвета и дотронуться до него. Если нужно усложнить – дайте прищепки, пусть на скорость цепляют к предмету заданного цвета, это может быть и одежда;
  • «Что дальше?»: взрослый называет предмет, например, яйцо. Для детей задача – дальше назвать понятия или действия, связанные с яйцом, которые следуют по логике за яйцом: цыпленок. Можно бесконечно продолжать цепочку;
  • «Что изменилось?»: ведущий предлагает внимательно на него посмотреть, потом выходит из комнаты и добавляет какую-то деталь к своему облику. Нужно назвать, что изменилось. Это может получиться очень весело, особенно, если есть компания из нескольких человек.
  • «Оживи персонажа»: называем имя персонажа мультика, сказки или просто любой предмет и предлагаем ребятенку оживить героя в сознании. Пусть вообразит, что происходит с героем и опишет все, что «увидел». Эта игра на воображение подходит для деток от 4 лет, поскольку они уже осознают, что есть мир вне и внутри человека.

Интересные забавы для ума есть в «УчМаге», например, игра«Вокруг да около», которая поможет развить пространственное мышление, зрительную память, речь. Отлично подойдет для полезного досуга комплект игры «Цвет. Развивающие игры-лото для детей 3-5 лет». Из серии «Самые нужные игры» могу порекомендовать «Ягодное лото. Интерактивные речевые игры для детей 5-8 лет» и«Едем за покупками. Игры для развития речи и внимания детей 4-7 лет».

Нескучные математические забавлялки

  • «Посчитай-ка!» Здесь правила простые: по очереди, то ведущий, то ребенок, считаем от 1 до 10. Особенно сложно не сбиться, если участников больше двух, ведь нужно соблюдать очередность, запоминать цифру, которую назвал сосед. Отличная тренировка счета, реакции, внимания для деток 6 лет и больше.
  • Запаситесь цифровыми раскрасками, это когда закрашивается поле не как угодно, а строго по схеме: цифра соответствует определенному цвету. Таким образом, хорошо запоминаются цифры.
  • В «УчМаге» есть отличная игра «Математическое лото» – несложная, но эффективная для начальных математических занятий. Вообще такие дидактические наборы желательно иметь в запасе дома и в свободное время играть вместе с ребенком.
  • Как ни странно, но прекрасно и быстро детки учатся сложению, вычитанию с помощью настоящих денег, монет или бумажных. Поиграйте в банк, кассу, магазин с настоящими денежками.
  • Чтобы изучить геометрические фигуры, используем счетные палочки, спички, составляя геометрические узоры. Но об этом будет подробная статья позже.
  • Хорошо тренируют логику, внимание и обучают начальной геометрии задания на поиск лишнего предмета из однотипных, например: ставим перед ребенком 5-6 остроконечных элементов конструктора и один – круглый. Сравнивая и определяя разницу между предметами, малыш активно мыслит.
  • Считаем хлопки: ведущий хлопает в ладоши, а дети считают. Кто первый назовет правильное количество хлопков – молодец. Вроде и просто, но здесь все работает: внимание, слух, память, реакция.
  • «Назови соседа» – ведущий бросает мячик ребенку, называя при этом число, а малыш должен назвать следующее за ним. Дети 7 лет уже могут назвать обоих «соседей».
  • Забавы на сравнение величин можно организовать как угодно: в ходе игры в магазин, к примеру. Раскладываются предметы на «прилавке», а дети по заданию взрослого «покупают» большие яблоки, маленькие конфетки и т.п.
  • «Что бывает?» – несложная игра, но эффективная для изучения форм, величин. Ведущий говорит: «Что бывает круглым?» Детки соображают: яблоко, мяч. Также определяем, что может быть квадратным, длинным, коротким и т.п.

Моделируя ситуации, готовимся к самостоятельной жизни...

Большое значение для всеобщего развития имеют ситуативные забавы, когда разыгрывается жизненная ситуация, простейшая – поход в магазин, а при этом идет обучение правилам поведения, важным навыкам жизни.

Кстати, в «УчМаге» я нашла прекрасные готовые наборы для ситуативных забав:

  • Игра «Внимание! Дорога!» – отличный набор для изучения правил поведения на улице, а также дорожных знаков;
  • Игра «Прогулка по городу» – эффективный способ социализировать ребенка, изучая в игре объекты социальной сферы и вообще окружающий мир.

А без особой подготовки дома с детками поиграйте так:

  • «Что мне нужно?» – ведущий моделирует ситуацию, допустим, «Я иду на прогулку, что мне нужно?» Задача: назвать или отобрать в комнате предметы, которые понадобятся на прогулке. Точно также моделируем другие «случаи их жизни».
  • «Кто это?» – определяем профессию по описанию человека, к примеру, «Он с жезлом, в форме, стоит на перекрестке. Кто это?» Затем меняемся ролями, и малыш загадывает профессию.
  • «Собираемся в школу»: детям предлагается самостоятельно уложить рюкзак и объяснить, зачем, по их мнению, нужна им будет в школе та или иная вещь.
  • Поиграйте также в досказывание: взрослый начинает описывать какую-то ситуацию, а малыш досказывает. Уместно будет выбирать жизненные моменты для проговаривания и моделирования правильного поведения.

Совершенствуем речь во время игры!

В детском саду мы много внимания уделяем совершенствованию речи малышей, а вот дома этот процесс несколько тормозится, что вызвано, конечно, недостатком времени у мам-пап. Но постарайтесь уделить 20 минут, пусть даже по дороге в садик, чтобы исправить этот пробел:

  • Простая забава на ходу: называем слово, а ребенок добавляет уменьшительно-ласкательный суффикс. Кот-котик, собака-собачка и т.п. Дети любят эту игру, а еще она прекрасно развивает речь и фонематический слух.
  • Жонглируем словами – нужно назвать сходное понятие. К примеру, слон – зоопарк, мышь – сыр, ребенок – мама. Строгих правил нет, что можно назвать сходным, но логика должна присутствовать, а также малыш должен суметь объяснить выбор слова.
  • «Что тут лишнее?» – называем три предмета, понятия, одно выпадает из понятийной цепочки. Нужно определить «шпиона»: лошадь, осел, машина; конфета, молоко, пирожное и т.п.
  • Цепочка: к одному слову необходимо подобрать 3-4 ассоциативных понятий. Ботинки: шнурки, ноги, подошва. Садик: дети, воспитатель, игрушки. Также можно поиграть с прилагательными: красный – мяч, яблоко, мак; свежий: воздух, хлеб.
  • На антонимы предлагаю такое задание: взрослый предлагает продолжить фразу «Бабушка – старая, а внучка – ...; дерево – высокое, а кустик – ...»
  • «Кто чей ребенок?» – это дети обожают! Суть в том, чтобы назвать правильно детеныша: свинья – свиненок (шутка, но часто именно так и называют ребята ребенка свинки), кошка-котенок и т.п.
  • Очень хорошо учит деток контролировать свою речь игра «Интервью». Взрослый играет роли корреспондента, который проводит интервью с людьми в какой-либо ситуации. Так, можно спрашивать о садике, о семье, мультфильмах. При этом нужно объяснить малышу, что его слова будут записаны и услышаны зрителями по телевизору, поэтому важно правильно и красиво говорить в микрофон.

Отличное пособие по этому направлению можно купить в том же «УчМаге»: «Занимательные игры и упражнения для развития навыков звукового анализа и синтеза и профилактики нарушений письменной речи» – здесь есть игры и упражнения на коррекцию дисграфии и дислексии у старших дошкольников.

Воображаем и творим вместе с детьми!

Помимо рисования и других подобных занятий, существуют интересные развлечения на развитие воображения и творческих наклонностей:

  • «Простые фигуры»: нужна заготовка с нарисованными на бумаге разными геометрическими фигурами и всевозможными силуэтами. Задача – дорисовать детали так, чтобы получилось нечто узнаваемое. Или же еще проще: нарезать из однотонного картона треугольники, ромбы и составлять из них фигурки животных.
  • Вспомним свое детство, как мы играли: взрослый берет листок, рисует в верхней части голову любого существа, даже невиданного. Загибает изображение так, чтобы следующий игрок не видел рисунок, а он должен нарисовать туловище, снова загибаем листок. Дальше нижнюю часть дорисовываем. Разворачиваем и получаем неизвестное науке существо.
  • Все, что содержит элементы актерского мастерства, превосходно развивает творческие способности и воображение. Так, интересна детям будет такая забава как «Эмоции». Ведущий мимикой демонстрирует разные эмоции, а остальные участники угадывают, что чувствует ведущий.
  • Весело проходит такое развлечение: «Перенеси стул». Задача в том, чтобы вообразить, что это не стул или иной предмет, а, допустим, мешок золота, наполненное до краев ведро с водой, хрустальная ваза.
  • Классно побыть в роли актера и попытаться изобразить заданную ситуацию: чихнул, упал, получил удар током, отгоняет назойливую муху или комара.
  • Еще прикольная развлекаловка «Дед Мазай». Ведущий и дети читают стих:
    — Дед Мазай! Вылезай!
    — Здравствуйте, ребята! Где вы были? Что вы делали?
    — Где были – не скажем, а что делали – покажем!
    Затем пантомимой изображаются разные действия, а ведущий угадывает, что кто делал.
  • «Лоскутное одеяло» – листочек бумаги, расчерчен в клеточки, каждую клеточку нужно закрасить другим узором. Это незамысловатое занятие отлично развивает фантазию.

Собственно, пока все, но завтра будет новый день и новый материал. Прошу лайкнуть и поделиться статьей в соцсетях.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Игры на улице

Приветствую Вас друзья с вами, как всегда Татьяна Сухих! Игры на...

4 комментария

Игры на улице: продолжение...

Здравствуйте уважаемые гости блога! Продолжая говорить об играх на улице, хочется...

6 комментариев

Постройки из снега – настоящее удовольствие для детей!

Привет, дорогие мои! Недавно я затрагивала тему снежных построек к...

6 комментариев

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 7
  • Нина
    17.11.2017 в 16:46

    Мы тоже дома играем постоянно. У нас хоть и мало свободного времени, но на игры всегда найдется. Логический и занимательные игры только на пользу не только детям, но и родителям.

  • Алена
    15.11.2017 в 23:58

    Сейчас много интересных и развивающих игр. Наш ребенок иногда часами сидит и играет, строит или рисует. Даже вчера с садика принес медаль — самый сообразительный. :p

    • Татьяна
      16.11.2017 в 01:52

      Какой умничка! Это очень здорово, что ребёнок может сам себя занять любимым делом))

  • Ирина
    01.11.2017 в 09:06

    В свое время очень любили играть с внуками в различные игры на логику. У нас были специальные карточки — им это очень нравилось.

  • Larimar55
    31.10.2017 в 15:42

    Да, ребенку это не только занятие, он еще при этом и развивается.

  • Лиза
    30.10.2017 в 15:21

    Отличная подборка всяческих игр и занятий, Татьяна! Возьму на заметку.

  • Мария
    27.10.2017 в 00:19

    А мой сын очень любил собирать пазлы, а потом различные конструкторы. Я даже смеялась: «Хочешь час тишины — купи пазлы или конструктор». Конструкторов было море. Почти каждую неделю новый. Потом он из них такие шикарные новые конструкции придумывал, целые фантастические города строил. И нужно сказать — пошло на пользу. Черчение, где нужно пространственное мышление и геометрия давались ему без труда.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика