Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
05
Июль

Игры для детей с нарушением слуха – играем и обучаемся

Автор: Главный редактор Елена Походина
Рубрика: Дети с ОВЗ

Добрый день, всем, кто виртуально посетил мой блог! Автор – Татьяна Сухих благодарна вам за внимание и ей есть, что сказать сегодня. Игры для детей с нарушением слуха – тема моего монолога. Такие детки имеют определенные психологические и физические особенности, поэтому при выборе игр стоит учитывать это обстоятельство. Играя, малыш не должен ощущать свою ущербность, а испытывать лишь удовольствие и радость новых достижений, согласны?

Какие игры предлагать особенным деткам?

Поскольку полная или частичная потеря слуха приводит к другим нарушениям, но компенсируется за счет зрения, важно использовать этот факт. Малыши с таким нарушением отличаются недостаточным развитием вестибулярного и речевого аппарата, они медленно осваивают новые движения, речь их утруднена, что сказывается на развитии в целом.

Наша задача – педагогов и родителей – проводить с детками такие игры, чтобы учитывались особенности плохо слышащих или глухих деток. В детском саду у меня есть картотека игр, не помешает она и дома: у вас всегда будет под рукой инструментарий для занятий с малышом.

Хочу для начала дать общие рекомендации по организации специальных игр для особенных ребят по слуху:

  • Итак, подвижные игры. Малыши с недостаточным слухом должны хорошо видеть, как ведущий или организатор показывает движения, комментирую все вслух, четко артикулируя и в несколько замедленном темпе демонстрируя движения. Дети, в свою очередь, должны обязательно повторять вслух названия действий и движений. Сами игры могут быть разнообразными: догонялки, выбивалки, скакалки, игры с мячом и т.д.
  • Коммуникативные игры. Само важное для деток дошкольного периода – общение с одногодками. У плохо слышащих и глухих ребят оно очень проблематично, но потребность то есть! Есть множество игр на развитие коммуникабельности, особое место занимают сюжетно-ролевые забавы.

Что нужно помнить: посредством игры мы должны дать эталоны приветствия, прощания, начало разговора, просьб и т.п. – и все это должно проговариваться и запоминаться малышом. Ведь он не слышит, как это делают другие люди и дети, поэтому обучение должно быть целенаправленным. О сюжетно-ролевых играх я много писала, повторяться не буду. Все виды таких забав подойдут и деткам с расстройством слухового аппарата.

Устраняем преграды!

Следующий блок игр способствует развитию познавательной деятельности и коррекции дефектов, вызванных нарушением слуха у ребят.

  • Итак, дидактические игры. Здесь мы преследуем три цели: развивать познавательные способности, улучшать слуховое восприятие ребенка и развивать его речь. Всего этого можно достичь, применяя игры для сенсорного развития, при этом все три задачи будут выполняться успешно. Есть хорошие сборники дидактических игр, ищите. Не стоит выдумывать колесо, все уже разработано специалистами.

Могу посоветовать книгу «Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования» – здесь есть конспект игры и не один для занятий с детками с ОВЗ (не только зрение, но и слух, речь).

Что касается развития мелкой моторики, которая напрямую влияет на развитие речи и мыслительных процессов, то спешите воспользоваться предложением от «УчМага»: посетите недорого вебинар «Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования».

  • Коррекционные игры. Такие забавы направлены на минимизацию или полное устранение проблем, вызванных дефектом слуха. Понятно, что без дефектолога, сурдопедагога сложно осуществлять коррекционную работу даже посредством игры. Но возможно и нужно. Здесь ведется комплексная работа: учимся говорить, воспринимать речь собеседника, реагировать на звуки, понимать мимику, жесты.

Важно научить малыша говорить и общаться, а с дошкольниками и младшими школьниками осуществить это можно в игре. Вот, кстати, есть хорошая книга«Игротека речевых игр. Выпуск 11. Играем в рифмы» – в сборнике представлены игры на развитие фонематического восприятия и автоматизацию поставленных звуков в словах для деток 5-7 лет с речевыми нарушениями.

Коррекционные забавы включают упражнения на мышечное расслабление, игры на развитие правильного дыхания и артикуляции, пальчиковые игры, а также развитие высших мыслительных операций.

Небольшое дополнение…

Если у малыша обнаружено ослабленный или полностью утраченный слух, работу по коррекции и развитию коммуникативных навыков нужно начинать немедленно, возможно, удастся сохранить и развить остатки слуха, а в случае глухоты – максимально адаптировать ребеночка к жизни в обществе среди сверстников. Игра – единственно доступный и действенный метод обучить чему-то малыша. Не унывайте и будьте здоровы!

Напоследок прошу делиться ссылочками и подписываться на новости, кто еще этого не сделал.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности

Привет, дорогие мои читатели, уже ставшие друзьями! Немного печальная сегодня...

1 комментарий

Группа детей с ОВЗ в детском саду: какие трудности нас ожидают?

Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили внимание...

4 комментария
занятия с детьми с ОВЗ

Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ

Здравствуйте, уважаемые педагоги и просто любимые читатели. Я Татьяна Сухих,...

нет комментариев

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 2
  • Наталья
    14.07.2017 в 23:35

    Очень важную и нужную тему вы раскрыли, такие детки действительно не должны чувствовать себя ущербными. Если вовремя и правильно подойти к работе с этими детками в будущем из них вырастут талантливые и успешные люди.

    • Татьяна
      15.07.2017 в 06:13

      Совершенно верно, главное не упустить момент.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика