Здравствуйте, я Татьяна Сухих приветствую своих дорогих и любимых читателей, которым важно развивать своих малышей. Я надеюсь, что мои слова никого не обидят, ведь сегодня я буду сокрушаться на опекунов, совершенно не уделяющих внимание развитию детской моторики! Как же можно до такой степени не заботиться о будущем своих детей! Ведь пальчиковые игры для малышей сегодня – это успешное достижение целей ребенком завтра.
Содержание статьи:
Правильное развитие с интересными изобретениями
Уважаемые мамы и папы, поймите, что мелкая моторика важна не только для правильной работы ручек или пальчиков, от этого процесса зависит умственное развитие, последующие успехи в школе и даже продвижение по карьерной лестнице ребят во взрослой жизни. Поэтому не упускайте момент и начинайте проводить свои совместные занятия с пользой!
Несомненно, планирование правильных игр и занятий без консультации специалиста или полученного ранее опыта молодым родителям сложно. А ведь помимо развития моторики, пальчиковые игры благотворно развивают речь малыша, его память и воображение. В конце концов, таким нехитрым способом мама всегда может отвлечь внимание своего чада в общественном месте.
Поэтому авторы книг и изобретатели игрушек трудятся в помощь для мам и пап, как, впрочем, и педагогов с максимальной пользой.
Так для развития мелкой моторики и речевого навыка у детей 3 лет и старше логопедом О.И.Крупенчуком была разработана комплексная программа «Тренируем пальчики – развиваем речь», подробно описанная в одноименной книге. Здесь воспитатели, логопеды, родители и их воспитанники найдут массу увлекательных упражнений для малышей.
А вот квалифицированная помощь педагогам ДОО представлена в электронном пособии для развития дошкольников «Здравствуй, пальчик! Как живешь?». Здесь вы сможете планировать свои занятия согласно тематическим блокам. Эта работа автора Л.Н.Калмыковой оценивается, как незаменимая помощь в психолого-педагогическом сопровождении развития личности согласно плану ФГОС. Данный экземпляр пособия так же представлен и в Интернет-версии, получить который не составит никакого труда при установке специальных программ.
Примите во внимание!
Интересной идеей для развития детского музыкального слуха, чувства ритма, а также цветового и тактильного восприятия и, конечно, мелкой моторики характеризуется маракас на ножке «Жирафик». Игрушка предназначается для ребят до 2 лет и старше.
Огромный интерес у детей младшего дошкольного возраста вызывает конструктор «Шнуровочка», состоящий из 40 различных по цвету и форме фигурок, которые следует нанизывать на шнурок. Такая игра не только развивает мелкую моторику малыша, она заставляет фантазировать, изучать цвета и форму, привыкать к новизне тактильных ощущений, заниматься самостоятельно. Плюс ко всему таким способом дети 2-3 лет учатся мыслить логически, готовятся к письму, развивают аккуратность и усидчивость.
И наконец, даже для самых маленьких придутся кстати пирамидки на основании. На столбиках этой тройной конструкции нанизаны фигуры разных форм и цветов. То есть малыш может менять детали местами, выстраивать их по цвету или форме. С этой игрушкой он отлично воспримет цвета, разовьет логику, разработает мелкую моторику.
Начало для развития моторики
Родителям иногда кажется, что развивающие игры с совершенно несмышленым малышом проводить еще рано. Они предоставляют ему возможность познавать мир так, как это получается у ребенка самостоятельно. От части, такая свобода в развитии для детей является правильной за исключением небольшой детали – помощи воспитателей и опекунов. Для родителей важно подтолкнуть своих крошек в правильном направлении, помочь им проявлять самостоятельность с пользой. Поэтому занятия следует начинать до года, а именно в период 6-7 месяцев. Как это правильно начинать делать вы можете увидеть на этом видео.
Пальчиковые игры для малышей до года, видео о которых вы просмотрели, важны еще и со стороны интеллектуального или эмоционального развития впечатлений, которые крохе могут дать только мама и папа. Одновременно с тем вы сможете развивать речь и память ребенка, проводя ваши занятия в стихах. Стихотворная форма игры всегда привлечет внимание малыша.
Занятия для совсем маленьких должны включать в себя легкие поглаживания ладошек, разминку каждого пальчика в отдельности, а после всей кисти в целом. Всего 2-3 минуты таких игр в день разовьют огромный потенциал у ребенка. На заметку рекомендуется взять всем знакомые «Сороку-белобоку», «Козу-рогатую», «Ладушки» и другие. Сейчас также не составит труда отыскать массажные резиновые шарики, вращать которые можно по ладони ребенка. Эти игрушки вполне безопасны, а для совсем маленького малыша они представляют немалый интерес. Ведь эти мячики различны согласно цветовой гамме и имеют смешные «пупырышки».
Растем вместе с пальчиковыми играми
Когда ваш малыш уже перешагнул годовалый рубеж, его занятия должны становится более самостоятельными. Процесс игры происходит таким образом: взрослый показывает малышу движения пальчиков, а ребенок повторяет за ним.
К примеру, от 1 года можно показывать ребенку колечки, соединяя поочередно большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем. Игру можно проделывать под веселую музыку или рассказывая интересные стишки-считалочки, развивая тем самым речевые навыки малыша.
Ребенку очень интересно будет узнать, что у вас в кулачке, если вы затеете игру «Хома-хомячок». Сюрпризы для детей – большая радость. Даже самая простая конфетка или маленькая игрушка, которую потребуется найти в вашей руке будет воспринята с большим восторгом. Занятие подразумевает, что малыш будет сам разгибать ваши пальчики поочередно, в то время как вы будете приговаривать следующее:
Хома, Хома-хомячок,
Разожми мой кулачок,
Ну-ка, ну-ка разожми,
Что найдешь, себе бери.
С 1,5 года до 2-х лет ребенку можно показывать специальные картинки, на которых изображено то или иное положение пальчиков. Пособие с такими карточками пригодится не только для родителей, но и воспитателей дошкольных учреждений.
Превосходным упражнением для развития мелкой моторики является игра «Золушка». Для этого вам потребуются разные крупы: фасоль, макароны, горох. Для полезного эффекта малышу достаточно запустить ручку в емкость с перемешанными ингредиентами, как будто он кашку варит и мешает. Кстати говоря, крупы помогают мелкой моторике и совсем маленьким крошкам.
К примеру, из перечисленных бакалейных продуктов можно сделать мягкую подушку, добавив еще гречки и риса. Щупать такое изделие крохе интересно и даже приятно. А вот в более взрослом возрасте ребенку можно предложить отделить фасоль от гороха и макарон – способ развития старенький, но поверьте очень эффективный!
Существуют и самые простые, но при этом увлекательные упражнения. К примеру, так называемые «Новогодние огни», когда сжатые малышом пальчики резко разжимаются в разные стороны. Как будто фонарики зажглись. А потом возвращаются в исходное положение – фонарики потухли.
Обязательные рекомендации
С последующим взрослением детей можно использовать игры имитирующую рубку капусты, замешивание теста или элементарное мытье рук. Для такого занятия не сложно найти приспособления даже воспитателям в детском саду. Емкость, наполненная водой – да и все. В вашу миску или чашку можно добавить игрушечные овощи, который ребенок может попробовать помыть. Таким образом, вы вырабатываете тактильные ощущения, а еще и овощи параллельно изучаете.
Для того, чтобы ваши занятия вызывали у малыша только приятные ощущения, следует помнить следующие правила:
Не начинайте играть с крохой холодными руками. Погрейте их предварительно под теплой водой или просто разотрите полотенцем.
Если ваша игровая затея предполагает использование новых предметов или персонажей, предварительно расскажите ребенку о них, так сказать – познакомьте. Для этого также можно использовать разные картинки.
Пальчиковые игры с малышами до 1 года должны проходить в спокойной, пассивной обстановке.
Помимо движения пальцев и рук максимально используйте мимику лица.
Всегда поощряйте успехи детей, даже если у них не всегда получается делать все правильно или как того требуют правила игры.
Не стоит полагаться исключительно на консультации специалистов или вспомогательные игрушки. Проявляйте фантазию, ведь вы знаете свое чадо значительно лучше, чем авторы специализированных книг, и можете придумать аналог предложенного кем-то занятия, но на свой, более интересный для ребенка лад.
На этом, я думаю данную публикацию можно завершить. Надеюсь, что она помогла вам осознать всю важность детских пальчиковых игр. Они очень просты и не требуют особых усилий или времени. Исключительно родительской любви и заботы. А со всем остальным помогу вам я, Татьяна Сухих. До новых встреч и занимательных вам и вашим малышам игр!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Игры на улице: продолжение…
Здравствуйте уважаемые гости блога! Продолжая говорить об играх на улице, хочется…
На данный момент мытье рук у нас самое любимое занятие. Это просто кошмар какой то. Чуть что, так сразу мыть руки.
А у нас немного другой вид игры — мы загибаем пальчики считая их на руке, а потом разгибаем так же называя каждый по счету! Ребенок которому год тоже повторяет это упражнение и ей крайне нравится…
Маленькие дети всегда повторяют за старшими, это им нравится больше чем просто заниматься.
Мне очень нравится играть с моими мальчиками в пальчиковые игры. Иногда зернышки разбираем: как в золушке)
Зернышки, макароны и даже камни мы тоже любим сортировать. Только вот под настроение надо попасть.
Татьяна, здравствуйте. Загляните ко мне огонек, вас ждет приятный сюрприз ))
Я с дочкой очень часто играю и в «Сороку», и в «Ладушки». Сейчас она уже научилась сама расставлять ладошки, и мы играем в «Аты-баты». Ей безумно нравится, а мне нравится, что ей нравится. Вообщем пальчиковые игры — это не только смешное занятие, но и полезное.
Спасибо, обязательно зайду, да очень полезное занятие, не только для пальчиков но и для развития речи))
Ведь мелкая моторика напрямую связана с развитием речи.
Это очень полезно для детей, знаю, сама много читала, раньше, про пальчиковые игры.
Одно время мы вместе с мамой лепили из пластилина для развития речи вроде (точно не помню). Сколько было классных фигурок! Думаю, не зря)
конечно не зря, вон какая рукодельница выросла))