Приветствую моих уважаемых читателей. С вами тороплюсь поделиться я, Татьяна Сухих о том, какие виды сюжетно-ролевых игр существуют. Я думаю, вас это очень заинтересует, поскольку по мнениям психологов игра является основным видом деятельности дошколят в детском саду.
Содержание статьи:
- 1 Методическая копилка
- 2 Роль сюжетно- ролевых игр
- 3 Пять основных разновидностей сюжетно-ролевых игр
- 4 Сюжетно-ролевые игры в средней группе
- 5
- 6 В качестве заключения…
- 7 Алгоритм сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская»
- 8 Как играть в сюжетно-ролевую игру «Ветераны»
- 9 Цели сюжетно — ролевых игр в детском саду
Методическая копилка
Прежде чем познакомиться с интересными видами игр, предлагаю посмотреть и почитать развивающие книжки на эту тему. Я думаю, вы не будете против, а наоборот захотите поскорее узнать, что это за литература. Итак:
- На сайте Book24 вы познакомитесь с интересными развлекательными книжками: игрушками, загадками, кроссвордами. Надеюсь, найдете много интересных материалов.
- Посетив сайт uchmag, вы попадете на офлайн-вебинар, где рассматривается совместная деятельность педагога и детей для проведения забавных развлечений.
- Наши маленькие друзья очень любят смотреть кукольные спектакли. И вы найдете много разнообразнейшего материала на эту тему, где занятия сопровождаются дидактическими и сюжетно — ролевыми играми.
- Вы хотите, чтобы ваши подопечные получали художественное и эстетическое развитие? Конечно, услышу положительный ответ. Тогда, зайдите и познакомьтесь с праздничными мероприятиями и с музыкально – сюжетными играми.
- Для старших дошкольников предлагаются занятия с сюжетно- ролевыми играми, помогающие развить смекалку, сообразительность, а также приобрести элементарные экономические знания. В этом поможет вам пособие ”Играем в экономику”.
- В электронном пособии “Дошкольное развитие” найдете комплект материалов с перспективным планированием и сюжетно-ролевыми занятиями в младшей и средней группе, а также для старшего и подготовительного возраста.
Можно ещё посмотреть литературу через поиск в Бук24, возможно вы найдёте там интересующий вас материал.
Роль сюжетно- ролевых игр
Вы, я уверена, что все знаете дорогие педагоги, родители, какое положительное влияние оказывают такие забавные мероприятия на малышей. В доу они очень распространены. Я только добавлю,что поскольку игра — ведущий вид деятельности для наших малюток, она отвечает за:
- эмоциональное и психическое развитие;
- интеллект;
- развитие фантазии, творчества;
- развитие речи.
Целью сюжетно — ролевой игры является помощь малышам в освоении взрослогомира.
Пять основных разновидностей сюжетно-ролевых игр
Вы спросите, а какие игры бывают? Много видов игрищ существует, но в основном их пять. Они бывают и смешанными. Каждая игра имеет свое содержание и выполняет воспитательную роль в развитии малышей.
- Постановочные. В этой разновидности ребенок сам себе режиссер. Он придумывает себе сценарий и говорит от своего имени или от имени игрушки.
- Общественные. Такие забавы являются полноценными, если у карапузов будут игрушки для таких игр. Например, чтобы играть в “больницу”, “транспорт” будут необходимы соответствующие реквизиты.
- Патриотические. В таких играх детки выступают в роли храбрых солдатов или известных космонавтов.
- Отображение мультфильмов или сказок. Ребята представляют сказочного персонажа.
- Бытовые. Детвора очень любит играть на домашние или семейные темы. Своей игрой детки показывают отношения в своей семье.
Так, для того чтобы правильно понять структуру таких увеселений, приведем несколько примеров.
- Игра в магазин. Как подготовить ребенка, чтобы он пошел в ближайший магазин за хлебом? Правильно, необходимы сюжетно –ролевые игры.
- Чтоб перестать бояться идти к врачу, нужно играть в “больницу” имитировать ситуации у различных врачей.
- Дети прекрасно копируют отношения своих родителей. Целью следующего развлечения, которая называется “Семья” является помочь деткам понять свою роль в обществе.
- Девочек заинтересуют парикмахеры, которые делают красивые прически. Они хотят быть похожими на своих мам. Играя в эту игру, ребята, в том числе и мальчики, получат знания об их профессии.
- До первого класса начинается подготовка к школьной жизни. В игре, посвященной школе, ребенок почувствует себя и учеником, и учителем.
- Социализации детей будет способствовать и следующая игровая деятельность, где девочки с помощью малюсенькой швейной машинки шьют платьица для своих кукол. Мальчики же здесь могут участвовать в качестве моделей.
- Вести себя красивов различных местах поможет игра в “Кафешку”.
- С детских лет малыши должны научиться правилам дорожного движения. Поможет в этом соответствующая игровая деятельность.
Сюжетно-ролевые игры в средней группе
В таблице показаны эти 8 вида сюжетно –ролевых игр, которые практикуются в средней группе.
Сюжетно-ролевая игра | Необходимый инвентарь для игры | Цель | Ход |
1. Магазин | Овощи, фрукты, деньги, весы, фартук и колпак для продавца. | 1)Улучшение знаний дошкольников о названиях фруктов и овощей. 2) Знакомство с тонкостями профессии продавца. | Покупатель просит продавца взвешивать фрукты. Он надевает колпак и фартук и начинает взвешивать. Покупатель достает деньги, платит и покупки ставит в сумку. |
2. Больница | Колпак врача, шпатель, фонендоскоп, вата, шприц из пластика, молоток для невропатолога, зеркало для врача -отоларинголога. | Ознакомление с инструментами врача поможет малышам уменьшить боязнь к докторам. | По предложению педагога дети делятся на врачей и больных. Первым даются инструменты, которые затем проводят прием пациентов. |
3. Семья | Кукла – в качестве малыша, колясочка игрушечная, веник, совок, посуда. | Раскрытие внутреннего мира дошколят, а также обучение взаимодействия и общения между семейными членами. | Сценарий регулируется детьми. Как они представляют отношения внутри семьи, так и играют. |
4. Парикмахерская | Расчески, заколки, флаконы от лака для волос и шампуней. | 1)Ознакомление с новыми терминами, которые обогащают их лексику, например, “укладка”, “бигуди”. 2)Обучение поведенческим нормам в разных общественных местах. | Клиент приходит к парикмахеру. Он с помощью заколок и расчески делает прическу. |
5. Школа | Звонок, доска, очки, указка, тетради, книги, ручки, рюкзак. | Дошколята знакомятся со школой и узнают, что это — конкретное место учебы. Они преодолевают страх передшколой. | Педагог звенит в звоночек и приглашает учеников войти в класс, потому что начинается урок. Дети заходят, сидят тихо, не балуются и на вопросы отвечают, поднимая руку. |
6. Ателье | Куколки, одежды для них, утюг, гладильная доска, бумага, метр, ножницыдлявыкроек. | Дети налаживают взаимоотношения друг с другом и знакомятся с кройкой и шитьем. | Малыши делают выкройку, потом вырезают ее и шьют платьица для кукол. |
7. Кафе | Поднос, сервиз для чая, фрукты, спецформа, игрушечные меню и пирожные. | Ребятки учатся аккуратно делать сервировку и уважать друг друга. | Участвуют повар, официант и посетители. Каждый делает свое дело. Их цель-качественно обслужить население. |
8. ПДД (Правила дорожного движения) | Нарисованная зебра, палка регулировщика, светофор. | Обучение правильному поведению на улице и переходу дороги, знакомство со светофором. | Деление детей на регулировщика, водителей и пешеходов. Педагог объясняет правила, а детки играют в придуманные им ситуации. |
В качестве заключения…
В начальной школе проводятся такие сюжетно–ролевые подвижные игры, как «Два мороза», «Гуси-лебеди», «Зайцы в огороде» и другие.
Необходимо помнить, что в жизни дошколят интересные развлечения являются очень важным видом деятельности. Они развивают у карапузов умственные, коммуникативные и творческие способности. Обязательно нужно детей поощрять в играх. Придумывайте с ними все новые интересные сюжеты.
Уважаемые воспитатели, педагоги и родители, понравилась статья? Если, да, то подписывайтесь на обновления блога и поделитесь статьей со своими друзьями, родственниками и коллегами. Пусть все дети мира растут в гармонии с окружающим миром, будут здоровы и веселы. Успехов!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Алгоритм сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская»
Здравствуйте, мои друзья и коллеги! На связи Татьяна Сухих и…
Как играть в сюжетно-ролевую игру «Ветераны»
Приветствую вас, читатели моего блога c с вами Татьяна Сухих! Сложная…
Цели сюжетно — ролевых игр в детском саду
Здравствуйте читатели блога на связи Татьяна Сухих! Я тут недавно перебирала…
Раньше даже не задумывалась как играть, играли как знали. Прочитала как делать это правильно, чтобы развивать ребенка.
Мария, раздел игры в блоге https://metodbv.ru/opit-rabot/igra/, думаю он вам пригодится))
Вернее играли не так, как знали, а как научили (родители, воспитатели и учителя). Ведь откуда — то вы получили знания о том, как играть.
Татьяна, спасибо вам за такой подробный материал. Как раз у меня сын сейчас играет во всякие такие игры (по мотивам мультфильмов или свои ролевые придумывает), а я не могла понять, что вдруг ему стало интересно меня подключать с той или иной ролью. Совсем забыла уже периоды развития, что проходили в институте.
И ваша табличка прямо как подсказка для меня, во что ещё можно поиграть с ребёнком.
Рада помочь, пользуйтесь на здоровье!
Мне понравилась игра ПДД, надо будет со своими мальчишками попробовать, мы с ними и в пожарных играем, и в полицейских, раньше еще играли в магазин и в больницу, сейчас уже поднадоело, а еще для мальчиков можно играть в автомастерскую — у нас эта игра одно время очень хорошо шла
Надя, вы тоже работаете в детском саду?
Интересно, я как — выпустила эту игру из виду, надо будет посмотреть атрибуты для этой игры, и тоже с ребятишками поиграть в автомастерскую ))
Я очень много слышала о кукольных спектаклях. Признаюсь честно, я не знала, что к воспитательной работе в детских садах так серьезно подходят. То ли у Вас такой замечательный садик. Жаль, что мы не у Вас(