Приветствую вас, дорогие читатели! Сегодня, как обычно, я, Татьяна Сухих, постараюсь ответить на наиболее важные для вас вопросы по теме воспитания детей. Итак, руководство требует от вас составления планов и проведения отчетности, и от этих требований уже просто голова идет кругом? И вот, на повестке дня план режимного момента, направленных на воспитание культурных и гигиенических навыков, а также укрепление здоровья ребятишек.
Содержание статьи:
- 1 Какие культурно-гигиенические умения формируются у малышей дошкольного возраста
- 2 Особенности подачи материала для детей различных возрастных групп
- 3 Структура вашего будущего конспекта
- 4 Подытожим вышесказанное
- 5 Займусь-ка я самообразованием!
- 6 Математика темы самообразования: я считаю до пяти, не могу до десяти…
- 7 Самовоспитание и самообразование: размышление о смысле жизни педагога…
Какие культурно-гигиенические умения формируются у малышей дошкольного возраста
Как грамотно составить этот документ, чтобы он имел не только номинальное значение для заведующего вашей организации, но и пригодился вам самим? Как сделать так, чтобы с его помощью вы смогли продуктивно организовать проведение занятий с детсадовцами, школьниками, а также детьми, проживающими в интернате, ведь для них особенно важно научиться правильно, ухаживать за собой.
Спешу поделиться с вами любопытной информацией, которую открыла для себя, изучая специальную литературу по нашей теме, и полезными источниками, например, такими как «Журналы контроля по освоению культурно-гигиенических и трудовых навыков», а также дидактическими материалами в виде карточек для различных возрастов. Итак, в добрый путь!
Для начала напишу несколько слов о культурно-гигиеническом воспитании в общем. Думаю, вы знаете, что занятия по формированию данных умений у детей проводятся уже в младших группах, т. е. начиная с раннего возраста.
Какие же знания приобретают малыши на этих уроках:
- дети учатся поддерживать чистоту тела;
- одеваться;
- осваивают культуру принятия пищи;
- овладевают навыками поддержания порядка.
Особенности подачи материала для детей различных возрастных групп
Для того, чтобы научить детей выполнять необходимые гигиенические процедуры самостоятельно, важно правильно организовать занятия с ними. При составлении плана режимного момента следует учитывать возраст воспитанников, с которыми будет проводиться урок.
Вот на что нужно лучше обратить внимание, когда вы будете составлять конспект мероприятия:
- Способ подачи информации. Не забывайте, что для малышей в 1 младшей группе, а также для детей трех — пяти лет очень важно, чтобы с ними играли. В ходе игры они гораздо легче осваивают новые умения.
- Визуализация. Использовать дидактические материалы нужно при работе со всеми возрастными группами, поскольку этот способ подачи материала наиболее перспективный и выигрышный. Для малышей отлично подойдут карточки-помощницы, демонстрирующие процесс проведения осваиваемых процедур.
Вот, что могу предложить я:
- «Наглядно-тематический комплект «Освоение детьми раннего возраста культурно-гигиенических и трудовых навыков» Алгоритм в картинках. 2—3 лет» для ребятишек в младшей группе.
- Подобные материалы есть и для деток во второй младшей группе: «Наглядно-дидактический комплект «Культурно-гигиенические и трудовые навыки»: Алгоритм в картинках. 3—4 лет».
— Для детей 4—5 лет имеется подобный материал с картинками.
— Алгоритм режимных моментов есть и для ребят 5—6 лет.
— Дидактическое пособие для 6—7 летних детей очень неплохо помогает на занятиях по развитию речи и закреплению навыков личной гигиены.
Для деток в средней группе отличным наглядным пособием также станет таблица с картинками, а для выпускников детского сада она может уже содержать и короткие текстовые подписи к рисункам.
- Подход. Важно помнить, что в ранних возрастных группах дети только начинают осваивать навыки одевания, умывания и т. д., поэтому вашей задачей является сформировать у них активную позицию и умение довести дело до конца. При работе с дошкольниками, находящимися в старшей группе, подход уже несколько иной. Здесь важно закрепить уже имеющиеся умения и сделать упор на повторение пройденного материала, коррекцию правильности действий.
Хочется еще напомнить вот о чем. Поскольку мы говорим о режимном мероприятии, то занятия по гигиене – это обычно уроки 1 половины дня, тренировку умений одеваться самостоятельно можно совместить с прогулкой, а отрабатывать навыки принятия пищи во время обеда.
Структура вашего будущего конспекта
Само понятие «план» уже подразумевает, что в нем должны быть указаны ключевые моменты работы с детьми. Составляя его вам необходимо в определенном порядке изложить ход мероприятия.
Если вы принимаете воспитанников в доу уже не первый год, то наверняка уже знакомы с так называемыми журналами контроля. Эти издания могут стать потрясающими помощниками при подготовке составлении конспекта. Меня, например, заинтересовала серия пособий, составленная Мурченко Н. А. Это такие издания, как «Журнал контроля по освоению культурно-гигиенических и трудовых навыков детьми 2—3 лет», а также 3—4, 4—5, 5—6 и 6—7 лет.
Меня в них привлекает не только возможность пошагово спланировать свою деятельность и предоставить отчет о ней с рекомендациями, но и наличие кратких содержательных «шпаргалок» для воспитателя с определением основных задач проведения тех или иных работ, рекомендациями по созданию подходящих условий для формирования навыков самообслуживания.
Вот какие пункты должны присутствовать в вашем конспекте:
- Тема мероприятия. Это может быть, например, «Подготовка к обеду», «Сбор на прогулку», «Умывание» и т. д. Обязательно следует указать на какой возраст ориентировано занятие. Если вы будете проводить работу с детьми в коррекционных группах, то это также следует отметить в вашей теме.
- Цель. Определите, что это формирование (для малышей раннего возраста) или закрепление (для занятий в средней или в подготовительной группе) навыков самообслуживания при приеме пищи, сервировке стола, подготовке ко сну и т. д.
- Задачи. Здесь вы указываете, как именно будете добиваться поставленных целей в ходе вашего занятия.
- Методы и приемы. Вы можете использовать словесный метод, объясняя новый материал. Наглядно вы можете продемонстрировать детям процесс одевания на примере куклы, чтобы затем они закрепили практический навык.
- Оборудование. Если ваша тема умывание, то воспитательно-образовательная деятельность может проходить в ванной комнате с использованием таких материалов, как, например, мыльницы и полотенце.
- Дидактические материалы. Про них подробнее я уже рассказала в предыдущем разделе своей статьи.
- Ход режимного мероприятия. Здесь вы подробно напишете о том, как будет построено ваше занятие.
Подытожим вышесказанное
Это основные моменты, о которых мне сегодня хотелось рассказать вам, дорогие читатели. Теперь вы наверняка понимаете, что ничего сложного в составлении конспекта режимного мероприятия, в общем то, и нет.
Важно просто нужно учитывать следующие моменты:
- психологические и физические особенности развития детей определенного возраста;
- тип учебного заведения;
- особенности образовательной программы;
- режим посещения занятий (в первую половину дня или во вторую).
Ну вот и все! Удачи вам и терпения при проведении анализа вашей возрастной группы и подготовке к занятию. Очень хочется верить, что эти советы смогут оказаться полезными для вас. Рада, что читаете мой блог!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Займусь-ка я самообразованием!
Приветствую всех, кто посещает мой блог! С вами Сухих Татьяна….
Математика темы самообразования: я считаю до пяти, не могу до десяти…
Доброго дня, уважаемые друзья и читатели, с вами Татьяна Сухих!…
Самовоспитание и самообразование: размышление о смысле жизни педагога…
Приветствую всех друзей! С вами Сухих Татьяна. Кошмар, просто сон…
Мы дома делали плакат с режимом дня, в который входили фотографии самого ребенка: проснулся, умылся, почистил зубки, позавтракал и т.д. Конечно в детском саду не просто сделать подобную наглядную модель для каждого воспитанника, но такой находчивый воспитатель как вы Татьяна, точно найдет возможность. Например, пусть это будет не плакат, а небольшая книжечка «Я чистюля», где на каждом развороте будут часики и фото ребенка, занимающегося своим делом в определенное время. Малыши до 5 лет, прекрасно сами следят за выполнением режима, тем более, когда у них есть такой стимул — визуализация себя с чистюлей.
Спасибо Виктория за идею, она мне очень понравилась, можно сделать и общий для всех ребятишек, а можно сделать плакат в уборной, фото каждого ребёнка выше над картинками по режимным моментам и каждый ребёнок будет знать, что этот небольшой визуальный план именно для него))
Интересно узнавать от Вас, Татьяна, о работе в детском саду педагогов , так сказать, изнутри.
Сама бы не подумала, что именно такое внимание уделяется осваиванию режимных моментов. Хотя и в семьях все это делают.)))