Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
02
Июль

Дети с нарушением слуха в ДОУ – какие сложности могут возникнуть?

Автор: Главный редактор Елена Походина
Рубрика: Дети с ОВЗ

Привет, дорогие читатели и коллеги! Татьяна Сухих рада новой встрече. У детей каникулы, а у нас их не бывает, как вы знаете, поэтому я продолжаю образовательные поиски для самосовершенствования. Сегодня поговорим о следующем: дети с нарушением слуха в ДОУ. Каковы особенности их обучения и воспитания в условиях детского сада?

Что стоит знать о детках с нарушениями слухового аппарата?

Различают 4 группы таких деток:

  • Глухие малыши без речи – обычно это ребятки, потерявшие слух в раннем младенчестве;
  • Глухие дети, у которых сохранилась речь – ребенок потерял слух уже после формирования речевых навыков;
  • Слабослышащие детки с развитой речью;
  • Слабослышащие ребята, имеющие серьезное нарушение речи фонематического или иного характера.

Помимо специальной работы воспитателя-дефектолога с такими малышами, направленной на развитие остатков слуха и обучение «говорению», задача родителей и педагогов обеспечить возможность полноценного общения со сверстниками, как имеющими подобные особенности, так и без них. Для этого предусмотрены нашей системой дошкольного образования несколько вариантов интеграции в детский коллектив.

Итак, как на практике «работает» инклюзивное образование на примере деток с проблемным слухом:

  • Кратковременная интеграция особенных деток из коррекционной группы в коллектив с обычными детьми – совместная деятельность во время разных праздничных мероприятий в садике – 1-2 раза в месяц;
  • Частичное внедрение таких ребят в обычные группы, даже, если слабослышащие или глухие детки пока имеют низкий уровень восприятия речи других людей – они пребывают в группе часть дня;
  • Комбинированное внедрение – 1-2 ребенка с проблемным слухом постоянно получают образование и воспитание с обычными детьми, при этом с ними проводится коррекционная работа на базе ДОУ;
  • Полное внедрение – малыши этой категории постоянно пребывают в массовой группе, при этом коррекционное сопровождение в саду не предусмотрено. С ребенком занимаются специалисты вне садика;
  • Смешанная интеграция – в одной группе воспитываются и обычные, и особенные детки (4-5 человек на стандартную группу), причем, вместе с двумя воспитателями работает специалист-дефектолог. Программа обучения и развития составляется с учетом потребностей обеих микрогрупп.

Специальная литература для работы с особенными детками

Как обычно, я опираюсь в своих статьях на научную основу, так сказать, например, могу посоветовать по нашей теме следующее:

  • Учебно-методическое пособие «Коррекционно-педагогическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха» – образовательные методики садика и начальной школы, в общем, сходны, поэтому и для старших дошкольников эти материалы пригодятся;
  • «УчМаг» также предлагает принять участие в офлайн-вебинарах: «Разработка адаптированной образовательной программы для детей и обучающихся с тяжелыми нарушениями слуха» и «Психолого-педагогическая характеристика и образование детей с нарушениями слуха» – обратите внимание, что вас будут обучать ведущие специалисты в этом вопросе, не упустите возможность повысить квалификацию;
  • Кстати, о повышении квалификации – тот же «УчМаг» предоставляет шанс, не выходя их дома, прослушать интересный материал и получить соответствующий документ, при этом ваша профессиональная характеристика только выиграет.
    Итак, темы, которые могут вас заинтересовать: «Реализация образовательной программы для обучающихся с нарушениями слуха в соответствии с ФГОС» и «Реализация образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями слуха в соответствии с ФГОС ДО».

Я вам скажу, как педагог, даже в нашем не слишком дружелюбном и комфортном пространстве для особенных деток вполне реально максимально адаптировать слабослышащих или глухих малышей в нормальную жизнь рядом с другими людьми. Важно, чтобы родители таких деток, мамы-папы детей без особенностей и педагоги действовали в одном направлении – помогали друг другу с пониманием и теплотой.

Несколько слов о целях образования слабослышащих или глухих детей

Самое главное – научить малышей говорить и изучить родной язык в доступной им форме. Дефекты слуха влияют и на общее развитие малыша. Возможно снижение внимания, памяти, пониженная реакция на внешние раздражители, что порождает другие ограничения. Работая с такими детками, нужно учитывать особенности их познавательной и личностной сферы.

Пока это все, но дальше я расскажу вам про виды игр и занятий для деток с дефектом слуха и много еще чего поведаю. Прошу вас поделиться моими материалами с друзьями и подписаться на обновления.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности

Привет, дорогие мои читатели, уже ставшие друзьями! Немного печальная сегодня...

1 комментарий
работа с аутизмом

Работа с аутичными детьми – запасаемся терпением и верой в успех

Привет, дорогие мои единомышленники и все, кто чисто случайно попал...

6 комментариев
дети равны

Страх и жалость при работе с детьми ОВЗ

Здравствуйте, мои уважаемые коллеги и родители, чьи малыши попадают под...

1 комментарий

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 4
  • Ольга
    03.07.2017 в 18:21

    Очень жаль, когда есть проблемы со слухом. Но хорошо, что из любой ситуации есть выход.

    • Татьяна
      03.07.2017 в 22:08

      Всё совершенствуется, время не стоит на месте.

  • Татьяна
    02.07.2017 в 21:42

    Как же жалко всех этих деток, которые не могут видеть, слышать, говорить, или это у них слабо проявлено. Но с другой стороны, хорошо, что с такими детишками занимаются, и что они не будут чувствовать себя какими-то не такими. У вас потрясающий блог, Татьяна! Теперь буду заходить к вам чаще)

    • Татьяна
      03.07.2017 в 11:00

      Спасибо Татьяна, буду очень вам рада, детки все разные, но сейчас особенным ребятишкам образование стало больше уделять внимания и это радует, дети находятся в коллективе говорящих и слышащих и это способствует не только развитию малышей, а также приобретению друзей сверстников.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика