Привет, дорогие читатели и коллеги! Татьяна Сухих рада новой встрече. У детей каникулы, а у нас их не бывает, как вы знаете, поэтому я продолжаю образовательные поиски для самосовершенствования. Сегодня поговорим о следующем: дети с нарушением слуха в ДОУ. Каковы особенности их обучения и воспитания в условиях детского сада?
Содержание статьи:
- 1 Что стоит знать о детках с нарушениями слухового аппарата?
- 2 Специальная литература для работы с особенными детками
- 3 Несколько слов о целях образования слабослышащих или глухих детей
- 4 Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности
- 5 Работа с аутичными детьми – запасаемся терпением и верой в успех
- 6 Страх и жалость при работе с детьми ОВЗ
Что стоит знать о детках с нарушениями слухового аппарата?
Различают 4 группы таких деток:
- Глухие малыши без речи – обычно это ребятки, потерявшие слух в раннем младенчестве;
- Глухие дети, у которых сохранилась речь – ребенок потерял слух уже после формирования речевых навыков;
- Слабослышащие детки с развитой речью;
- Слабослышащие ребята, имеющие серьезное нарушение речи фонематического или иного характера.
Помимо специальной работы воспитателя-дефектолога с такими малышами, направленной на развитие остатков слуха и обучение «говорению», задача родителей и педагогов обеспечить возможность полноценного общения со сверстниками, как имеющими подобные особенности, так и без них. Для этого предусмотрены нашей системой дошкольного образования несколько вариантов интеграции в детский коллектив.
Итак, как на практике «работает» инклюзивное образование на примере деток с проблемным слухом:
- Кратковременная интеграция особенных деток из коррекционной группы в коллектив с обычными детьми – совместная деятельность во время разных праздничных мероприятий в садике – 1-2 раза в месяц;
- Частичное внедрение таких ребят в обычные группы, даже, если слабослышащие или глухие детки пока имеют низкий уровень восприятия речи других людей – они пребывают в группе часть дня;
- Комбинированное внедрение – 1-2 ребенка с проблемным слухом постоянно получают образование и воспитание с обычными детьми, при этом с ними проводится коррекционная работа на базе ДОУ;
- Полное внедрение – малыши этой категории постоянно пребывают в массовой группе, при этом коррекционное сопровождение в саду не предусмотрено. С ребенком занимаются специалисты вне садика;
- Смешанная интеграция – в одной группе воспитываются и обычные, и особенные детки (4-5 человек на стандартную группу), причем, вместе с двумя воспитателями работает специалист-дефектолог. Программа обучения и развития составляется с учетом потребностей обеих микрогрупп.
Специальная литература для работы с особенными детками
Как обычно, я опираюсь в своих статьях на научную основу, так сказать, например, могу посоветовать по нашей теме следующее:
- Учебно-методическое пособие «Коррекционно-педагогическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха» – образовательные методики садика и начальной школы, в общем, сходны, поэтому и для старших дошкольников эти материалы пригодятся;
- «УчМаг» также предлагает принять участие в офлайн-вебинарах: «Разработка адаптированной образовательной программы для детей и обучающихся с тяжелыми нарушениями слуха» и «Психолого-педагогическая характеристика и образование детей с нарушениями слуха» – обратите внимание, что вас будут обучать ведущие специалисты в этом вопросе, не упустите возможность повысить квалификацию;
- Кстати, о повышении квалификации – тот же «УчМаг» предоставляет шанс, не выходя их дома, прослушать интересный материал и получить соответствующий документ, при этом ваша профессиональная характеристика только выиграет.
Итак, темы, которые могут вас заинтересовать: «Реализация образовательной программы для обучающихся с нарушениями слуха в соответствии с ФГОС» и «Реализация образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями слуха в соответствии с ФГОС ДО».
Я вам скажу, как педагог, даже в нашем не слишком дружелюбном и комфортном пространстве для особенных деток вполне реально максимально адаптировать слабослышащих или глухих малышей в нормальную жизнь рядом с другими людьми. Важно, чтобы родители таких деток, мамы-папы детей без особенностей и педагоги действовали в одном направлении – помогали друг другу с пониманием и теплотой.
Несколько слов о целях образования слабослышащих или глухих детей
Самое главное – научить малышей говорить и изучить родной язык в доступной им форме. Дефекты слуха влияют и на общее развитие малыша. Возможно снижение внимания, памяти, пониженная реакция на внешние раздражители, что порождает другие ограничения. Работая с такими детками, нужно учитывать особенности их познавательной и личностной сферы.
Пока это все, но дальше я расскажу вам про виды игр и занятий для деток с дефектом слуха и много еще чего поведаю. Прошу вас поделиться моими материалами с друзьями и подписаться на обновления.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:

Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности
Привет, дорогие мои читатели, уже ставшие друзьями! Немного печальная сегодня…

Работа с аутичными детьми – запасаемся терпением и верой в успех
Привет, дорогие мои единомышленники и все, кто чисто случайно попал…

Страх и жалость при работе с детьми ОВЗ
Здравствуйте, мои уважаемые коллеги и родители, чьи малыши попадают под…
Добрый день, Татьяна! Меня зовут Елена, работаю более 30 лет в детском саду. Сейчас у нас появился мальчик — инвалид 3,6 года, после операции по КИ. Я столкнулась с проблемами: как организовать специальные условия обучения такого ребенка, именно, какое необходимо оборудование, программное обеспечение?? Буду благодарна за любую помощь, совет.
Честно говоря с такой ситуацией не сталкивалась, но я поищу информацию и если найду ответ обязательно напишу статью на эту тему, спасибо за вопрос.
Очень жаль, когда есть проблемы со слухом. Но хорошо, что из любой ситуации есть выход.
Всё совершенствуется, время не стоит на месте.
Как же жалко всех этих деток, которые не могут видеть, слышать, говорить, или это у них слабо проявлено. Но с другой стороны, хорошо, что с такими детишками занимаются, и что они не будут чувствовать себя какими-то не такими. У вас потрясающий блог, Татьяна! Теперь буду заходить к вам чаще)
Спасибо Татьяна, буду очень вам рада, детки все разные, но сейчас особенным ребятишкам образование стало больше уделять внимания и это радует, дети находятся в коллективе говорящих и слышащих и это способствует не только развитию малышей, а также приобретению друзей сверстников.