Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
17
Январь

Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ

Автор: Татьяна Сухих
Рубрика: Дети с ОВЗ

Здравствуйте, уважаемые педагоги и просто любимые читатели. Я Татьяна Сухих, сегодня хочу поговорить на довольно деликатную тему о том, как организовать индивидуальные занятия с детьми, имеющих ограничения по состоянию здоровья.

Вступительное слово

Уверенна, вам уже приходилось слышать такое понятие, как «дети с ОВЗ» в детских дошкольных учреждениях. Термин относительно новый, так как появился после принятия закона «Об образовании в Российской Федерации» в 2012-м году и вступления его в силу уже в сентябре 2013-го. В законе говорится о том, что каждый малыш имеет право на получение общего образования независимо от его возможностей.

Но (!) совершенно не сказано, как выполнить столь нелегкую задачу по объединению обычных детей и ребятишек с ограниченными возможностями в образовательном процессе. На первых парах для многих воспитателей, как, впрочем, и для меня поставленная правительством цель казалась невыполнимой! Я помню свои бессонные ночи и страх перед незнанием предстоящей работы. И вот спустя годы, я хочу поделиться информацией и бесценным опытом работы в коллективах детей с ОВЗ.

Стоит сразу сказать, что пока не существует общей адаптированной программы для детей дошкольников с ОВЗ. Если заглянуть в образовательные основы, написанные по ФГОС, то вам не удастся их найти даже на официальном сайте.

Благо, что в помощь воспитателям трудятся детские психологи и специалисты медицины, разрабатывающие литературные и другие пособия.

Пополняем свой запас знаний

В качестве примера можно привести труд Е.А.Чевычеловой, предлагающий развернутые тематические планы для коррекционной работы с дошкольниками средних групп, имеющих проблемное зрение. Здесь воспитатели ДОО, психологи, дефектологи, а также родители найдут для себя массу полезной информации о развитие у ребенка зрительного восприятия мира, ориентировании его в социально-бытовой сфере и пространственных отношениях.

Еще одним пособием, которое стоит взять на заметку, является электронный материал о социально-коммуникативном развитие ребятишек, имеющих ограничения в здоровье. Автором А.В.Елоевой было создано пособие максимально соответствующее требованиям ФГОС, которое поможет учителям и воспитателям в социальном сопровождении обучающихся, то есть в планирование совместных и индивидуальных занятий ребенка для успешного раскрытия его потенциала. Такое пособие должно быть обязательным для социального педагога.

Весьма эффективным способом повышения квалификации для специалистов ДОУ в условиях современности, по моему мнению, являются всевозможные тренинги и форумы. А как вы относитесь к посещению вебинаров? Если положительно, уверенна вы сможете оценить следующие офлайн-вебинары:

  •  «Развитие речи детей с ОВЗ», представленный в 2-х частях, с которым вы можете ознакомиться по ссылке http://www.uchmag.ru;

  • «Индивидуальная комплексная образовательная программа в условиях ИО(инклюзивного образования) детей с ОВЗ», который проведет учитель-дефектолог высшей категории М.Н.Емельянова в 4-х частях http://www.uchmag.ru/;

  • «ФГОС НОО: коррекционно — педагогическое сопровождение детей с ОВЗ», где благодаря работе педагога-психолога И.В.Гуреевой вы научитесь включать малышей с ограничениями здоровья в учебный процесс http://www.uchmag.ru;

  • «Специальные условия обучения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе с учетом ФГОС» от старшего методиста Н.Н.Куклевой http://www.uchmag.ru.

Индивидуальные занятия с детьми: основы основ

Но прежде чем заниматься повышением квалификации, следует знать основные термины и понятия, касающиеся развития дошкольников в ограниченных условиях. Я думаю, что из информации, приведенной выше понятно, что ребенок с ОВЗ имеет временный или постоянный недостаток в развитии. Это может быть связано с его физическими или психологическими особенностями. В основном специалисты разделяют таких воспитанников по следующим категориям:

  1. дети, чья слуховая функция нарушена;

  2. малыши с дисфункцией речи, нуждающиеся в логопедических упражнениях;

  3. дошкольники, у которых имеются зрительные нарушения либо полная слепота;

  4. ребятишки с патологиями опорно-двигательного аппарата;

  5. детки, отстающие в умственном развитии или имеющие проблемы психологического характера;

  6. воспитанники с поведенческим расстройством и нарушениями в общении.

Исходя из определения детских особенностей ОВЗ, воспитатель планирует проведение занятий для всей группы, ориентированное на индивидуальные особенности конкретного ребенка или нескольких детей.

Что нужно знать о здоровье детей и их обучении?

Малышам той или иной категории свойственны некоторые характерные черты, которые стоит учесть.

  1. Например, ребятишки с нарушением слуха будет труднее воспринимать материал, в связи с чем, нарушается память, речь и мышление в принципе. Малыши могут быть обидчивыми, замкнутыми и невнимательными не зависимо от возраста. В занятиях с такими детьми следует делать ударение на улучшение пространственного восприятия и координации движений. Нужно учитывать, что ребята с ограничениями слуха отлично читают по губам, чем можно воспользоваться, произнося тексты четко, с использованием положительных мимических жестов. Также пригодятся картинки с надписями, запоминая которые дошкольник старшей группы меньше пропускает буквы в словах, то есть усиливает зрительное восприятие.

  2. Детки с нарушением зрения требуют тщательного распределения зрительных нагрузок. Занятия также должны ориентировать ребенка в пространстве, а также социально-бытовой сфере. Огромную роль в занятиях с такими малышами играют игры, развивающие мелкую моторику, а также осязание. Воспитателю пригодятся логопедические знания и умение управлять мимикой лица. Детки, не имеющие возможности хорошо видеть, могут при этом иметь отличный слух. Поэтому педагогам сгодятся аудио материалы, игры с музыкой или танцы.

  3. ЗПР(задержка психического развития) у воспитанников ДОУ характеризуется высокой степенью физической активности ребенка, его неусидчивостью, невозможностью сконцентрироваться на занятии или выполнить его самостоятельно. Поэтому информационные материалы, возможно, будет легче преподнести в процессе подвижной игры.

  4. А вот для ребят с нарушениями опорно — двигательного аппарата больше всего важна психологическая поддержка, воспитание неунывающих взглядов, оптимистичного отношения не только к себе, но и своим близким. Важно, чтобы в этом процессе участвовали педагоги-психологи, труженики медицинской отрасли и, конечно, родители. Роль заботливых мам и пап неоценима в процессе развития детей с ОВЗ. Тем более, что у них на много больше возможности проводить индивидуальные занятия с учетом потребностей своего малыша, чем у воспитателя в детском саду.

Что еще нужно знать об инклюзивном образовании?

Объяснить это опекунам должен именно педагог. Тем более, что первым действием в алгоритме принятия дитя с ОВЗ в детский сад является встреча с родителями. Ведь последующие составление планов занятий включает в себя рекомендации психолого — медико — педагогической комиссии (ПМПК) и заключения после беседы с мамой и папой.

Конспекты воспитателя также будут ориентированы на заключение ПМПК согласно определению ребенка с ОВЗ в ту или иную группу для инклюзивного образования.

Инклюзивное образование – понятие, которое появилось вместе с законом «Об образовании в Росийской Федерации» в 2012 году. Оно подразумевает полноценное совместное обучение детей с ОВЗ с ребятами, не имеющими никаких ограничений.

И так группы могут иметь комбинированную и компенсирующую направленность.

В первом случае, имеется в виду, что ребенок ограниченный особенностями здоровья будет развиваться вместе со всеми остальными детьми без таких ограничений. В этом случае, законом не было придумано что-то новое. И раньше ДОУ посещали дети с плохим зрением или слухом. Поправки в законе скорее подтолкнули к посещению общих групп в детском саду детей с психологическими или физическими особенностями. Раньше родители и опекуны чаще отдавали предпочтение специальным – закрытым учреждениям или домашнему обучению.

Компенсированная направленность в образовании подразумевает детские коллективы, которые посещают малыши с одним и тем же нарушением в развитии. Количество детей в таких группах ограничено и до достижения воспитанниками младшего 3-х летнего возраста чаще всего не превышает 6 человек. Принять большее количество ребят детский сад может уже в средние и старшие дошкольные группы. Однако число малышей все равно может ограничиваться согласно категории ОВЗ.

Конечно же, сейчас мы – педагоги и воспитатели, стали более квалифицированными в этом вопросе. Образовательная программа совершенствуется с каждым годом. Но согласитесь, не бывает так, чтобы не оставалось вопросов по индивидуальным занятиям с детьми, тем более в столь щепетильном вопросе. Выскажите своё мнение и если вы работаете в саду, то поделитесь своим опытом.

Всегда актуальной тема развития детей с ОВЗ будет для их родителей, поэтому, уважаемые читатели, подписывайтесь намой блог, а я чем смогу, помогу и отвечу на ваши вопросы. На сегодня я прощаюсь с вами, до новых встреч!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности

Привет, дорогие мои читатели, уже ставшие друзьями! Немного печальная сегодня...

1 комментарий

Группа детей с ОВЗ в детском саду: какие трудности нас ожидают?

Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили внимание...

3 комментария

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика