Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
26
Ноябрь

Группа детей с ОВЗ в детском саду: какие трудности нас ожидают?

Автор: Главный редактор
Рубрика: Дети с ОВЗ

Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили внимание на детей и стали открываться группы для детей с ОВЗ в детских садах. Некоторые воспитатели не прошедшие курсы  (по организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья) обескуражены тем, что воспитатели таких групп получают более высокую зарплату и дополнительные дни к отпуску. Сегодня я попытаюсь доходчиво объяснить, что собой представляет работа с этим контингентом деток и за что педагогам, которые прошли специальное инклюзивное обучение, даются некоторые привилегии.

Кто входит в группу ОВЗ?

Кстати, если кто хочет изучить нормативно-правовую базу по данному вопросу самостоятельно, могу порекомендовать пособие «Обучение детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО. Локальные правовые акты», купить его можно на портале «Лабиринт.ру».

Итак, стоит отметить, что направление в группу для деток с ограниченными возможностями здоровья можно получить после прохождения специальной психолого-медико-педагогической комиссии и только по согласию родителей или опекунов малыша. Учитывая права ребенка на выбор формы и способа получения образования, специалисты могут лишь рекомендовать маме перевести малыша в специальную группу.

Дело в том, что иногда родители не замечают отклонений в поведении ребенка, которые свидетельствуют о наличии определенного заболевания, которое снижает его возможности получать образование обычным путем. Есть детки, которые родились с явными отклонениями по здоровью и развитию, а есть случаи, когда только по некоторым признакам, заметным специалисту, можно определить наличие какого-то дефекта.

Нужно быть очень внимательным к своим детям и при малейших подозрениях обращаться к специалистам. Ведь большинство незначительных дефектов развития и здоровья можно подкорректировать и забыть о них, но только при ранней диагностике.

Дети могут проходить обучение в коррекционной группе при наличии таких дефектов:

  • Нарушение слуха, зрения, речи;
  • Легкая задержка психического развития;
  • Негативные психические состояния;
  • Психопатоподобные формы поведения;
  • Педагогическая запущенность;
  • Легкая двигательная патология;
  • Сложные формы аллергии;
  • Часто повторяющиеся общие заболевания.

Стоит отметить, что перечисленные патологии должны быть в легкой форме, если же патология тяжелой формы, ребенок просто физически не сможет находиться вне дома и без родителей.

Особенности работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью

Нужно понимать, что независимо от состояния физического и психического здоровья ребенка, он имеет равные права на получение образования, как и другие ребята. Просто для деток с ОВЗ составляется индивидуальная программа развития и более глубокая направленность на развитие ребёнка.

В помощь и себе, и всем коллегам, которые работают или планируют работать в коррекционной группе, я подобрала тематические книги в том же «Лабиринте»:

  • «Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ» – это методическое пособие с рекомендациями по преодолению дефектов в развитии будет интересно всем заинтересованным лицам;
  • «Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС» – компакт-диск серии «Педагогическая видеомастерская» содержит материалы по созданию такой развивающей среды, которая максимально раскроет потенциал каждого ребенка.

Дети с ОВЗ имеют право и должны воспитываться и развиваться в коллективе своих сверстников. Для этого создаются специальные группы или такие детки интегрируются в обычную группу в так называемом массовом детском саду (в отличие от специализированного). Кстати, пребывание деток с ОВЗ в садиках бесплатное.

Мне очень нравится выражение: создание безбарьерного развивающего пространства. Это емкая фраза, не так ли, которая характеризует главную задачу педагога, который работает с этим контингентом деток. Мы должны сделать все, чтобы малыши с ограничениями по здоровью могли получить полноценное дошкольное воспитание и образование в условиях обычного детского сада.

Главной особенностью работы с детками, имеющими ограничения по здоровью, является постоянное психологическое, медицинское и педагогическое сопровождение детей грамотными специалистами, которые тесно взаимодействуют между собой. Работа с этими малышами заключается во всестороннем поиске путей преодоления дефектов и полная социализация в обществе.

Воспитатели одни не могут решить проблему коррекции физических или психологических проблем малышей. Только вместе мы все преодолеем, в том числе и с помощью родителей. И это не только моё мнение, так считают многие специалисты с которыми мы были на курсах.

Методическое подспорье для педагогов

Сегодня существуют разные формы самообразования, включая литературу, семинары, курсы и т.п. Как все успеть? Можно, не выходя из дому, пройти обучение онлайн и получить соответствующие сертификаты, которые не будут лишними в вашем портфолио.

Особенно выгодные предложения по семинарам я всегда нахожу в «УчМаге»:

  • «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования»;
  • «ФГОС НОО: коррекционно-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»;
  • «Специальное образование детей с особыми образовательными потребностями»;
  • «Методы, приемы и формы работы с родителями по развитию и коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ».

В чем трудности работы с не совсем здоровыми детками?

Дело в том, что для таких ребят характерна некоторая двигательная заторможенность или гиперактивность, недостаточная координация движений, плохая работоспособность, низкая социализация, интеллектуальная недостаточность, отклонения в познавательных процессах и т.п.

Обычно адаптация такого ребенка проходит с большими трудностями, поскольку налицо заниженная самооценка, различные страхи. Но при этом, как утверждают специалисты, один дефект компенсируется завышенным положительным качеством у таких деток. Например, плохо слышащие малыши отличаются острым зрением и большим интересом к ИЗО. А слабовидящие детки имеют отлично развитое так называемое шестое чувство.

Чтобы работать с этим контингентом воспитанников, мало быть просто воспитателем, имеющим стандартное дошкольное образование. Нужно пройти специальные курсы, самостоятельно изучить много литературы, изучить не только свои обязанности, но и вникнуть в психологию этих детей, понять особенности их физического состояния.

На каждого малыша с ОВЗ пишется характеристика каждым специалистом, который работает с ним. Проводится периодический мониторинг динамики развития ребенка, контроль здоровья, как физического, так и психологического.

Короче говоря, ведется очень трудная, но такая важная работа – коррекция дефектов здоровья ребенка.

Если говорить простым языком,то с детьми просто занимаются и учат не стесняться, а быть успешными в других видах деятельности среди сверстников. Воспитатель должен обращать внимание на способности ребёнка, воспитанникам группы.

Направления коррекционной работы с детками

С малышами, которые посещают коррекционную группу, занимаются по такому же принципу, что и с обычными детками, но с учетом особенностей данного контингента.

Так, большое внимание уделяется таким направлениям:

  • Развитие физического здоровья. Инструктор по физической культуре или по лечебной физкультуре разрабатывает на каждого малыша индивидуальную программу, которая предусматривает коррекцию тех или иных физических дефектов.

Воспитатель вместе с психологом использует физкультуру как инструмент по укреплению силы воли, активной жизненной позиции, мотивирует детей на самостоятельное принятие решения и воспитывает умение выходить из трудных ситуаций. Это укрепляет эмоциональное здоровье малыша и делает его сильнее во всех отношениях.

  • Развитие познавательных качеств. Используя принцип от простого к сложному, опираясь на принцип наглядности, другие методы и приемы, которые подходят каждому конкретному ребенку, обучают малышей навыкам самостоятельного исследования мира. Сложность в том, что у каждого ребенка своя особенность по здоровью и психосоматике, поэтому требуется тщательный подбор методического инструментария.
  • Развитие социально-коммуникативное. Это крайне важное направление именно для деток с ОВЗ. Они нуждаются в обучении самым элементарным бытовым вещам, которые облегчат их социализацию. Здоровые ребята обучаются навыкам самообслуживания и общения естественно, исподволь.

Малыши с ОВЗ испытывают трудности с самыми простыми действиями и часто имеют проблемы с речью. Логопед и воспитатель с двух фронтов решают эти проблемы, занимаясь индивидуально с каждым малышом. В организации коммуникативно-развивающей среды участвуют и педагоги, и родители деток с ОВЗ. Отдельным направлением является просветительная работа с мамами и папами.

Совместными усилиями идут обучения бытовым навыкам и коммуникативным.

  • Развитие художественно-эстетическое. Посредством занятий по музыке, рисованию, лепке и т.п. детки очень эффективно развивают мелкую моторику, осваивают навыки работы с разными материалами, учатся взаимодействовать с воспитателем и товарищами. Искусство очень важно для таких деток, они часто чрезвычайно восприимчивы к музыке, любят все красивое.

Вместо заключения…

Как вы понимаете, чтобы обеспечить выполнение таких непростых задач, которые стоят перед воспитателями специальных группы, необходимы знания, определённо — специальная подготовка и большое желание помочь малышам с ограниченными возможностями. Повышенная зарплата и увеличенный отпуск не будут радовать педагога, если он чувствует, что не дотягивает по своим профессиональным качествам, чтобы брать на себя такую ношу.

Надеюсь, я смогла объяснить, что представляет собой работа с детками с ОВЗ? Если так, просьба поделиться инфой с друзьями, кликнув по иконкам соцсетей. Плюс – приглашаю оформить подписку на новости. Надоедать не буду!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности

Привет, дорогие мои читатели, уже ставшие друзьями! Немного печальная сегодня...

1 комментарий

Группа детей с ОВЗ в детском саду: какие трудности нас ожидают?

Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили внимание...

10 комментариев
занятия с детьми с ОВЗ

Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ

Здравствуйте, уважаемые педагоги и просто любимые читатели. Я Татьяна Сухих,...

нет комментариев

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 10
  • Людмила
    20.10.2017 в 01:46

    Добрый вечер, Татьяна!

    Мне очень повезло, что я нашла ваш сайт. Я работала раньше с детьми ЗПР, а сейчас в нашу группу набрали детей СВЗ, было в группе 10человек ЗПР, а сейчас 14человек : аутистов, умственно отсталых, эпилепсик и с психическими расстройствами. Подскажите где найти и обучиться для работы с детьми СВЗ? И сколько должно быть детей в группе с такими диагнозами?

  • Марина
    07.10.2017 в 22:51

    Татьяна, здравствуйте! Тема работы с детьми с ОВЗ меня очень интересует. Я работаю воспитателем сопровождения в инклюзивном детском саду и в процессе работы возник вопрос — какую документацию должен вести педагог, который сопровождает детей? Никто ничего сказать не может, а требуют календарно-тематическое планирование на каждый день, отличающееся от планирования воспитателя группы, с чем я не согласна, т.к. я сопровождаю и помогаю детям с ОВЗ включится в те игры, которые проводит воспитатель. Может вы посоветуете к каким документам обратится за помощью в этом вопросе, или к конкретному человеку. Заранее благодарна за ответ!

    • Татьяна
      08.10.2017 в 19:31

      Скоро выйдет статья по вашему вопросу, следите за обновлениями.

  • Людмила
    20.07.2017 в 16:51

    Доброго времени суток! Я заместитель директора по воспитательно-методической работе, на данной должности нахожусь недавно. Я столкнулась с такой проблемой: у нас обычный муниципальный детский сад, всего 4 группы детей. В одну из них ходит ребёнок с диагнозом ОНР, ОВЗ. По ПМПК есть коллегиальное заключение, но нет возможности перевести ребёнка в специализированной коррекционный детский сад, либо нет мест, либо есть, но родители отказываются возить из-за неудобного расположения сада (очень далеко). Родители этой группы подали жалобу, с тем, чтобы отстранили этого ребёнка из МБОУ, так как он очень агрессивно себя ведёт по отношению к другим детям. Подскажите как грамотно ответить родителям на эту жалобу.

    • Татьяна
      26.07.2017 в 15:29

      Людмила, здравствуйте!

      Прошу прощения, что заставила вас ждать с ответом. Прежде всего, я считаю, нужно руководствоваться действующим законодательством и объяснить родителям, что оно дает возможность детям с ОВЗ воспитываться в группах и детских садах, которые не относятся к числу коррекционных.

      А если закон разрешает, то вы не вправе идти против него. Можно предложить родителям этого ребенка пригласить специалистов на дом, которые бы смогли заниматься с ним и снизить его агрессивность, а родителям других детей пообещать, что будут предприняты всевозможные шаги по урегулирования конфликта, которые будут вам под силу. Также, если это будет корректно, можете ознакомить с поданной жалобой родителей ребенка с ОВЗ. Возможно, они все-таки решат, что их сыну нужен специализированный детский сад.

      Ну а родителей остальных детей попросить быть толерантными и снисходительными, даже если вопрос решится не в их пользу, поскольку проблемы со здоровьем — это тяжелая ноша на плечах родителей, и какие-либо дополнительные тяготы, в том числе необходимость отвозить ребенка в специализированный детский сад на другом краю города могут стать последней каплей терпения. Вообще, я считаю, что в этом вопросе должны быть услышаны мнения разных сторон, возможно, даже необходимо привлечь психолога. Если будут вопросы, задавайте, буду рада помочь! С уважением, Татьяна Сухих!

    • Анастасия
      18.10.2017 в 19:05

      А ничего , что ОНР (общее недоразвитие речи ) входит в классификацию ОВЗ?

  • Николай
    04.12.2016 в 16:28

    По моему мнению, для детей с ОВЗ следует создавать специальные садики, чтобы ни детям, ни родителям, ни педагогам не было точек сравнения здоровых и не очень детей.

    • Татьяна
      04.12.2016 в 17:11

      Такие учреждения есть, но почему должно быть разграничение, чем дети хуже других? Нет плохих ребятишек, все дети хорошие! Устарелый стериотип надо ломать, и учить детей отновится к детям с ограниченными возможностями, как обычным сверстникам и жить дружно. А то получается они где — то там встороне и ни кто о них не знает. Такого быть не должно, да, ограниченное здоровье, но они талантливы в другой сфере, если ребёнок плохо видит, но у него прекрасный слух и он сочиняет музыку, это плохо? Нет конечно, поэтому нужно показать другим, что любой ребёнок, человек, должен быть ни где — то там в сторонке и о нем ни кто не знает, а рядом. Тогда и только тогла придёт понимание у человечества, что все люди должны помогать друг другу, общаться на равных и не считать их изгоями, а находить в них те качества, которых у многих нет. Возмите даже к примеру Диану Гурдскую у неё тоже ограниченные возможности здоровья и это не значит, что её нужно отделить от общества. Так что я с вами не согласна!

      • Ксен
        01.11.2017 в 00:02

        В нашей группе ДОУ воспитывались обычные дети, а с этого года из 30 человек 10 дети с ВОЗ на простых деток времени не остается и мой сын приходя из садика стал частенько говорить, что воспитатель плачет. Раньше такого не было

        Подскажите пожалуйста сколько должно быть детей с ВОЗ в обычной группе.

        • Татьяна
          12.11.2017 в 12:40

          В группе комбинированного вида должно быть 3 -5 детей, я постараюсь в ближайшее время написать статью по вашему вопросу.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика