Привет, дорогие мои читатели, уже ставшие друзьями! Немного печальная сегодня тема, но, к сожалению, актуальная в наше время: хочу рассказать, какие особенности имеет организация работы с детьми ОВЗ. Для тех, кто не сталкивался, слава Богу, с этой аббревиатурой, расшифрую. Термин ОВЗ относится к деткам, имеющим ограниченные возможности здоровья. Спектр заболеваний, который скрывается под ОВЗ, широкий.
Содержание статьи:
Проблемы и решения
Это и проблемы со зрением, со слухом, опорно-двигательным аппаратом, интеллектом, расстройствами психики и задержкой развития. На сегодняшний день по примеру западных образовательных учреждений мы стремимся не ограждать малыша с ОВЗ от сверстников и пытаемся максимально адаптировать таких деток не в специализированных садиках. Это может быть специальная группа в обычном детском саду, либо микрогруппа в обычной группе.
Понятно, что весь персонал дошкольного учреждения включен в работу по организации обучения ребят с ограниченными возможностями здоровья, начиная с воспитателя и заканчивая инструктором по физическому воспитанию. Все узкие специалисты на основании изучения каждого ребенка составляют личные карты развития.
Как изучают малыша с ОВЗ? Это происходит посредством беседы с родителями или опекунами, изучения медицинской карты, обследования физического и психического состояния ребенка.
Лишь совместными усилиями и упорным трудом нам удается к выпускной группе морально, физически и эмоционально подготовить деток к общеобразовательной школе. Вы сами понимаете, что только тесная работа с родителями может обеспечить реальный прогресс в развитии ребенка.
Как вы считаете, оправдана ли интеграция деток с ограничениями по здоровью в общий коллектив?
Ориентируемся на опыт авторитетных специалистов…
В вопросе развития деток с ОВЗ эксперименты проводить нужно с большой осторожностью, поэтому советую родителям изучить труды нескольких именитых авторов и найти для себя настоящий авторитет.
Вот что есть в «УчМаге» для занятий с детками, имеющими ограничения по здоровью:
- «Формирование моторно-двигательных умений посредством штрихографии у детей с ОВЗ 5-6 лет» – здесь вы найдете конспекты занятий, программы развития, планы работы;
- «Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Плаксиной Л.И.» для средней группы деток с нарушением зрения;
Очень рекомендую принять участие в офлайн-семинарах:
«Методы, приемы и формы работы с родителями по развитию и коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ»;«Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС как средство социальной адаптации»;«Развитие речи детей с ОВЗ»;«Реализация современных методов коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС» – в стоимость входит оформление сертификата участника, который пригодится вам для портфолио.В ДОУ специалисты подготовлены к работе с разными детками, но родители никогда не готовы к тому, что их малыш рождается с ограниченными возможностями или становится таковым вследствие перенесенных заболеваний. Хочу сказать как педагог с кое-каким опытом, что всегда есть надежда, что малыш со временем догонит в развитии сверстников и даже перегонит многих из них.
Не всегда удается медикам и реабилитологам восстановить полностью возможности ребенка по здоровью, но научить жить полноценной жизнью, имея некоторые ограничения, реально. Но не прячьте ребенка от мира, не ограждайте его от возможных неприятностей. Думайте о том, как, становясь взрослым, ваш малыш сможет реализовать себя в профессии и жизни.
В чем заключается комплексный подход в развитии деток с ОВЗ?
Коррекционная работа проходит с нескольких флангов:
- Педагог-психолог обеспечивает разработку индивидуальных программ развития, проводит диагностику, психопрофилактическую работу. Работа психолога заключается также в постоянном тесном общении с родителями и воспитателями, он повышает уровень психологической компетенции воспитателей и родителей.
- Логопедическая работа не менее важна для деток с ОВЗ, ведь речь и развитие взаимосвязаны. Логопед диагностирует детей и разрабатывает индивидуальную программу развития речи и коммуникативных навыков.
- Музыкальный руководитель развивает эстетическую и эмоциональную стороны деток, применяет музыкотерапию как метод релаксации и коррекции;
- Инструктор по физкультуре прилагает все усилия для оздоровления и закаливания деток, подбирая строго индивидуальный комплекс упражнений и процедур;
- Медперсонал – это профилактика, оздоровление, наблюдение и контроль здоровья.
- И, наконец, воспитатель занимается всесторонним развитием деток с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.
И хотя каждый участник воспитательного процесса вносит огромную лепту в общее дело, но на воспитателя ложится самый большой груз ответственности. На самом деле, написать об этом гораздо легче, чем ежедневно преодолевать трудности вместе с ребятами дошкольного возраста, у которых есть ограничения по здоровью.
Наша задача – создать безбарьерное пространство для развития каждого малыша, независимо от его возможностей и особенностей. А это предполагает четкий индивидуальный поход. Классификация методов работы с данным контингентом дошкольников – тема другой статьи. Мне просто в общих чертах хотелось наметить для вас тенденции современной дошкольной педагогики, которые касаются детей с ОВЗ.
К примеру, чего стоит только пережить и нам, и детям, и родителям адаптационный период в садике. Воспитатель должен стать мамой, первым другом, клоуном, доктором для нового ребенка. Если упустить этот период, то дальше будет неимоверно сложно, ведь пойдет уже работа по обучению, оздоровлению, развитию…
Вместо послесловия…
Вы знаете, что я прошла курсы по инклюзивному образованию, потому что для меня данная тема очень близка и интересна. Основная мысль нового подхода к образованию наших детей такая: любой ребенок, независимо от способностей и возможностей, представляет собой ценность для общества. Мы все разные, и именно это разнообразие вносит в нашу жизнь особую радость, ведь так интересно общаться с непохожими друг на друга людьми!
Если каждый человек с детства будет относиться к другим людям как к равным себе, то не будет никаких проблем у деток с ОВЗ или инвалидностью с социализацией…
Есть надежда, что кому-то мои мысли покажутся небезынтересными. Если так, прошу делиться статьей с друзьями в социальных порталах, а также приглашайте новых участников в нашу компанию!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Обучение детей монологической речи: картины, игрушки, сказки, моделирование
Благодарю, очень интересная информация.
Пожалуйста!
Как же усложняется Ваша работа, Татьяна, в последнее время.
Настолько непросто воспитывать и здоровых детей, а уж дети с ОВЗ требуют особого подхода и внимания.