Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Пальчиковые игры для детей разного возраста – памятка для родителей

Дата: 18 августа 2017 в 09:00
Рубрика: Игры

Доброго здоровья, дорогие читатели! Сухих Татьяна на связи с новой порцией полезной информации. Недавно я писала на тему пальчиковые игры для детей, но дала мало примеров. Сегодня постараюсь максимально расширить тему, описывая забавки на моторику на каждый год жизни малыша. Помните, что никогда не поздно начать заниматься развитием пальчиков детей, даже младшего школьника можно подтянуть по письму, счету и речи, тренируя его руки.

Начнем с самых маленьких пальчиков…

Специалисты настоятельно советуют начинать гимнастику для пальчиков еще задолго до года. Месяца в два и мама, и малыш готовы посвящать все время не только кормлению-сну, но и другим, не менее приятным и полезным занятиям, например – массажу. До 5-7 месяцев ограничиваемся массажем. Для начала каждый пальчик младенца как бы вытягиваем осторожненько, поглаживая. Затем делаем каждым пальцем круговые движения.

Первое время посвящаем минуту этим упражнениям, затем все больше, дойдя до 3-4 минуток. Очень хороши шарики разной текстуры, которые нужно давать малышу, чтоб он их сжимал. С 7 месяцев уже можно начинать народные забавки «ладушки», «сороку», «сапожник», «коза рогатая». Также полезно упражнение «Прическа»: малыш в сидячем положении, мы берем его ручку и проводим ею по его головке от лобика к затылку, как бы причесывая. Затем вторая ручка причесывает.

пальчиковые игрушки

Потом детка сама себя уже сможет причесать. При этом не забываем приговаривать: «Сейчас расчешем Машеньку, вот какая прическа» или что вам в голову придет. Даем также малышу орешек и учим катать между ладонями – чрезвычайно полезный массаж чувствительных точек ладошек. В 1 год ребеночек может катать шарик или орешек самостоятельно, как и знать движения простейших пальчиковых игр типа «сороки».

Проверить, как развита моторика в 1,5 лет можно так: к этому возрасту малыш рисует каракули, держит ложку, чашку, разворачивает завернутый в обертку предмет, собирает пирамидку сам, ставит 3 кубика один на другой, может отвинтить закручивающийся элемент, во время игры использует обе ручки, повторяет действия родителей с предметами: нажимает кнопки телефона, листает книгу, хватает движущейся предмет и т.д.

В 2 года даем более сложные задания: учим застегивать-растегивать пуговицы, вязать простые узлы, переливать воду из одной емкости в другую. Можно смастерить специальный тренажер для развития моторики (видео полно в Интернете). На доску закрепляем всякие задвижки, замочки, шнурочки, пуговицы.

В этом возрасте главные движения пальчиковых забав направлены на сжимание ручки в кулачок, разжимание, загибание-разгибание всех вместе и поочередно пальчиков, круговые движения кистями.

Особенности работы с маленькими детками от 2 лет

С двухгодовалого возраста можно заниматься специально разработанными играми и упражнениями в стихах на тренировку пальцев. По этому поводу советую прочесть такую литературу:

  • «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет» – отличное пособие с самыми популярными упражнениями со стихами;
  • Это же пособие «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет», но в виде программы для установки через Интернет;
  • «Пальчиковые игры для самых маленьких. 2-3 года. Забавные стихи и иллюстрированные картинки с показом движений» – прекрасное пособие для родителей и педагогов младших групп.

С 3 лет обычно малыш уже посещает садик, пора усложнять тренировку ручек. Помимо специальных стихотворных игр на моторику, обязательно обогащайте тактильные ощущения деток, давайте забавляться с разными по фактуре и размеру материалами: крупы, кинетический песок, сухой бассейн и т.д.

Есть обучающие видео на эту тему, я очень люблю игры-песенки Железновой. Всем настоятельно советую заучить ее упражнения со стихами и развивать моторику деток. Это просто прелесть, ее стишки музыкальные:

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
Каркает: «Вот и обед!»
Глядь – а червячков уж нет!

Но не стихи здесь важны, а сочетание ритма, смысла и движений. Я не могу так описать движения без картинок, чтобы было понятно, лучше, все-таки скачать материалы примерно по такому запросу «Железнова пальчиковые игры» и разучить самостоятельно, а затем заниматься с детками. Ее игры с забавными стихами про животных и насекомых очень нравятся деткам. С помощью таких забав развиваются сенсорные впечатления малышей, растет уверенность в себе.

театр на пальцах

Кроме того, идет сближение взрослого и малыша. А если ребеночка приучить с раннего возраста к пальчиковым забавам, то не будет в последствии проблем с речью, памятью, сообразительностью. Мало того, дети 4-5 лет могут уже сами сочинять стишки и придумывать движения, что чрезвычайно полезно для творческого аспекта личности.

Какие забавы на моторику подойдут деткам средней группы?

Несколько советов по поводу методики проведения игр: слова стихов или песенок нужно проговаривать громко и отчетливо, с ритмическими паузами, движения показывать небыстро, синхронно со словами или в паузах. Малышня сама не сможет пока делать упражнения, нужно показывать и проговаривать слова, а деток старше нужно мотивировать к самостоятельному выполнению упражнений.

Кстати, с 3-4 лет упражнения должны занимать не менее 5 минут, отлично они проходят между занятиями, во время не слишком подвижных игр, мягкие, плавные движения пальчиковых игр могут стать своеобразной гимнастикой после пробуждения, они создают замечательное настроение у ребенка. В этом возрасте детки запоминают и повторяют за мной слова песенок и стишков, что прекрасно для развития речи. Как раз можно начинать обучение счету:

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идем грибы искать!

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сам все съел,

Оттого и потолстел.

Во время таких считалок мы загибаем и разгибаем каждый пальчик, делаем несложный массаж суставчиков. Постепенно пальчики и ручки так крепнут, что без проблем держат правильно ручки, карандаши, ложки, вилки. Невероятно большую роль в развитии мыслительной деятельности играют интересные стишки-забавы на внимание:

За буфетом под пакетом десять тараканов (2 раза повторяем, одновременно растопыривая пальцы обеих рук, демонстрируя число 10 и шевеля пальцами, как усики тараканов);

Самый храбрый таракан забежал к тебе в карман (бегаем пальцами друг другу по плечам, словно таракан, забираясь за шиворот и в карманы);

За буфетом под пакетом девять тараканов (один пальчик на правой руке загибаем, остальные опять растопыриваем, показывая число 9);

Снова начинаем:

За буфетом под пакетом 9 тараканов (2 раза) и так доходим до последнего таракана…

В принципе, эта игра с тараканами подходит и для старших детей, для средней группы она даже сложновата, возможно.

Для средней группы и старше рекомендую такую книгу: «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет», здесь представлен отличный комплекс приемов массажа, упражнений для тренировки пальчиков.

Переводим наши пальчики в старшую и подготовительную группу…

5-7 лет – время активной подготовки к письму, развитию связной речи, коммуникативных навыков для будущего школьника. Это ответственный период для родителей, которые хотят, чтобы их чадо не получило стрессовый удар в школе, будучи плохо подготовленным. Даже если вы не занимались специально развитием моторики, сейчас еще не поздно!

У меня запланирована консультация для родителей на эту тему, я покажу наглядно, какие игры и упражнения помогут укрепить руки и пальчики. Стоит сказать, что для старших ребят увеличивается время гимнастики пальчиковой – не менее 10 минут. Упражнения и забавки выбираем такие, чтобы тренировать координацию, ловкость и внимание. Учимся точности движений, различаем силу нажатий пальцами и ладонями – слабее, сильнее.

Перед тем, как приступить к упражнениям, следует немного размяться, например, «сварить компот», попутно повторив, какие нужны фрукты для напитка:

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много –

Вот, (ладошку делаем ковшиком, пальцами второй руки накладываем кусочки фруктов в «ковшик»)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок, слив положим и песок (сахар). (При этом делаем разные движения: рубим ребром ладони по столу воображаемые фрукты, выдавливаем сок лимона и т.п.)

Варим, варим мы компот, угостим честной народ.

В качестве разминки можно выполнить упражнение «Делим апельсин»:

Мы делили апельсин! (ручки в кулачки)
Много нас, (разжимаем кулачки, растопыривая пальцы)
А он один. (показываем один пальчик)
Эта долька для ежа, (снова кулачки и по одному пальчику отгибаем)
Эта долька для стрижа,
Это долька для утят,
Это долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка кожура! (растопыренный пальцы)
Он сердит на нас, беда! (грозим пальчиком)
Разбегайтесь, кто, куда! («бегаем» пальчиками по столу)

Кстати, стоит прочесть:

  • «Пальчиковые игры 5-6 лет. Забавные стихи с картинками и показом движений» – в комплекте 25 карт с рисунками движений и стихами – готовая картотека с картинками;
  • «Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр» – здесь есть материал по блокам в виде программы для установки через Интернет: «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т.д. Либо аналогичное бумажное пособие.

Продолжаем тренировать пальчики старших дошкольников…

В 6-7 лет детки должны уметь многое, в том числе, знать названия дней недели, месяцев. В этом могут также помочь пальчиковые забавы:

В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду испекла калач,
А в четверг искала мяч,
Блюдца в пятницу помыла,
В субботу тортик я купила.
Всех друзей я в воскресенье
Позвала на День рожденья.

В этом стишке предусмотрены движения, имитирующие реальные действия: стирку, уборку, мытье посуды, думаю, не стоит описывать подробно.

рисунки на пальцах

Поскольку мы в садике постоянно смешиваем разные виды деятельности, чтобы сделать процесс обучения более эффективным, то и пальчиковые забавы можно соединить с творческими вещами. О чем я? Если нарисовать на подушечках пальцев смешные мордочки или надеть специальные забавные бумажные колпачки, игры пойдут гораздо веселее.

Для детей подготовительной группы можно вместо обычных упражнений придумать целый спектакль, где действие выполняют актеры-пальцы. Кстати, чем не тема для консультации, мастер-класса для коллег-воспитателей или родителей воспитанников?

К школе детки настолько уже развиты, если мы приложили к этому силы, что мозг их требует все новых и новых задач. Так почему бы не научить их основам языка жестов? Это отличная тренировка рук, памяти и речи. Кроме того, это можно включить в программу обучения в смешанных группах со слабослышащими и глухими детками. Польза будет обоюдная!

Простейшие жесты, обозначающие разные предметы и явления на языке жестов – это вам и пальчиковая гимнастика, и расширение границ сознания ребенка, когда он с детства научится видеть людей как равных себе.

я вас люблю

Далее, в качестве пальчиковых игр отлично зарекомендовал себя театр теней. Помню, как мы в детстве от нечего делать у бабушки на белой стене при огоньке свечи или керосиновой лампы устраивали целое представление: птицы летели, волк прибегал, зайчик… Вот и сейчас, когда вдруг отключают свет, можно занять ребенка и заодно развить моторику.

Особый шик – уметь показывать фигурки, задействовав обе руки! Отличная тренировка для детей, что сказать.

Усложняем тренировки!

Когда дети освоят начальный и средний уровень пальчиковых забав и упражнений, обязательно нужно усложнить их. Вот, например, есть такая тренировка «Теремок»:

Вот – серенький зайка,

Вот – мышка-норушка,

Лисичка-сестричка;

Лягушка-квакушка.

Но вот в теремок медведь забрался –

И домик сломался!

Народ разбежался!

Медведь косолапый бродит,

Места себе не находит.

Теремок я построю большой,

И будут там жить со мной:

Серенький зайчик,

Мышка-норушка,

Лисичка-сестричка,

И лягушка-квакушка!

Есть на каждого персонажа и действие в этом стихе свой жест, но если попросить детей самих придумать соответствующие действию и героям жесты, будет гораздо интересней.

Вообще я стараюсь подбирать забавки для тренировки пальчиков по тематическим блокам, что удобно в виде картотеки и не ломаю голову, какие упражнения делать с детками, все расписано буквально на каждый день.

Вот, вспомнила из цикла «Весна» такое упражнение:

Посадили зернышко, (Нажимаем на центр ладони пальчиком)

Выглянуло солнышко. (Кулачки сжимаем и разжимаем по очереди, подняв ручки вверх)

Солнышко, свети, свети!

Зернышко, расти, расти! (Ладошки вместе, ручки двигаются вверх)

Появляются листочки, (Ладошки соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух ручках синхронно)

Распускаются цветочки. (Кулачки разжимаются по очереди).

Очень важно развивать координацию движений, точность, ловкость. Есть такие упражнения для старшего дошкольного возраста:

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все с бровями,

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой,

Они не пили, не ели,

На Маланью все глядели,

И все делали вот так…

Здесь на протяжении всего стиха нужно делать движения по смыслу, а в конце повторить за взрослым или ребенком-ведущим. Отличная игра на координацию!

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребятами любого возраста

Знаете, я вот подумала, что если хорошо позаниматься с детками на протяжении дошкольного периода, то хотя в школе ребята начисто забудут про детский сад, но заложенные знания, навыки, привычки останутся на всю жизнь. Это очень важно понимать и коллегам-педагогам, и каждому родителю.

И вот пальчиковые игры – это фундамент для всей будущей взрослой жизни, поэтому найдите время по 5-10 минут поиграть с сыном или дочкой, а делать это нужно так:

  • Перед занятием обязательно расскажите ребенку, чем вы займетесь, покажите движения, пусть малыш попробует повторить их без «аккомпанемента», затем уже под стихи или песенку. Придумайте кодовое слово, которое вы будете произносить каждый раз, когда у вас запланирована игра, дети любят упорядоченность в жизни;
  • Понятно, что всегда делайте упражнения вместе с малюткой, при этом демонстрируйте настоящую увлеченность, малышня чувствует фальшь;
  • Мотивируйте малыша повторять за вами слова стишков, постепенно ребенок должен уметь самостоятельно для вас уже провести игру;
  • Не нужно часто менять игры, пусть детки хорошо отработают 2-3 пальчиковые забавы, прежде чем добавлять новую или вообще менять репертуар;
  • Всегда начинайте знакомство с пальчиковыми играми с самых простых движений, не спешите, не критикуйте и не раздражайтесь, если детка не может осилить сразу движение или запомнить слова. Этот процесс должен доставлять удовольствие всем участникам;
  • Не заставляйте выполнять упражнения, следите за настроением ребеночка, найдите для этого важного дела подходящее время, когда малыш сможет с удовольствием поиграть и потренировать пальчики;
  • Хвалите, поддерживайте, будьте терпеливы!

Думаю, пока хватит информации. В конце концов, вам доступна тематическая литература и видео для обучения нехитрым движениям пальчиковой гимнастики. Мое дело – ознакомить с методами развития дошкольников и мотивировать взрослых заниматься со своими детками. Надеюсь, удается хоть иногда?

Если удалось, прошу, поделитесь ссылками на мою статью с товарищами по социальным сетям, а также пройдите несложную процедуру подписки на новости, это просто!

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Игры на улице

Приветствую Вас друзья с вами, как всегда Татьяна Сухих! Игры на…

4 комментария

Игры на улице: продолжение…

Здравствуйте уважаемые гости блога! Продолжая говорить об играх на улице, хочется…

6 комментариев

Постройки из снега – настоящее удовольствие для детей!

Привет, дорогие мои! Недавно я затрагивала тему снежных построек к…

6 комментариев
5/5 - (1 голос)
Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
VK
OK
MyMail
Facebook
Twitter
RSS (feedburner)
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 8
  • Алена
    25.08.2017 в 00:30

    Отличная статья! Думаю, что она станет полезной для молодых мам, поскольку как старшая сестра знаю, как важно развивать мелкую моторику у детей в раннем возрасте. Поэтому как, если не игрой это делать?

    • Татьяна Сухих
      26.08.2017 в 13:22

      Спасибо, да и для молодых специалистов статья будет полезна.

  • Надя
    23.08.2017 в 21:18

    Спасибо за такой хороший материал, нашла много интересных идей, а то наши пальчиковые игры уже деткам поднадоели

    • Татьяна Сухих
      26.08.2017 в 13:35

      рада помочь))

  • Наталья Мурга
    22.08.2017 в 12:08

    Прочитала ваш пост и вспомнила, что со своим сыном тоже играла в пальчиковые игры, одна из них была Сорока-ворона кашу варила, деток кормила, а потом по очереди загибали пальчики: этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому дала. Он дров не колол, воды не носил.

    • Татьяна Сухих
      26.08.2017 в 13:30

      мы тоже в неё играли))

  • Laralaram
    19.08.2017 в 13:27

    Мы в детстве тоже пальчиками играли, но то были простые игры, у тебя отличная подборка!

    • Татьяна Сухих
      26.08.2017 в 13:27

      Спасибо)) стараюсь

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.


Яндекс.Метрика