Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Игра на автоматизацию звука «р»: самое время порычать с ребенком

Дата: 15 марта 2019 в 21:00
Рубрика: Развитие речи

Давненько у нас не было логопедической тематики. С вами снова Татьяна Сухих, и сегодня оторвемся вдоволь: порычим, поцокаем языком и поиграем. Если ребенок не выговаривает букву «р» или путает ее с «л», ему поможет игра на автоматизацию звука «р». Многим детям правильно «рычать» не под силу. Но почти всегда это можно исправить. Давайте же займемся коварным и трудным «р».

Полезная методическая литература

Полтора года назад в блоге были статьи о логопедических играх на автоматизацию З-С-Ц, а также на наработку Г-К-Х. Каждый раз я стараюсь подобрать интересную методические издания. Некоторые рассчитаны именно на игровую форму занятий. Вот несколько из них:

  • Настольная игра-ходилка«В цирк с колуном Ромой». Игра забавная и несложная, для старшего детсадовского возраста. Научит деток слушать партнеров, на слух воспринимать «р» и правильно произносить.
  • «10 игр со звуками Р, Рь». Развивающий игровой комплект для детей 4-10 лет. Состоит из готовых предметных карточек и жетонов. Очень полезная штука: развивает одновременно память, произношение, моторику, воображение и творческое мышление.
  • Логопедическое лото для автоматизации Р, Рь. Это именно то, что нужно в контексте сегодняшней статьи. В комплекте 120 карточек с изображениями, они помогут разнообразить занятия и проводить различные игры.
  • Книжечка «Забавные рычалки: коррекция звуков Р, Рь». Она небольшая, но содержит объемный материал, чтобы улучшить произношение. Поможет сократить время автоматизации «р» даже у детей, у которых процесс идет с трудом.
  • Домашняя тетрадь для логопедических занятий на произношение «р». Помощница для мамы. Там не игры, а полезные говорилки: стишки, чистоговорки и т.д.

Хороших, грамотных, недорогих изданий очень много. Можно просто ввести на «Учмаге» в поисковую строку запрос «звук р». Увидите, поиск выдаст много всего интересного.

Ежедневные занятия – обязательны

Чтобы обучить ребенка правильно произносить любой звук, надо пройти два этапа:

  • Постановка артикуляции. Логопед или родитель показывают, как использовать речевой аппарат, чтобы верно произнести единичный звук. То есть как технически правильно складывать язык, губы, выдыхать и т.д.
  • Автоматизация произношения. Это тренировка, после которой звук становится «родным». И ребенок произносит его, не задумываясь. Игровые упражнения направлены именно на это.

произношение р

Приемов постановки много. Не все срабатывают с каждым ребенком. По словам специалистов, иногда приходится перебрать 15 штук, прежде чем найдется подходящий. Детальное практическое руководство по постановке «р» есть на Логопортале. Разные способы представлены и на Youtube: например, этот. Кстати, похожее горловое произношение было и у моего сына, мы много трудились и многого добились. Хотя легкое французское грассирование иногда проскальзывает.

Сегодняшняя наша тема – именно игры на автоматизацию. Если есть возможность заниматься с логопедом – прекрасно. Но играть, чтобы победить недающееся «р», придется каждый день. В зависимости от возраста ребенка, на работу придется тратить 20-40 минут. Кроме мамы, вряд ли кто-то другой сможет так часто заниматься с ребенком. Хотела написать «кроме родителей», но реальность жизни такова, что обычно эта забота ложиться на маму.

Есть несколько возможных причин, по которым «р» не дается. Среди них:

  • недостаточная длина подъязычной связки;
  • слабость речевых органов;
  • неправильное использование дыхания;
  • предрасположенность генетическая;
  • проблемы со слухом.

У многих дошкольников процесс автоматизации «р» затягивается на долгое время. Неудивительно, ведь вибрант «р» – самый сложный в произношении для малышей. Он требует достаточно большой струи выдыхаемого воздуха и напряжения речевого аппарата.

Парочка игр на запоминание произношения

Достаточно простые игры помогают корректировать сложности, вызванные любой из перечисленных причин. Забавно, но для наработки «р» придется не только рычать. Но и цокать, дакать, звенеть, извлекать другие интересные звуки. Вводить игры на автоматизацию можно только после того, как коварный звук «р» появилось в речи ребенка.

говорить правильно

Перед занятиями на автоматизацию не помешает поиграть так, чтобы научить малыша отличать «р» от «л». А также потренировать произношение. Например, пара веселых подвижных игр:

  • «Самолет и тигр». Надо объяснить ребенку, что тигр рычит громко, четко и раскатисто – «ррррррр». А самолет летает высоко, его слышно плохо, поэтому он делает «ллллллл». Ведущий прячет лицо за листом бумаги и по очереди произносит то «ррррр», то «ллллл». Малыш должен угадать и показать или тигра, или самолет. Заранее надо договориться, как их показывать. Когда подопечный будет хорошо угадывать, можно произносить не звуки, а слова с ними. Но обязательно четко и длинно выговаривая важный звук. Например, «лллллллодка», «рррррромашка» и т.д.
  • Групповая игра «Волк». Играют несколько детей. У волка есть логово, а у всех остальных играющих – домики. Их надо заранее себе выбрать. Дети дразнят волка: «Волк – волчок, серый бочок! Не лежи на печи! Дай ты нам калачи!». Он начинает громко рычать «ррррр!», догонять убегающих детей. Если поймал, то пойманный становится волком.
  • «Лошадка». Играющий будет исполнять роль лошадки. Ему надо дотронуться язычком до бугорков за верхними зубами. И затем попробовать поцокать, как лошадь. Делать 20 раз. При этом рот открывается, а язык прислоняется к небу и расслабляется. Зачем? Затем, что при произношении «р» постановка языка такая же.

Игры с непослушным звуком «р»

Ну и наконец-то игры по сегодняшней теме, на автоматизацию «р». Желательно их чередовать, чтобы не надоедали. Их много десятков. Всегда можно выбрать те, которые воодушевляют конкретного ребенка. Например:

  • «Повторюшки». Повторюшки – это чудики, у которых бооольшие ушки! Поэтому чудики любят повторять все, что слышат. Ведущий будет произносить слоги, а малыши повторять за ним. Слоги такие: ра-ра-ра, ро-ро-ро и т.д. Чтобы было веселее, можно озвучивать их с разной интонацией.
  • «Что появилось?». На стол кладут 5 предметов, в названии которых есть «р». Или 5 карточек с рисунками предметов. Малыш должен их назвать, четко произнося недающийся звук. После этого стол закрывают от глаз ребенка полотенцем или пледом, перемешивают предметы и добавляют еще один. Задача угадывающего – понять, что появилось. Если получится, то загадывать будет он.
  • «4-й лишний». Довольно сложная игра, для самых маленьких не подойдет. Ведущий произносит несколько слогов, а ребенок выбирает лишний. Например, «ра-ра-ро-ра».
  • «Запрещенное слово». Очень хорошая забава. В процессе ребенок должен повторять за ведущим слова с «р». Надо постараться, чтобы звук встречался в начале, в середине и в конце слов. Но одно слово объявляется запретным перед началом игры. Его повторять нельзя. А надо делать оговоренный жест – например, прикрывать рот рукой или показывать нос Буратино. Можно путать играющего скоростью, интонацией, громкостью и т.д.
  • Веселый паровозик. Понадобится картонный или нарисованный паровозик и карточки с изображением животных. Таких, в названии которых есть «р». Играющий должен назвать животное, правильно произнеся «р». Тогда животное-пассажир получает билет и может отправиться на паровозике в путешествие.
  • «Летчики». Детей сажают на стульчики. Ведущий спрашивает, готовы ли они к полету. Если да, то командует взлетать и заводить моторы. Дети встают, начинают крутить правой рукой, словно заводят моторы. И при этом произносят «ддд-др-др-рррр», подражая звуку мотора. Начинают летать, кружа по комнате. Когда ведущий скажет: «Летчики, летите назад!», они должны вернуться на базу (на стульчики).

Делаем дидактические игры самостоятельно: «Звуковая улитка» и другие

Кроме звуковых игр, есть дидактические – с карточками или предметами. Прекрасно понимаю, не во всех семьях есть даже 100-200 руб., чтобы купить игру в «Учмаге». А занятия быстро приедаются. Понадобится, как минимум, несколько игр. Не стоит унывать, пособия для занятий можно соорудить самостоятельно.

положение языка

Хорошим логопедическим тренажером станет многофункциональная «Звуковая улитка». Работают с ней по принципу «С улиткой играй, слова называй». На большом листе рисуем улитку. В спирали ее ракушки наклеиваем картинки предметов со звуком «р» (или рисуем яркими фломастерами). Вступление к игре:

Теремок, гляди, ползёт.
На себе его везёт
Хозяюшка богатая,
Хозяюшка рогатая!
У улитки в теремке разноцветные игрушки!
С улиткой будем мы играть и предметы называть!

Задача ребенка – четко произносить названия предметов. С этой улиткой можно сыграть в другую игру, якобы празднуя ее День рождения. Надо подготовить карточки с животными и птицами, в названии которых есть «р». Например, ворона, поросенок, тигр, черепаха, корова. К улитке приходят гости поздравить ее. Вступление:

У улитки в воскресенье
Будет праздник День Рожденья!
Только вот беда-то в чём,
Как гостей позвать в свой дом?

Задача ребенка – называть животных с карточек и произносить звуки, которыми они подают голос («поздравлять»). Когда картинка названа и звук произнесен, животное/птица попадают в домик к улитке (карточки накладываются поверх ракушки). Гости могут принести с собой тортик, арбуз, самовар, шарики, розы – тоже с «р». С этой улиткой есть другие игры. Например, она поможет изучить цифры.

Еще одна простая, но хорошая игра – гонки. Берем лист А4 или А3, рисуем гоночную трассу. По ней нужно катать небольшую игрушечную машинку, громко «рыча» языком. В принципе, все карточки для занятий можно не покупать, а нарисовать или склеить.

Напоследок хочу поинтересоваться. Случались ли у вас в детстве казусы, связанные с произношением букв? Точно знаю, у кого-то мама краснела после слова «щука», когда ребенок не выговаривал «щ». Признавайтесь. На этом прощаюсь, до скорой встречи!

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

5/5 - (3 голоса)
Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
VK
OK
MyMail
Facebook
Twitter
RSS (feedburner)
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 2
  • Олли
    20.03.2019 в 14:00

    Ооо, как вовремя! Спасибо, очень пригодилось!

  • Елена
    19.03.2019 в 13:23

    Да, деткам надо помогать учиться правильно говорить. Отличные рекомендации и упражнения.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.


Яндекс.Метрика