Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Игра на автоматизацию звуков Г-К-Х – исправляем дефекты речи

Дата: 14 октября 2017 в 09:00
Рубрика: Развитие речи

Приветствую всех, кто посещает мой педагогический блог-журнал! Татьяна Сухих постоянно ищет темы, которые будут интересны и познавательны для коллег-педагогов и родителей дошкольников. Недостатки речи занимают первое место среди очевидных проблем у малышей. Работа над отдельными звуками и группами звуков – обязательный этап работы над исправлением речи. Игра на автоматизацию звуков Г-К-Х – тема сегодняшнего разговора.

Почему детские язычки «не любят» простые звуки?

У малышей преимущественно 3 лет бывают трудности со звуками Г (гаммацизм), К (каппацизм) и Х (хитизм). Детки либо заменяют эти звуки, например, К на Т, Г на Д, Х на Т, либо вообще не произносят их, пропускают. Происходит это явление из-за особенностей строения неба, недостаточно активного корня языка (гипотонус) или просто малыш лениться сделать усилие и правильно выговорить звук.

Чрезвычайно важно осознать и побороть недостатки дикции на раннем этапе, когда артикуляционный аппарат еще формируется. В детском саду этой проблемой занимаются специалисты-логопеды, но и родителям нужно помочь ребенку перешагнуть через дефект речи. Для этого существуют прекрасные, а главное – результативные упражнения, игры, гимнастика, разработанные практикующими докторами «по речи».

Что я нашла по этому вопросу в «УчМаге»:

  • «Самые нужные игры. Звуки Г, Г’, К, К’. Игры для автоматизации произношения звуков и развития речи детей 3-5 лет» – идеальный материал для исправления дефектов речи в игровой форме;
  • «Фольклорный материал для дифференциации и автоматизации звуков» – отличная подборка лучших образцов народного словесного творчества, которые помогут малышам побороть косноязычие;
  • «В мире слов, букв и звуков. Речевые игры на автоматизацию звуков» – здесь представлены дидактический материал для занятий с детками старшей группы;
  • «Логопедические пазлы. Прогрессивные технологии обучения детей» – материал в виде программы для установки на компьютер;
  • «Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации простых звуков русского языка (Т-Т’, Д-Д’, К-К’, Г-Г’, Х-Х’)» – хороший, интересный материал для занятий с детками.

Покоряем звуки вместе с ребенком!

Значит, этапы формирования правильного произношения звуков Г, К, Х и их мягких вариантов происходит постепенно, от простого к более сложному. Для начала нужно поставить произношение, этот этап так и называется – постановка, только затем можно приступать к автоматизации. И здесь строго по этапам: слог, слово, фраза. Если малыш подменяет один звук другим, то обязательно прорабатываем дифференциацию звуков.

Этот процесс может растянуться на целый учебный год, а деткам, как известно, быстро надоедает однообразная деятельность, поэтому нужно подбирать разные игры на автоматизацию и различение звуков.

Этап постановки заключается в формировании правильного положения органов речи при произношении звука. Для этого есть упражнения, гимнастика, которую дети осваивают вместе с логопедом. Чтобы правильно выполнять упражнения, нужно понимать, как звук зарождается, какое положение языка необходимо принять. Я не буду пока на данном вопросе зацикливаться. Приведу пример упражнений для постановки звука [K].

«Кто сильнее?» Взрослый и ребенок сидят на стульях друг напротив друга. Ребенок в улыбке высунул язык, а взрослый указательным пальцем пытается задвинуть язычок обратно в ротик. Язык ребенка сопротивляется, выгибается горкой, что и нужно для правильного произношения [K].

«Сдуй шарик» Взрослый пальцем или шпателем устанавливает положение языка ребенка так, как нужно для произношения [K]: язык горкой, кончик у зубов, задняя часть язычка упирается в мягкое небо. В этом положении ребенок толчкообразно «выстреливает» воздух, пытаясь сдуть с ладони ватный шарик. При этом должен получится [K].

Еще мы дышим с открытым ртом только носом, проверьте: язык стоит так, как необходимо при произношении [K].

Потренировались, затем упражняемся в изолированном произношении этого звука. Пока не добьемся правильного произношения его отдельно от других звуков, дальше двигаться нельзя. Потом автоматизируем в слогах, словах, фразах. Это касается работы с любыми звуками, алгоритм одинаков для всего алфавита.

Чтобы у малыша не пропало желание заниматься, просто бесконечно произнося «к-к-к, ку-ку-ку, ха-ха-ха, га-га-га», нужно добавить атрибуты и простые игровые ситуации.

Нескучные занятия

На этапе автоматизации изолированного звука и слога хорошо бы предложить ребятам такие дидактические игры:

  • Самое простая развивающая игра – «Лесенка». Сделать ее легко из конструктора. Суть такова: на следующую ступеньку можно подняться только в том случае, если удалось правильно произнести звук (любой К, Г, Х или дальше по этапу слоги, слова). Можно «шагать» пальчиками, что полезно для сенсорного развития.

лесенка

  • Тактильна звуковая дорожка: дидактическая игра, предполагающая прохождение пальцами или фишками нарисованных лабиринтов, полей-бродилок, произнося на каждом повороте изолированный звук или слог. Сделал шаг – произнес звук, слог. Дальше можно усложнить – произносить нужно уже слово. Существует большое количество вариантов этой забавы, смотрите в магазинах.
  • «Накорми птицу, рыбку, животное»: используется картинка, игрушка, самодельный атрибут, изображающий любое существо, и вот его нужно накормить. Но прежде чем дать петушку, например, зернышко, нужно четко произнести звук, слог, слово: к-к-к, ко-ко-ко, кушай. Точно также на другие звуки.

Можно усложнить: из ряда предметов или изображений выбирать лишь те в качестве корма, в названии которых есть заданный звук: в начале, середине, конце.

  • «Нагрузи грузовик»: принцип тот же, что и с «кормлением». Нужно класть в кузов груз, но вначале произнести звук, слог, слово.
  • Широко используются игры с карточками: на картинках изображены предметы или живые существа, необходимо выбрать те, в названии которых есть определенный звук. Или находим на рисунке с множеством предметов необходимое изображение. Также соединяем графическое изображение звука с изображением предмета на этот звук.

Еще хорошо тренирует мозг задание на поиск и вычеркивание лишних изображений, в названии которых нет нужного звука или слога. Отлично воспринимается детьми задача дорисовать деталь рисунка, которая начинается на определенный звук: птичке – клюв, лошадке – копыто. Это уже под силу для детей 5-6 лет.

  • «Рыбалка»: удочка с металлическим грузиком, к которому хорошо прилипают магнитные карточки с изображениями, позволит разнообразить логопедические занятия. Задача: поймать на удочку необходимые карточки.

В качестве методических рекомендаций…

Чтобы игры были эффективными, важно правильно, поэтапно использовать лексический материал. Обязательно соблюдать правило: не переходить к следующему этапу, если не пройден успешно предыдущий.

Занимаясь автоматизацией звуков Г, К, Х и их мягких вариантов, используем изолированные звуки, прямые слоги, обратные слоги. Научившись произносить отдельный звук, ребенок тренируется произносить слоги: ка, ко, ку, кы, мягкие: ки, ке, кю, кя и т.д.

Сначала многократным повторением одинаковых слогов, затем – комбинации: ка-ко-ку-кы. От прямых слогов перейдем к простым словам: кабан, конь, кум.

Далее усложняем задания, давая обратные слоги для произношения: ак-ок-ук-ык и слова с ними – ак-мак, ок-ток, ук-тук, ык-бык. Пройдя этот этап, пора тренироваться в произношении слогов и слов со стечением согласных звуков: ква-кво-кву-квы, банк, никто, кнут.

Далее ищем в словах повторяющиеся звуки: какао, какаду, кубик, копейка. Пора переходить к фразам: сначала учимся согласовывать числительное с существительным из уже пройденного материала: одна копейка, две копейки, одну копейку и т.д. Изучаем прямой и обратный счет с этими словами: девять коней, восемь какаду.

Более сложный уровень: производные от единственного числа именительного падежа: множественное число (кони-коней), один-много (один камень – много камней), уменьшительно-ласкательные (ключ-ключик), моя-моя-мое-мои (мой кулон, моя конфета).

Затем учимся делить слова на слоги, выделяем ударный и безударный слог, определяем место звука в слове. Потом в ход идут чистоговорки, скороговорки, договаривание предложений, преобразование неправильной формы слова в предложении.

В общем, смысл работы над коррекцией произношения звуков я передала. Дальше будет еще материал на эту тему. Надеюсь, вам мои рекомендации пригодятся. Если так – делитесь информацией с товарищами по соцсетям и подписывайтесь на мою страничку.

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Логопедические занятия с детьми дошкольного возраста

Здравствуйте, с вами Татьяна Сухих! Сейчас наблюдаем все больше детей-логопатов, наш…

10 комментариев

Развитие связной речи у дошкольников – как мыслим, так и говорим

Бодрого и доброго всем времени суток! В эфире Сухих Татьяна….

4 комментария

Методика развития связной речи — преодолеваем преграды

Всем привет, и с вами снова Татьяна Сухих, помогаю вам…

6 комментариев
Rate this post
Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
VK
OK
MyMail
Facebook
Twitter
RSS (feedburner)
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 1
  • Laralaram
    19.10.2017 в 21:36

    Обучение в игровой форме всегда имеет большой успех.

    Мне не приходилось сталкиваться с речевыми дефектами.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.


Яндекс.Метрика