Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
19
Октябрь

Игра на автоматизацию звуков З-С-Ц – «свистящие» нам под силу!

Автор: Главный редактор
Рубрика: Развитие речи

Привет каждому, кто сейчас читает мои странички. Татьяна Сухих продолжает тему звукопроизношения и предлагает узнать, какая игра на автоматизацию звуков З-С-Ц поможет ребенку освоить правильное произношение свистящих и звука [Ц], который не является свистящим. Как известно, эта группа звуков часто вызывает сложности у малышей, вот и займемся ими сегодня.

Эти непослушные свистящие...

Как я уже писала в предыдущей статье о звукопроизношении, прежде чем приступать к играм на автоматизацию, нужно заняться постановкой звука. Пока малыш не научится изолированно, то есть – отдельно произносить С, З, Ц, дальнейшая работа не имеет смысла. Важно убедиться, что артикуляционный аппарат дошкольника «работает» в процессе проговаривания свистящих правильно.

Есть несколько способов ставить произношение: подражание (взрослый показывает малышу отчетливо все нюансы артикуляции и следит за тем, чтобы ребенок правильно повторил), артикуляционные упражнения, механическая постановка (логопед буквально пальцами или шпателем формирует правильное положения языка ребенка для произношения определенных звуков).

Начинать работы над свистящими и [Ц] нужно со звука [С], затем [З], поскольку по положению органов артикуляции он сходен с [С]. Потом черед [Ц], который по способу произношения близок к двум свистящим «собратьям». В детском саду постановкой звукопроизношения занимается логопед, но родители могут помочь ему, тренируя артикуляционный аппарат малыша с помощью специальной гимнастики (упражнения «Горка», «Футбол», «Улыбка-трубка» и т.п.).

После правильной постановки и твердого изолированного произношения свистящих звуков можно приступать к их автоматизации в слогах, словах, фразах. Игра нужна ребенку, чтобы легче, быстрее, с интересом усвоить что-то новое. Сами по себе логопедические занятия нельзя назвать увлекательными, это упорный труд, но обязательно нужно построить процесс так, чтобы не вызвать у ребенка протест против однообразных повторений.

Вооружаемся методически!

Вот, что я нашла по нашей теме в «УчМаге»:

  • «Звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет» – материал подан удобно, от простого к сложному, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
  • «Цепочки слов на свистящие звуки С, Сь, З, Зь, Ц. Настольные логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет» – домино для автоматизации и дифференциации свистящих звуков, отличная дидактическая игра;
  • «Игры с парными карточками. Звуки С, З, Ц. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет» – парные карточки с изображением одного предмета и нескольких таких же подойдут для работы со звуковой дорожкой или как самостоятельный дидактический материал;
  • «Звуки «С», «З», «Ц», я вас различаю! Настольные логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет» – интересный материал для работы с детками старшей и подготовительной группы;
  • «Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков С и З, С' и З'» – здесь предложены хорошие игровые задания и упражнения на автоматизацию и дифференциацию.

Освоим звуки, играючи!

Чтобы развить фонематический слух дошкольника, научить звуковому анализу и, конечно, автоматизировать, а также дифференцировать звуки, логопеды советуют и сами используют дидактические игры. Я подобрала забавы, подходящие для детей 5-6 лет, так как в этом возрасте ведется особенно упорная работа над правильным звукопроизношением и избавлением от дефектов дикции.

Атрибуты обычно самые простые в таких играх, наиболее распространенные – в картинках:

  • «Угости Зою сладостями» – нужна иллюстрация с изображением девочки (да кого угодно: мальчика, котика, рыбки), из картона вырезаем заготовки в виде конфет. На одну сторону «конфеты» наклеиваем изображение предмета, название которого начинается на тот звук, который необходимо автоматизировать, например [С]. Предыстория: Зоя очень любит сладости. Давай ее угостим!

Ребенок должен выбрать те «конфеты», на которых изображен предмет на букву С. Произнес правильно слово, можно угостить Зою, нет – конфетку забирает взрослый.

  • «Ежику снится сон» – рисунок со спящим ежиком, а то, что ему снится, изображено на облачках, вырезанных из картона. Взрослый ставит задачу: ежик спит и ему снятся предметы, все на букву [З]. Найди его сны!

  • «У Карлсона День рождения» – иллюстрация с Карлсоном, заготовки в виде упакованных подарков, на обратной стороне подарка – изображение предметов. Нужно выбрать в подарок те, названия которых начинаются на свистящий звук. В принципе, предыстория, картинки могут быть о чем угодно. Но важно, чтобы во время занятия присутствовал игровой, сюрпризный, наглядный моменты.
  • «Звуки в домиках» – модульная игра, основа которой – вырезанные или нарисованные домики. К домику добавляется звуковая схема, где обозначено положение слога с изучаемым звуком в слове. Еще нужны картинки с предметами, названия которых соответствуют звуковым схемам и такие, которые не соответствуют. Понятно, что задача – «поселить» в домик нужные картинки.

Игры на автоматизацию свистящих и [Ц] с разными атрибутами

  • Мне нравится такая развивающая игра «Ленты». Берутся ленты или бантики около 1 м в длину. Наносим печатью или рисуем вручную маркером изображения разных предметов, в названиях которых есть свистящие звуки, а также звук [Ц]. Сматываем в рулончик ленту. Ребенок свободный конец сматывает в другой рулончик и «по пути» видит изображение, называет его, четко проговаривая слова.
  • Игры с мячиком, дартс и т.п. – сочетаем физическую активность и логопедические упражнения. Бросил мячик или дротик в цель, произнес звук, слог или слово. Это сочетание прекрасно закрепляет в памяти информацию.
  • Чашечки и блюдца. Здесь не обойтись без хорошего воображения: ставим три блюдца в ряд, а чашечка у нас одна. Взрослый называет слово, а ребенок определяет место положение слога, где есть заданный звук в словах. Если в начале слова – ставим чашку на первое блюдце, середина – на среднее, в конце – на последнее.
  • Хорошая игра на свистящие «Шкатулка с драгоценностями». Берем шкатулочку, отдельно много украшений и безделушек. Задание непростое: найти «драгоценности», в названиях которых есть свистящие, но это не все. Найдя такой предмет, перед тем, как положить его в шкатулку, нужно произнести: золотой или серебряный браслет, золотой шарик, серебряное кольцо.
  • Задания на добавление деталей к заготовке рисунка: чудесная игра, которую можно использовать не только на логопедических занятиях. Итак, на бумагу ставим отпечатки пальцев, измазанных негусто краской, в произвольном порядке. Предлагаем дальше дорисовать такие детали к отпечаткам, чтобы получились предметы или живые существа, в названиях которых есть нужные для автоматизации звуки.

  • Еще хорошая забава: делаем заготовку рыбки с отверстиями для чешуек. Нарезаем чешуйки двусторонние, их должно быть в два раза больше, чем отверстий. Половина чешуек с одной стороны золотая, на второй стороне – рисунок на букву З. Вторая половина чешуек серебряная, а с другой стороны картинки на С.

Если ребенок правильно выберет все чешуйки, то рыбка будет одного цвета – золотая или серебряная.

Как дифференцировать трудные звуки?

Игры на различение звуков сводятся к тому, чтобы дошкольник понял разницу в произношении сходных звуков и научился не путать их. Этот этап работы проводится после того, как ребенок автоматизировал звуки, например, свистящие и шипящие. А затем мы их сопоставим, поскольку чаще всего дети путают С-Ш, Ц-Ч и т.д.

Самое простое, что можно предложить ребенку: поупражняться на внимание. Читаем стишок:

Песня суслика – свистит,

У змеи она шипит.

Ты послушай и узнай,

Эти песни отгадай.

Теперь картинки отдельно суслика изображающие, отдельно – змею. Показываем по очереди то суслика, то змею. Ребенок должен на суслике длинно произносить звук [С], а на змее – [Ш]. По такому же принципу дифференцируем другие сходные звуки. Хорошо помогают понять различия звуков стихи-путаницы:

Кошка ловит мышку на виду у детворы,

Мама моет миШку, крыСу красят маляры,

Пожарный носит каШку, Саша ела каСку,

Конфету дали МаСке.

Думаю, пока достаточно на эту тему. Если появятся вопросы – буду рада помочь разобраться. А сейчас традиционная просьба: делитесь материалом в соцсетях, а также подписывайтесь на новости.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Логопедические занятия с детьми дошкольного возраста

Здравствуйте, с вами Татьяна Сухих! Сейчас наблюдаем все больше детей-логопатов, наш...

10 комментариев

Развитие связной речи у дошкольников – как мыслим, так и говорим

Бодрого и доброго всем времени суток! В эфире Сухих Татьяна...

4 комментария

Методика развития связной речи — преодолеваем преграды

Всем привет, и с вами снова Татьяна Сухих, помогаю вам...

6 комментариев

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 4
  • Наталья
    21.10.2017 в 21:49

    Такой подробный методический материал пригодится многим, у меня дочка до сих пор иногда «спотыкается» на «с» хотя в детсадовское время и посещали логопеда.

    • Татьяна
      22.10.2017 в 03:56

      А мы с сыном со звуком «Р» работаем, у нас горловое произношение, но он старается.

  • Lara
    21.10.2017 в 14:36

    Прекрасный методический материал.

    Думаю, успех занятий обеспечен!

  • Мария
    20.10.2017 в 21:39

    Хороший и полезный материал. Главное родителям пора перестать бояться самим учить своих детей и эта статья им очень в этом поможет. Сама, помню, перед школой ставила сыну произношение некоторых звуков. Несколько месяцев непринужденных игр-занятий и у ребенка чистое и правильное произношение.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика