Всем привет, и с вами снова Татьяна Сухих, помогаю вам развиваться и самосовершенствоваться. Для воспитателя, логопеда и других представителей педагогических профессий очень важна такая тема, как методика развития связной речи. Ведь нам часто хочется помочь деткам с задержкой в речевом развитии, но эта помочь обязательно должна быть профессиональной, а не на обыденном уровне.
Мне в работе с детьми в детском саду накопленные знания очень помогли. Несмотря на то, что я не специалист и не занимаюсь индивидуально с дошкольниками развитием речи, но некоторые моменты из наиболее распространенных практик всегда применяю в отношении к своим воспитанникам, которые имеют проблемы в данной области развития. И самое главное, я вижу результаты своих трудов. А это очень вдохновляет, скажу я вам.
Поэтому сегодня делюсь двумя основными методиками, которые помогут вам в работе с детьми и позволят повысить свой профессионализм, научиться чему-то новому, полезному и интересному. Кроме того, проблему развития связной речи можно взять в качестве темы для самообразования и изучить досконально одну из предложенных методик.
Содержание статьи:
Методика, о которой вам нужно знать
Прежде всего хочу рассказать о методике формирования связной речи В. К. Воробьевой. Это замечательный специалист, которая более двадцати лет возглавляла методическую работу учителей начальных классов столичных речевых школ. Именно благодаря этой женщине в школах внедрялись эффективные методы обучения детей, имеющие симптомы речевого недоразвития. Многие научные работы этого специалиста до сих пор являются одними из самых лучших.
Автор разработала методику, которую можно применять у детей с недоразвитием речи, Она существенно отличается от того, что ранее практиковали логопеды. Основная мысль — это то, что связная речь позиционируется как сложная речемыслительная деятельность, для овладения которой необходимо понимать две вещи:
- как правильно осуществляется смысловая связь предложений в рассказ;
- как правильно происходит лексико-синтаксическая связь предложений в рассказ.
Методика включает необходимые пособия и вспомогательные материалы. С помощью них ребенок освоит, как по смыслу строится рассказ, как в нем связываются предложения, с помощью чего происходит смена мыслей предложения от одного к другому. Все это можно объединить в такое понятие, как «цепной рассказ». Методика идеально подходит и для детей дошкольного возраста, и для более старших категорий ребят.
Важно понимать, что связная речь формируется у детей поэтапно. Ведь когда они слышат лишь команду составить рассказ на заданную тему, то чаще всего в ответ мы можем увидеть растерянность. Да и как ребенок может составить рассказ, если он не знает правил его построения?
Автор методики выступила с предложением сделать процесс обучения таким образом, чтобы он основывался не на словесных факторах, а на предметных. При этом задача педагога или логопеда направить его так, чтобы ситуация провоцировала нахождение решения для мыслительной задачи. При желании более подробно вы можете изучить данную теорию самостоятельно.
Наглядность и план высказывания
Вторая методика, посвященная детям с общим недоразвитием речи, была разработана Ткаченко Т.А. Она опробировалась и совершенствовалась автором на протяжении более 20 лет.
У детей с ОНР наблюдается слабая сформированность всех составляющих языковой системы. Так, они имеют небольшой словарный запас, неправильно строят фразу с грамматической точки зрения, а их высказывания отличаются несовершенной фонетикой.
Чаще всего они также подвержены нарушению внимания, неполноценному словесно-логическому мышлению, а их высказывания лишены четкости и точности. В конечном итоге все это становится результатом сложного овладения связной речью.
Основная мысль методики автора сводится к тому, что таким детям для формирования связной речи нужны дополнительные средства, выступающие в качестве вспомогательных, помогающих сделать этот процесс более легким и правильно направленным.
В методике эти вспомогательные средства представлены двумя пунктами: наглядностью и важностью делать модель плана высказывания. Преимущественно методика направлена на работу с дошкольниками, но с успехом может использоваться для коррекции речи и у младших школьников. Она предусматривает семь видов самостоятельного рассказа, например, составление рассказа на основе изображаемого действия или пересказ с помощью сюжетных картинок.
И Интернет-магазине «Лабиринт» вы можете приобрести книгу Татьяны Александровны «Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша», разработанные на основе данной методики автора.
В помощь воспитателю
Если вы планируете и далее развивать свои знания в данной области, тогда могу порекомендовать еще несколько пособий, которые без сомнения можно сразу же заказывать и успешно их использовать в своей деятельности. Как всегда, я выбираю для вас самое лучшее и полезное, что однозначно пригодится, а не будет пылиться на полках.
Это пособие «Коррекция устной и письменной речи у детей 6-8 лет: речевой материал, задания, упражнения» Рыбиной А. Ф., материалы которого пригодятся воспитателям для подготовки к занятиям по развитию речевых умений.
Пособие от авторов Иванищевой О.Н. и Румянцевой Е.А. «Развитие связной речи детей: образовательные ситуации и занятия. Средняя группа». Прекрасно спланированные речевые занятия окажут вам хорошую службу в работе с детками 4-5 лет.
И похожее пособие от Иванищевой О. Н. для старшей группы также будет назаменимым помощником для проведения занятий с целью расширения словарного запаса, усвоения разных средств языка и многого другого, что так важно в подготовке к школе на данном этапе.
Очень надеюсь, что вы самостоятельно изучите эти методики более подробно. А у меня пока все. Буду очень рада и благодарна вашим лайкам в соцсетях и новым подписчикам блога.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Развитие связной речи у дошкольников – как мыслим, так и говорим
Полезные методики для работы с детьми с недоразвитием речи. Главное, не упустить время.
Не упустить время и подобрать нужную. Точнее, ту которую малыш легче будет усваивать.
Нужную — это оптимальный вариант. С другой стороны, иногда лучше хоть что-то, пусть и не самое лучшее, чем совсем ничего.
Очень интересный обзор методик, Татьяна. Мне ближе методика Ткаченко. Наглядность и взрослым помогает воспринимать новые знания. Использую эту методику при обсуждении новых проектов с заказчиками. Беру лист чистой бумаги, карандаш и поехали…
С проблемами речи у внучки столкнулись лет 10 назад при переходе на русский с эстонского, который она быстрее усвоила в садике.
Наверное, у обучения правильной связной речи деток-билингв (говорящих на двух языках) свои особенности?