Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
13
Июль

Развитие связной речи средствами мнемотехники детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Автор: Татьяна Сухих
Рубрика: Развитие речи

Доброго дня. Я, Татьяна Сухих, с удовольствием отвечу на запрос читателя о плане самоанализа по мнемотехническим приемам. Предлагаю вашему вниманию тему, которая заинтересует воспитателейдетских садов. Это развитие связной речи средствами мнемотехники.  Сейчас существует большое количество электронных пособий на эту тему.

Коротко о пособиях

Так, интернет-магазин УчМаг предоставляет:

  1. купон, который дает право на участие в вебинаре о технологии применения мнемотехнических методов в формировании речи у ребят.
  2. пособие о познавательном и речевом развитии,с применением мнемотехники.
Купить Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники. Мнемодорожки. Мнемотаблицы. Программа для установки через интернет

Одной из главных задач обучения и воспитания дошколят является вырабатывание связной речи. А что это такое? Это рассказывание, создание монологов, приобретение навыков культуры речи.

Поскольку применением общепринятых методик обучения не всякий раз можно ждать долгожданного результата, следовательно, их необходимо дополнять такими средствами, которые облегчат процесс вырабатывания связной речи. К таким приемам относятся  способы мнемотехники, как средства развития связной речи дошкольников. С их помощью становится возможным удачное запоминание, запечатление и повторение информации посредством знаков, образцов, символов. Мнемотехника способствует развитию речи, активизации и пополнения словаря, развития мышления, сообразительности и мелкой моторики. Это особенно заметно у детей с ОНР.

Общее недоразвитие речи

Когда у деток наблюдается речевое недоразвитие, у них нарушается фонематический слух и звукопроизношение. Грамматическая речь и запас словарных слов у них также отстает. Но при этом у малюток сохраняются интеллект и слух. Специалистами выделяются несколько уровней речевого нарушения. Поэтому, мнемотехнические приемы, будут помогать формированию связной речи детей и в средней, и в старшей группе  доу с ОНР.

Коротко о мнемотехнических приемах

В чем же суть мнемотехники, спросите вы? Смысл этого метода следующий: придумать картинку на любое слово или словосочетание. Это позволяет нарисовать весь текст схематически.

Пример приёма запоминания техники цепочка.

В интернет – магазине УчМаг можете приобрести компакт- диск для компьютера с применением мнемодорожек, мнемотаблиц.

Купить Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники. Компакт-диск для компьютера: Мнемодорожки. Мнемотаблицы

Мнемодорожка  - простая схема, по которой составляется маленький рассказик.

Мнемотаблицы — схемы, в которые заложены определенного типа информации, состоящие из нескольких изображений, соответствующие словам текста.Они применяются при угадывании загадок, составлению и изложению рассказов, заучиванию стишков.Нужно принять  во внимание порядок работы с мнемотехническими таблицами. Их необходимо делать в 3 этапа:

  1. Изучить таблицу и рассмотреть картины.
  2. Преобразовать абстрактные обозначения в картинки.
  3. Опираясь на таблицу, пересказать текст.

Мнемотехнические средства используют в играх.  Для того чтобы детки дошкольного возраста преодолели лексические трудности, пользуются дидактическими играми.

Предлагаю посмотреть интересный семинар по мнемотехнике.

План самоанализа по мнемотехнике

Рассмотрим следующий план самообразования.

В работе с ребятами с ОНР, использование мнемодорожек и мнемосхем, дает  возможность малышам преодолеть такие затруднения, как изложение и составление рассказов, вызубривание стишков, стеснительность. Использование мнемотехники открывает возможность для детей фантазировать и улучшать  свою речь, сочинять сказки и рисовать их. Они учатся мыслить нестандартно. Для регулярной работы рекомендуется составлять план работы по мнемотехнике. Представим примерный план самоанализа в нижеследующем варианте.

На сентябрь

  1. Познакомить деток со сказочными изображениями.
  2. Работать с мнемотаблицей «Золотая осень».
  3. Выучить стих “Подарки осени” и работать с мнемодорожкой.
  4. Поиграть в дидактическую игру«Собери мнемодорожку» и закрепить стишок«Осень».

На октябрь

  1. Заниматься с мнемодорожкой «Осенние деревья».
  2. Разгадывать мнемозагадки.
  3. Делать упражнения на тему «Нарисуем слова».
  4. Научиться делать пальчиковую гимнастику «Гулял ветер по лесу».

На ноябрь

  1. Сочинить предложения об осени (сделать мнемокарточки).
  2. Пересказать сказку «Листопадничек».
  3. По плану лексических сюжетов сочинить описательные рассказы.
  4. Выучить пальчиковую гимнастику «Огород».

На декабрь

  1. Вести работу с мнемотаблицей «Зимушка-зима».
  2. Выучить стишок Маршака «Декабрь».
  3. Делать зашифровку информации. Детки делают упражнение «Шпионы».
  4. Нарисовать или придумать сказку собственного сочинения.

На январь

  1. Сочинить предложения о зиме.
  2. Составить рассказики по картинке «Зимние развлечения» и научиться пользоваться мнемодорожкой.
  3. Играть в поучительную игру «Сам сочини сказку» и использовать мнемокарточки.

На февраль

  1. Отгадывать мнемозагадку.
  2. Заучивать скороговорку, применяя мнемотаблицу.
  3. Играть с мнемокубом.
  4. Сочинить описательные повествования по лексической тематике.

На март

  1. Работать с мнемотаблицей «Пришла весна».
  2. Заучивать стишки о весне и нарисовать мнемодорожку к стихотворению вместе с родителями.
  3. Поиграть в дидактическую игру «А ну-ка угадай-ка». Воспитатель читает знакомые стишки, передает сказочные сюжеты, а детки узнают и угадывают тексты.

На апрель

  1. Составить мнемодорожки по приметам весны вместе с родителями.
  2. Научиться делать пальчиковую гимнастику «На дворе апрель…»
  3. Пересказать сказку «Снегурочка» и составлять мнемотаблицы.
  4. Отгадывать мнемозагадки.

На май

  1. Выучить стихи о школе (к выпускному).
  2. Подготовить итоговое мероприятие с родителями «Мнемотехника – это классно».
Купить Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 5-6 лет. Старшая группа. Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы Купить Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 6-7 лет. Подготовительная к школе группа. Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы

Применяя такой план с воспитанниками с ОНР, наметится положительная динамика с улучшением связной речи. Многие детки начнут лучше понимать структуру высказывания: начальную часть, серединку и концовку. Они легко усвоят и улучшат зрительную информацию, а также сохранят её и восстановят в памяти, правильно будут связывать сюжет и ее части. Они смогут передать готовый рассказ без содействия взрослых и научатся самостоятельно составлять мнемотаблицы, написать по ним описательные рассказы, повествования, заучивать стихи.

Чем раньше научим малышей рассказывать по теме мнемотехника, тем лучше и быстрее подготовим их к поступлению в школу.

А для ичителей младших школьников здесь можно приобрести купон для участия на вебинаре о речи, как коммуникативной функции общения у школьников начальных классов с ОВЗ.

Многое еще можно рассказать по этой теме. Дорогие друзья, если есть дополнения, напишите. А статьей поделитесь с друзьями. Пусть ваши малыши всегда будут веселыми и здоровыми!

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 32
  • Алёна
    19.07.2017 в 19:43

    Мы сыну в 3 года с логопедом поставили речь, ребенок уже очень четко говорил и в садике его приводили в пример.

  • Виктор
    19.07.2017 в 03:18

    Таня, Вы удивитесь, но лексические трудности возникают не только у малых деток, но мягко скажем и у много поживших.

    Сейчас стал вопрос развитие связной речи у моего брата после двухлетнего пребывания в психиатрической больнице.

    У него наблюдается частичная утрата речевого звукопроизношение и нарушение фонематического слуха.

    Порой мне приходится прибегать к средствам мнемотехники для общения с ним.

    Материалы Вашей статьи открыли новые возможности для развития утраченной речи и слуха – большое спасибо!

    ;-)

  • Афинская
    19.07.2017 в 02:35

    Не только для воспитателей, для мам наверняка тоже очень полезная статья)

  • Laralaram
    18.07.2017 в 14:58

    развивать речь ребенка надо как можно раньше! А в школе в СССР был предмет «Развитие речи».

    • Татьяна
      18.07.2017 в 15:13

      И чистописание, на сколько я помню)

  • seoonly.ru
    18.07.2017 в 08:47

    Спасибо!

  • Светлана
    17.07.2017 в 07:27

    Как удобно, что все занятия распланированы на год вперед, чувствуется системный подход.

  • Ольга
    17.07.2017 в 05:11

    Какая интересная техника, впервые о такой слышу.

  • Ольга
    17.07.2017 в 00:14

    Интересная техника, не все о ней знают. Развивать речь дошкольников очень важно. И подготовить ребенка к школе можно успешно, занимаясь по этой технике развития речи.

    • Татьяна
      17.07.2017 в 04:12

      Спасибо за комментарий Ольга, приятно, что вы ко мне заглянули))

  • seoonly.ru
    16.07.2017 в 13:09

    Спасибо, реально полезно!

  • seoonly.ru
    16.07.2017 в 13:00

    Спасибо Вам! :-)

  • Незнакомка
    15.07.2017 в 02:23

    Развитие связной речи у ребенка крайне важно, что бы в будущем, не возникало проблем и дискомфорта у ребенка и окружающих. Благо, что обучающей литературы предостаточно!

    • Татьяна
      15.07.2017 в 06:11

      Чем раньше начать заниматься с ребёнком, тем лучше, речь может и не сразу появиться, иногда дети мало говорят или вообще не говорят, а уже в старшем возрасте ребятишки начинают говорить и довольно хорошо с четким произношением звуков. Это происходит потому, что ребёнок накапливает пассивный словарь, а потом он выливается в активный, при этом деткам начинает нравится говорить (слова сами вылетают из рта)) и ребёнка не возможно остановить, он столько хочет сказать вам... Родители сначала жалуются — вот не говорит, а потом — когда же он наговорится, переслушать не могу...

  • Valera
    14.07.2017 в 20:47

    Попробуем освоить на практике, должно быть увлекательным. Спасибо.

  • Елена
    14.07.2017 в 19:59

    Мнемотехника — хорошо, но если есть официальный диагноз «ОНР», который нередко соседствует с другим, похуже — «ЗПР» (задержка психического развития), то крайне важно, чтобы работа с ребенком происходила как бы с трех точек: логопеда, воспитателя, семьи. Потому что некоторые психические процессы у таких деток протекают настолько нетипично, что работать с ними должен именно специалист, иначе вылезут большие проблемы при обучении счету и письму. Но один специалист не справится. Поэтому неоценима помощь воспитателя — в том числе и с использованием методики, о которой написано в этой статье (детям с ОНР в разы труднее запоминать вербальную информацию, чем их сверстникам в норме). Но даже совместные усилия логопеда и воспитателя могут оказаться недостаточно эффективными, потому что здесь надо двигаться маленькими шажками и часто повторять материал — а это непросто обеспечить в обычном ДДУ. Значит — только вместе:)

    • Татьяна
      15.07.2017 в 06:20

      Конечно тесное сотрудничество логопеда и психолога, но ЗПР это уже отдельная тема, не редко в работу включается и дефектолог. ОНР — общее недоразвитие речи и в детском саду таких детей очень много, это не значительное недоразвитие, которое приводить к не умению произносить некоторые звуки.

      • Елена
        21.07.2017 в 23:30

        Татьяна, извините, чуть поправлю. Неумение произносить некоторые звуки — это фонетико-фонематическое недоразвитие, ФФН. Тоже не божий подарок — если запустить, то само может и не исправиться, и будет человек на всю жизнь картавым или шепелявым. Но, по большому счету, это не так уж страшно.

        А ОНР — штука опасная. Там нарушается и строение фразы, и обеднен словарь, и страдает грамматика. Вы абсолютно правы, таких детей сейчас очень много — так много, что это едва ли не стало нормой. Но не скорректированное ОНР в школе обязательно обернется нарушениями чтения, письма, счета, понимания абстракций и прочими неприятными делами.

  • Ксения
    14.07.2017 в 18:30

    Как хорошо, что теперь благодаря интернету можно легко найти необходимый материал и вовремя помочь своему ребенку.

    • Татьяна
      15.07.2017 в 06:21

      Интернет — это великая сила, тут есть всё, что душе угодно))

  • Татьяна
    14.07.2017 в 18:03

    Очень интересные мнемотехники. Они пригодятся не только детям, но и многим взрослым. 8-)

    • Татьяна
      15.07.2017 в 06:22

      Да, мне тоже нравится этот способ запоминания и я иногда его использую в своей практике.

  • Надежда
    14.07.2017 в 18:02

    Мнемотехника — новое слово для меня. Дети уже подросли, не всегда есть время уделять им достаточно внимания, к сожалению. Но если заниматься развитием малыша целенаправленно, можно действительно развить максимально все заложенные способности.

    • Татьяна
      15.07.2017 в 06:23

      Конечно, нужно только захотеть!!!

  • Надежда
    14.07.2017 в 13:35

    очень интересно!! я стала замечать что мои девочки порой говорят так, что я совершенно не пойму их(. Будем работать над развитием речи!)

  • Татьяна
    14.07.2017 в 13:26

    Статья очень понятна и продуктивна. Но не по моей теме... к счастью... А вот такой вопросик, не по теме тоже... А где вы взяли такую симпатичную форму для соц. сетей? Заранее — твитик!

    • Татьяна
      14.07.2017 в 14:04

      Спасибо за вопрос Татьяна, каждую кнопку устанавливала отдельно.

  • Татьяна
    14.07.2017 в 11:51

    Интересная техника запоминания, я даже не слышала о такой. Спасибо за просвещение и посвящение в тайны мнемотехники. :) Татьяна, я просто восхищена дизайном Вашего блога!

    • Татьяна
      14.07.2017 в 14:06

      Да я тоже люблю этот дизайн, но он немного дольше загружается, хочу его немного облегчить от картинок, но ни как не решусь на это...

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика