Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Нарушение речи у детей: классификация и признаки

Дата: 11 августа 2018 в 21:00
Рубрика: Развитие речи

Чем меньше возраст ребенка, тем восприимчивее маленький человек к новым знаниям и умениям. Нарушения речи у детей лучше всего корректируются в детсаду или в процессе дошкольных занятий. Сегодня мы рассмотрим, откуда берутся проблемы с речью, какими бывают и как корректируются.

Упражняться с детьми стоит при любых речевых проблемах!

О нарушениях речи говорят, если речевые навыки ребенка не соответствуют его возрасту. Многие недостатки сложно преодолеть самостоятельно. Справиться с ними помогает педагогическая наука – логопедия.

Стоит запомнить: какими бы ни были детские нарушения речи, ими обязательно нужно заниматься, а не пускать на самотек. Легкие речевые проблемы могут исчезнуть полностью. При разумных усилиях и занятиях это произойдет быстрее. Средние и тяжелые нарушения подлежат частичной коррекции.

Безнадежные случаи встречаются только при сложных дефектах артикуляционного аппарата, психики или структур мозга, но и тут есть варианты.

алфавит

Ребенку предстоит адаптироваться к жизни в обществе, и наша задача – помочь ему это сделать максимально безболезненно. Внятная, четкая речь и умение формулировать мысли влияют на социализацию. Хоть мы и стараемся с этим бороться, деток с речевыми нарушениями часто дразнят, надо этого постараться избежать. Важно, чтобы ребенка понимали сверстники и окружающие, это влияет на его самооценку и желание адаптироваться в общество.

Как заниматься с детками с нарушениями речи

Сначала пара слов об учебной литературе. Она не просто даст логопедические стишки, игры и скороговорки, а поможет понять сам принцип обучения, систематизирует понимание педагога или родителя. О том, сколько усилий придется приложить, как часто проводить занятия и какого ожидать результата. Несколько ссылок на полезные пособия для педагогов, дефектологов, логопедагогов:

  • Методичка об обучении и воспитании ребенка дошкольного возраста с речевыми проблемами.
  • Программа переподготовки для педагогов, которые будут проводить психолого-педагогическое сопровождение деток с нарушениями речи по ФГОС.
  • «Формирование речевых и театральных умений у дошкольников с нарушениями речи» – прекрасное пособие со сценариями коррекционно-театральных представлений.

Вот эти методички будут хороши не только для педагогов, но и для родителей, которые хотят сами дополнительно или постоянно заниматься с дошколятами:

  • Сборник игр «Учусь слушать и говорить играя» (игры дома и на занятиях, в процессе прогулок на улице).
  • Пособие «Уроки логопеда» учит, как исправлять недостатки звукопроизношения. Благодаря понятно описанным техникам подойдет и для непрофессионалов.

Есть более специфическая литература, рассчитанная на педагогов, постоянно работающих с детками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. То есть с теми, кто имеет более тяжелые речевые дефекты. Вот несколько полезных источников:

  • Офлайн-вебинар по психолого-педагогическому сопровождению детей с дефектами речи в детсаду.
  • Комплексная образовательная программа для малышей 3-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
  • Конспекты групповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для деток 4-5 лет с тяжелыми речевыми нарушениями.

Откуда берутся речевые расстройства

Нарушения речи – проблемы с вербальной коммуникацией, речевой моторикой и смежными областями. Они очень разнообразны: некоторые связаны с невозможностью высказаться, другие – с недержанием речи. Они возникают из-за физиологических, неврологических или психических проблем, из-за педагогической запущенности. Любое речевое расстройство – не повод ставить на ребенке клеймо и, тем более, стыдить его.

Сложности с речью могут быть органическими, то есть вызванными повреждением органов речи. Они бывают такими:

  • Наследственные, когда проблема передалась от родителей. Бывает, что кто-то из родителей в свое время начал говорить позже, имеет особенности прикуса или посадки зубов, и это передается детям.
  • Врожденные (внутриутробные) патологии. Вызванные сложным течением беременности или приемом лекарств, гипоксией, инфекционной болезнью беременной, несовместимостью крови, недоношенностью либо переношенностью, стрессами матери или интоксикацией.
  • Перинатальные (вызванные осложнениями в процессе родов). Первостепенное внимание нужно уделять детям, перенесшим асфиксию или травму головы из-за узких родовых путей, родившимся с весом менее 1,5 кг и подвергавшимся реанимации.
  • Постнатальные (вызванные заболеваниями первых месяцев или лет жизни). Нарушения речи могут спровоцировать инфекции (менингит, воспаление среднего уха), травмы головы и небные повреждения.
  • Социально-бытовые, когда ребенку не хватает эмоционального и вербального общения с близкими. Это не обязательно семьи с пьющими родителями – бывает, у вполне успешных мамы и папы просто не хватает времени на детей.

Также речевые расстройства бывают эндокринной природы (из-за особенностей психомоторного развития ребенка), функциональные (дефекты или особенности речевых органов), психосоматические или вызванные окружающей средой.

Что должно насторожить родителей в речи ребенка

Симптомы речевых нарушений бывают разными: это скудный словарный запас (малыш плохо запоминает слова, путает окончания, мало говорит, использует обобщения), плохое понимание слов или фраз, неспособность воспроизводить определенные звуки. Самый известный дефект – заикание, при котором нарушается ритм и плавность речи.

ребенок с мамой

По мнению специалистов, выделить проблему можно очень рано. С малышом нужно общаться с первых моментов его жизни, даже когда осознанно реагировать он не в состоянии. Если ребенок не проявляет схожую коммуникативную активность, как другие детки его возраста, стоит обратить внимание. Но это само по себе – не диагноз, не надо сразу себя накручивать.

О проблемах с речью у малышей могут свидетельствовать особенности, приведенные в таблице.

Месяц жизни (к концу месяца)

Что у малыша не получается

1Не плачет, когда хочет есть или испытывает неудобства
4Не улыбается в ответ, когда с ним разговаривают
5Не выдает звуков и звукосочетаний. Не ищет взглядом вещи, на которые показывает взрослый
7Не умеет обращать на себя внимание взрослых с помощью звуков
9До сих пор нет слов, состоящих из двух повторяющихся слогов (ма-ма, ба-ба, на-на)
10Ребенок не владеет 8-ю слогами. Не качает головой в знак отрицания, не делает ручкой «пока-пока»
12Не говорит ни слова, нет реакции на простые просьбы («дай мячик»)
15Не может сказать даже «мама», «папа»
19Не говорит осмысленных слов. Не показывает пальчиком на части тела, о которых говорит родитель
29Не понимает, в чем отличие между «большим» и «маленьким»

Последний показатель – конец 29-го месяца – приближен ко времени, когда ребенку пора идти в детсад. Нарушения, если они есть, к этому моменту уже заметны. Если указанные проблемы наблюдаются, стоит посетить консультацию:

  • отоларинголога (возможно, малыш плохо говорит, потому что не слышит);
  • невропатолога (проверить, нет ли органических повреждений ЦНС, речевых центров мозговой коры);
  • детского психолога, психиатра, дефектолога (выяснить, в каком состоянии пребывает невербальный интеллект ребенка);
  • логопеда (проведет окончательную диагностику).

Разновидности речевых нарушений (классификация с точки зрения медицины)

Классифицировать проблемы с речью у дошколят можно по клинико-педагогическим и психолого-педагогическим показателям. Две классификации следует рассматривать в комплексе: совместно они помогают разобраться с причиной нарушения и определить пути к его устранению.

Клинико-педагогическая классификация ближе к медицинской, о ней сейчас и поговорим. Она подразделяет речевые отклонения на устные и письменные. Первые могут быть фонационными или системными.

дети с нарушениями

При фонационных источником проблемы может стать ненадлежащее голосообразование, звукопроизношение, темпоритм, интонации. То есть ребенок на 100% понимает направленную к нему речь, а воспроизвести не может. Разделяют такие фонационные нарушения (в алфавитном порядке):

  • Брадилалия – медлительный темп речи.
  • Дизартрия – нарушения из-за недостаточной иннервации артикуляционного аппарата.
  • Дисглосия – сложности с произношением из-за небных, челюстных, других расщелин.
  • Дислалия – отклонения при полноценном слухе и сохранном речевом аппарате.
  • Дисфония – полное или фрагментарное нарушение фонации из-за аномалии голосового аппарата.
  • Заикание – сбои темпоритма из-за спазмов челюстных мышц.
  • Ринолалия – специфика тембра голоса и звукопроизношения из-за артикуляционных особенностей.
  • Тахилалия – ребенок частит со словами.

Системные отклонения – более тяжелые. Они формируются из-за поражений коры головного мозга. Ребенок частично теряет возможность правильно повторять слова и фразы, понимать их смысл. Есть два вида нарушений:

  • Алалия – отсутствие возможности разговаривать или недоразвитие из-за поражения речевых участков коры головного мозга, сформированных при развитии плода или после рождения.
  • Афазия – полная или частичная потеря речи из-за мозговых поражений (инсульта и т.д.). Чаще диагноз ставится явным после 3-летия.

Среди перечисленного можно выделить тяжелые нарушения речи – стойкие отклонения речевой системы при сохраняющихся слухе и интеллекте. К ним принадлежат сенсорная и моторная алалия, тяжелые варианты дизартрии, ринолалии, заикания, афазии и прочих отклонений. Подобные проблемы могут влить на формирование психики.

Нарушения письменной речи можно заметить в старшем детсадовском возрасте или в первых классах школы. Это дислексия (ребенок неправильно опознает буквы и формирует из них слова, возникают сложности с чтением), дисграфия (при письме буквенные знаки смешиваются, переставляются или пропускаются).

Речевые нарушения (психологическая классификация)

Чтобы определить, насколько можно повлиять на дефект и исправить его, придумали психолого-педагогическую классификацию. Исправление происходит во время логопедических занятий.

Отклонения с точки зрения психологии и педагогики бывают:

  • Фонетико-фонематические – ребенок неверно произносит фонемы, потому что также неверно их воспринимает.
  • Общее речевое недоразвитие – есть проблемы со всеми компонентами артикулярной системы. У ребенка поздно развивается речь, она бедна, ему сложно выговаривать некоторые звуки.
  • Заикание – коммуникативные средства развиты правильно, наблюдается проблема только в их применении.

По этой классификации деток можно разделить на 3 условные группы:

  1. Не выговаривают отдельных звуков, прочих проблем нет.
  2. Наблюдаются проблемы восприятия звуков и их воспроизведения. Дети не различают некоторых звуков, не видят артикуляционную и акустическую разницу. Они переставляют слоги при говорении, плохо пишут и читают, «глотают» окончания слов.
  3. Имеют общее речевое недоразвитие. Не складывают звуки в слоги, обладают малым словарным запасом, не разговаривают связно. Если такими детками не начнет вовремя заниматься логопед, они могут иметь огромные коммуникативные проблемы.

Нарушения речи влияют на психические функции дошкольника. Внимание таких детей часто характеризуется неустойчивостью. Они с трудом обобщают, сравнивают и анализируют, воспринимают словесные инструкции. Для таких деток характерны нарушения координации, они замедлены и неловки, имеют недостаточно развитую мелкую моторику. Ребенок с тяжелыми нарушениями неуверен в себе, отличается обидчивостью, с трудом устанавливает контакты.

Профилактика речевых нарушений: что надо делать?

Речевые проблемы бывают разными и могут сформироваться на любой стадии развития ребенка. Во многих случаях их можно отвратить. Например, уже с первых дней жизни с новорожденным надо обязательно общаться. И, в меру сил, придавать общению разные эмоциональные оттенки (радоваться, удивляться, переживать и т.д.).

Речь – непростой психический процесс. Малыш начнет разговаривать, когда достигнут подходящего уровня развития мозг, слух и артикуляционный аппарат. Это зависит во многом от окружающей среды и состояния здоровья. Ребенок должен развиваться, общаться и получать яркие эмоции, иначе у него могут формироваться физические и психические задержки.

Иногда общение с близкими людьми для младших дошкольников ограничивается лишь бытовыми однообразными ситуациями. Ничего удивительного, если на фоне этого возникают речевые нарушения.

На кончики человеческих пальцев выведены нервные окончания, связанные с разными участками мозговой коры, в том числе речевыми. Очень важно проводить пальчиковую гимнастику, массажи подушечек пальцев в виде игры. Это развивает и речь, и память. В процессе развития ребенка надо также уделять внимание моторике пальцев: организовывать игры с конструктором, пластилином, давать шнуровки и бизиборды.

Как справиться с «непослушным» языком?

Часто ребенок не выговаривает все звуки из-за того, что его артикуляционный аппарат просто не созрел. Можно делать коррекционные игры и упражнения дома или с логопедом, гимнастику для языка и пальцев, дыхательную гимнастику. Кстати, свистульки и мыльные пузыри – не просто забава, они тоже помогают развивать артикуляцию.

Есть разные упражнения для произношения свистящих, шипящих звуков, буквы «р». Их нужно сначала попробовать самому и делать так, чтобы ребенок видел артикуляцию взрослого – как именно произносится та или иная фонема.

помощь специалиста

Если ребенок не в состоянии произнести какой-либо звук, часто он выдумывает более простой заменитель. И взрослые начинают сюсюкать вместе с ним. Этого делать никак нельзя. «Неправильные» слова и звуки запоминаются надолго, искоренить их потом очень тяжело.
Самый важный этап в развитии говорения – дошкольный, а именно 3-6 лет. Разговаривать с ребенком в это время надо:

  • без сюсюкания;
  • четко, с расстановкой и разборчиво;
  • короткими простыми предложениями;
  • периодически повторяя новые слова, чтобы маленький человек их запоминал;
  • с разной интонацией и темпом, эмоционально.

Коррекционная работа с логопедом

К 6-7 годам ребенок должен правильно произносить звуки, оперировать богатым запасом слов (состоящим из разных частей речи), строить согласованные предложения (род, число, падежи), вести диалоги и монологи. Если есть какие-либо устойчивые нарушения в 4 года, лучше обратиться к логопеду.

Если у малыша нарушена произносительная речь (наблюдается моторная алалия, дизартрия или дислалия), нужно научить его управлять органами артикуляции. Для ребенка это действительно немалый труд, ведь задействуются ЦНС, мозг и периферическая нервная система. Звукопроизношение исправляется в 4 этапа:

  • Подготовительный – умение правильно слышать звук.
  • Постановка звука – навыки правильного произношения отдельного звука за счет артикуляционных упражнений.
  • Автоматизация – оттачивание произношения, введение звука в слоги.
  • Дифференциация – закрепление слухового и артикуляционного умений.

В основных группах детских садов проводятся занятия с логопедами. Для деток работают логопедические садики, где развитию артикуляционного аппарата уделяется повышенное внимание. Тем более нужны логопедические занятия, если обнаружена серьезная патология. Есть специальная адаптированная программа ДОУ для малышей с тяжелыми нарушениями речи.

Помощь оказывается в школах для детей с нарушениями речи, логопедических кабинетах при поликлиниках, специализированных учреждениях и медцентрах.

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

5/5 - (4 голоса)
Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
VK
OK
MyMail
Facebook
Twitter
RSS (feedburner)
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 5
  • Ирина
    02.09.2018 в 22:31

    Полностью согласна с предыдущим комментарием, с детьми надо больше общаться, не коверкать слова на детский манер, а нормально так как вы разговариваете обычно. Читать детские книжки по медленнее, по слогам, тогда и у ребенка будет речь четкая и внятная

  • Юлия (moreidey.ru)
    23.08.2018 в 13:18

    Все верно, причины возникновения нарушений в речи детей разные, но если не упустить время и не пустить это на самотек, нередко их можно исправить.
    И конечно, с ребенком необходимо много общаться и уделять внимание развитию мелкой моторики — она тесно связана с речевым и вообще умственным развитием.

  • Маргарита
    13.08.2018 в 15:45

    Да, с детьми обязательно нужно много разговаривать, ведь тогда с самого рождения они слышат голос мамы, различные слова, родной язык. Для детей и их развития это очень важно.

    • Alegik_27
      13.08.2018 в 22:26

      Маргарита, стесняюсь спросить, у вас есть дети?

    • Юлия (moreidey.ru)
      31.08.2018 в 19:27

      А еще последнее время стало модным перинатальное развитие — это когда с малышом разговаривают не только с рождения, но даже до него. Поют песни малышу, находящемуся в мамином животе, рассказывают стихи и сказки, читают книги, включают классическую музыку и даже аудиоуроки иностранного языка )))

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.


Яндекс.Метрика