Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
18
Октябрь

Развитие связной речи у дошкольников – как мыслим, так и говорим

Автор: Главный редактор Елена Походина
Рубрика: Развитие речи

Бодрого и доброго всем времени суток! В эфире Сухих Татьяна. Одно из самых важных направлений деятельности дошкольного учреждения – это развитие связной речи у детей. Как вы, должно быть, знаете, мышление и речь – связаны неразрывно и развиваются эти два качества человека параллельно. Усложняется детская деятельность, и расширяются рамки общения с взрослым – это приводит и к усложнению речи ребенка.

Мои наблюдения

Не всегда, по моим наблюдениям, недостаточно богатый словарный запас и неразвитое умение связывать слова в предложение у малышей свидетельствует о слабости мышления. Просто не все родители элементарно разговаривают со своими чадами. Есть такие молчуны – мамы, папы, которые все делают молча, не комментируют свои действия для малыша, не подталкивают его к вербальному общению, чем тормозят естественное развитие речи.

Мы в детском саду стараемся дать вашим деткам тот максимум, на который способны, чтобы каждый воспитанник имел возможность научиться выражать свои мысли понятно и развернуто, используя богатство нашего языка. Но родители тоже должны помочь собственному ребенку стать социально гармоничным. Заклинаю! Разговаривайте с ребенком, задавайте вопросы, рассказывайте ему не только сказки, но и обо всем, что вы видели, знаете, думаете.

То, что мы вложим в ребенка в дошкольном возрасте – то и получим в школе и в дальнейшей жизни. Сегодня мы наблюдаем большие сложности у школьников с речью, они не могут двух слов связать, испытывают сложности с пересказом текстов и написанием сочинений. Все дело в том, что детки наши не общаются вербально, они переписываются через соцпорталы, используя особый примитивный сленг.

Что с этим явлением делать, непонятно. Воспитатели стараются, учителя продолжают развивать речь, но ситуация тревожная. Гаджеты заменили нам живое общение, и во что это нам выльется, трудно сказать. Пока не поздно – займемся развитием речи детей сообща!

Книги нам всем в помощь!

Не только педагогам, но и всем родителям советую приобрести такие книги и пособия:

«Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи» – пособие в первую очередь предназначено для логопедов, но полезно будет и родителям, которые воспитывают детей дома;

«Развитие связной речи у шестилетних детей» – это сборник конспектов занятий по развитию грамотной и связной речи у деток;

«Программа связной речи детей 5-7 лет» – пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей ДОУ компенсирующего вида;

«Развитие связной речи дошкольников на материале текстов цепной структуры» – это рабочая тетрадь для занятий с детками в условиях дошкольного учреждения и дома;

Если вы выбрали данную тему по самообразованию, думаю, вам стоит принять участие в офлайн-вебинаре «ФГОС ДО: развитие связной и образной речи в подготовительной группе» – вы получите интересные материалы и возможность задать вопросы автору.

Этапы развития речи у детей

Тема развития речи – объемная и сложная, в одной статье не охватишь всю информацию, буду выдавать порционно.

Итак, придя в наш мир, малыш общается с взрослыми, обмениваясь эмоциями, но не мыслями. Ребенок может выражать неудовольствие и удовольствие звуками и мимикой. Со временем общение обогащается новыми впечатлениями, новыми предметами и событиями, так и способы общения тоже усложняются. В процессе развития мышления развивается и речевой аппарат.

Перед ребенком стоят более сложные задачи: выражать не только эмоции звуками, но и обозначить предметы и действия. Сначала идет подражание звукам, которые издает взрослый, а затем уже ребенок начинает говорить самостоятельно. При этом огромное значение имеет общение с родителями, говорите, говорите!

Наиболее активно речь начинает развиваться на третьем году жизни, малыши обогащают словарный запас и тренируют речевой аппарат. На этом этапе дети пользуются диалогической ситуативной речью – самой простой и естественной для них. Постепенно ребята осваивают монологическую контекстную речь, играя в сюжетно-ролевые игры. Самое время отдать ребенка в коллектив.

Младшая группа постигает тонкости ролевых игр со своими сверстниками, понемногу обогащая свою речь новыми видами конструкций: речь-инструкция, речь-сообщение. Изменения в жизни малыша, новые условия, впечатления, люди, новые виды деятельности требуют более сложных развернутых высказываний, чтобы ребенка понимали окружающие.

Переход к контекстной речи окончательно происходит между 4-5 годами, это тесно связано с расширением словарного запаса и освоением грамматики родной речи. Младших школьников нужно вовлекать в разговор, учить строить высказывания, разговаривая с ними полными простыми предложениями. Дети копируют манеру разговора взрослых, но при этом активно используют слова-связки типа – еще, потом.

Что касается старших дошкольников, они уже умеют полноценно вести диалог, отвечают на вопросы, сами умеют задавать меткие вопросы, могут комментировать речь других и т.п.

Задачи обучения связной речи

Можно выделить основную цель, которая стоит перед воспитателем:

Научить вступать и вести диалог. Это самое важное качество человека разумного – слушать, слышать и общаться с людьми. Ребенок учится сложным процессам: слушать собеседника и одновременно формулировать ответ или реплику в голове; правильно и грамотно выразить свои мысли; слушать себя и осознавать свои ошибки.

Каким путем достигается цель?

  • Развитием инициативной речи;
  • Поощрением детей делиться впечатлениями, рассказывать истории;
  • Обучением описанию предмета, явления посредством монологической речи;
  • Стимулированием к высказыванию собственного мнения и т.п.

Подготовительная группа уже может строить свой рассказ по заданному плану, умеет построить описание по картинкам и иллюстрациям, может придумать окончание рассказа или сказки. Показателем хорошо развитой речи старшего дошкольника является умение самостоятельно сочинить историю.

По наблюдениям психологов и педагогов, хорошо владеют речью дети, которые получают достаточно общения в семье, в первую очередь. Так что, заберите у ребенка планшет, спрячьте свой айфон и разговаривайте с малышом!

Думаю, начало большой темы положено. Интересно услышать ваши мысли на эту тему. Как вы развиваете речь детей и считаете ли это важным?

Если понравилась статья, прошу, делитесь ссылками через социальные сети, а также подписывайтесь на обновления сайта. Обещаю, что надоедать вам рассылками не буду!

С уважением, Татьяна Сухих!

Кстати, рекомендую прочитать:

Логопедические занятия с детьми дошкольного возраста

Здравствуйте, с вами Татьяна Сухих! Сейчас наблюдаем все больше детей-логопатов, наш...

10 комментариев

Развитие связной речи у дошкольников – как мыслим, так и говорим

Бодрого и доброго всем времени суток! В эфире Сухих Татьяна...

4 комментария

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 4
  • Юлия
    23.10.2016 в 18:37

    Нелегко приходится воспитателям, когда им предстоит исправлять ошибки родителей и всему учить детей, в том числе обычной связной речи. Но это очень важная работа.

  • Нина
    21.10.2016 в 16:56

    У меня сын до 4 лет не мог связывать слова, точнее он их соединял но не так как надо... У меня дома целая программа была разработана на правильное построение предложений. Но результаты были не очень. В саду детском специалисты его научили всему буквально за месяц.

  • Ника
    19.10.2016 в 21:57

    Полностью согласна, с детьми нужно проводить беседы, а еще лучше говорить постоянно, комментируя буквально все, что попадает в поле зрения.

    • Нина
      21.10.2016 в 16:57

      У моих знакомых девочка маме говорит так « Мама, позвони бабушке, поговори с ней». Это в том случае если мама начинает с ней много беседовать и в беседе присутствуют элементы обучения.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика
.