Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
Лого metodbv.ru

Развитие связной речи у детей подготовительной группы ДОУ – что умеет дошкольник?

Дата: 28 октября 2016 в 09:00
Рубрика: Развитие речи

Доброго здоровья всем моим друзьям и новым знакомым! Готова рассказать сегодня о том, как происходит развитие связной речи у детей подготовительной группы детсада. Что должен уметь дошкольник перед школой?

Логика и мышление

Просмотрев предыдущие свои статьи на данную тему, я поняла, что еще далеко не все получилось сказать. Знаете, когда материала очень много, нелегко выбрать что-то самое важное и втиснуть в читабельный размер статьи. Перегружать вас огромными опусами я не хочу, поэтому буду выдавать информацию порционно, как всегда.

Например, я так и не сообщила вам, что же такое, собственно, связная речь? Интуитивно мы понимаем значение этого понятия, но сформулировать не все смогут.

Итак, говорить связно – это значит излагать свои мысли в виде смыслового развернутого высказывания, причем делать это нужно логично, точно, последовательно, правильно в грамматическом смысле и образно – в художественном. Связные высказывания должны обеспечивать нормальное общение и взаимопонимание.

Воспитанники детсада развивают с нашей помощью речевые умения, овладевают тонкостями практического общения с людьми в различных житейских ситуациях, а также осваивают навыки, которые пригодятся при обучении письму и чтению.

razvitie-rechi-pismo

Если ваш ребенок 6-7 лет готовится поступать в школу, советую самостоятельно проверить уровень его речи, применив критерии, о которых я расскажу немного позже. Несмотря на всевозможные занятия, развивающие игры, которые мы, воспитатели, проводим с вашими детками, каждый ребенок овладевает связной речью в собственном темпе. Поэтому родители должны держать этот вопрос под контролем.

Но для начала я расскажу вам о тех дидактических материалах, которые нашла в Интернете, и которые, по моему мнению, пригодятся и коллегам-педагогам и родителям. Вы заметили, что в каждой статье у меня есть своеобразная >презентация тематической литературы и других товаров? Отзовитесь, кому пригодились мои наводки!

Весь ассортимент Интернет-магазинов вам на службу!

MY-SHOP.RU подготовил для вас несколько отличных пособий:

Асеева Ирина «Развитие связной речи» – прекрасная книга для чтения родителям и детям;

Коноваленко В. «Развитие связной речи» – это сборник логопедических занятий по теме «Осень» для подготовительной группы, с помощью которых можно успешно заниматься с детками с ОНР;

«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста» – уникальное пособие с интересными примерами занятий с использованием нетрадиционных методик, в частности – сказкотерапии.

«УчМаг» как обычно постарался для своих клиентов сделать приятные сюрпризы, например, выгодное предложение: если вы пополните личный счет в магазине на символичную сумму, которую можно использовать для покупок, то сможете бесплатно принять участие в офлайн-семинаре «ФГОС ДО: развитие связной и образной речи в подготовительной группе».

Также по весьма привлекательной стоимости со скидкой 50% вы можете приобрести Программу развития связной речи детей 5-7 лет по ФГОС.

Чем могут помочь эти дидактические материалы родителям? Все пособия небольшого объема, вы сможете прочитать и осмыслить текст за вечер-два. Советую прямо в книге делать пометки на полях или выделять маркером важные абзацы. Далее, если вы наметили себе график занятий с малышом, сделайте, не поленитесь, план. Просто набросайте хоть и в телефоне, поставьте напоминания и вкладывайте свое время не в телевизор, а в собственного ребенка.

mama-s-rebenkom

Жаль, что нигде не обучают людей, как «работать» родителями. Выход для нас один – самообразование. И желательно уже во время декретного отпуска, а то и раньше выбрать стратегию совместной деятельности мамы, папы и ребенка. Решили для себя – я буду заниматься ранним развитием, значит, запасаемся литературой, изучаем ее и разрабатываем стратегию.

Занимаясь с малышом с самого раннего возраста, вы даете ему ключ к получению необходимых знаний и навыков в период детского сада и далее в школе.

Как проверить уровень речи старшего дошкольника?

Итак, дети, которые готовятся к школе, а именно – из подготовительной группы, должны уметь следующее:

  • Активно использовать монолог и диалог – как основные виды родной речи. Ребенок адекватно реагирует на вопросы, уместно отвечает, сам задает их, поддерживает разговор, инициирует монологические высказывания на разные темы;
  • Составлять небольшие рассказы из собственной жизни или фантазировать. Дети могут полностью придумать свою сказку или начало известной сказки, либо концовку;
  • Высказываться по образцу или по плану, строить рассказ на заданную тему;
  • Пересказывать логично и правильно услышанный небольшой рассказ или сказку;
  • Уметь высказывать свое мнение, отстаивать его, замечать и комментировать речевые ошибки товарищей;
  • Составлять описание по картинке, иллюстрации.

Стоит понять, что если ребенку не уделялось должного внимания с раннего детства, то ожидать от него умения вести беседы, поддерживать разговор не стоит. Только планомерная работа взрослых способна уже к подготовительной группе сформировать связную и образную речь у дошкольника. Но в принципе, у нас в садике случались запущенные случаи, но мы смогли вытащить деток, применяя разнообразные методы развития речи:

  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Речевые игры;
  • Беседы;
  • Индивидуальная работа;
  • Пересказ;
  • Заучивание стихов;
  • Интеграция разных видов совместной деятельности.

igri

Стоит заметить, что рассказывание, как вид общения, напрямую зависит от насыщенности жизни ребенка. Темы для высказываний берутся из прогулок, походов в гости, магазин, музей, развлекательный центр. Очень важно совместно с детьми выполнять работу по дому вместе, что даёт возможность болтать обо всем между делом.

Скоро зима, меньше будет возможности гулять на улице, высвободится немного времени для каких-то совместных проектов. Научите ребенка наблюдать за окружающей средой, так он сможет находить темы для рассказов и общения. Через познание мира дети обогащают жизненный опыт, тем самым, они обогащают и свою речь.

Не забывайте подмечать удачные высказывания, уместный юмор в речи детей и хвалить их за это. Старшие дошкольники очень чувствительны к похвале и хотят нравиться окружающим. Если они поймут, что красиво говорить – это круто, то будут стараться выражаться как взрослые.

Столько уже написала на тему развития речи, но чувствую, что еще не все. Так что, не скучайте, ждите новую информацию. Если вам нравятся мои статьи, не грех и поделиться ссылками через социальные порталы. Приглашение для новых подписчиков тоже все еще в силе!

Screenshot_9

С уважением, Татьяна Сухих!

Кстати, рекомендую прочитать:

Обучение детей монологической речи: картины, игрушки, сказки, моделирование

Rate this post
Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
VK
OK
MyMail
Facebook
Twitter
RSS (feedburner)
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 9
  • Юлия (moreidey.ru)
    31.10.2016 в 23:14

    Развитие ребенка вообще, и его речи в частности — это труд, требующий времени. Но польза от этого огромная.

    • Нина
      31.10.2016 в 23:51

      И развитие речи и развитие самостоятельности — все требует больших усилий. Поэтому столько советов тут и описано. Нужно не упустить не минутки. А если все таки родители промухали, то стоит постепенно наверстать.

  • Ольга Андреева
    30.10.2016 в 22:49

    Я тоже скажу по своему опыту, что чем больше родители разговаривают с ребенком, тем луче развита речь у него.
    Когда моя внучка была маленькая. мы с ней много гуляли, ходили в театр, музей, в парк. Много ей рассказывала , говорили обо всем, что видели. Она задавала вопросы, я ей всегда отвечала. Когда внучка пошла в школу, то легко могла перессказывать, рассказывать.
    Хорошо придумывать с ребенком свои сказки. небольшие рассказы. Все это развивает речь ребенка и потом в школе ему будет намного легче учиться.

    • Юлия (moreidey.ru)
      31.10.2016 в 23:15

      Тоже считаю точно так же, и уже об этом писала в комментариях к другим статьям на эту тему :)

  • seoonly.ru
    28.10.2016 в 21:14

    Игры лучше всего…

    • Юлия (moreidey.ru)
      31.10.2016 в 23:44

      Игровая форма занятий действительно для малышей самая эффективная.

  • Ирина и Игорь
    28.10.2016 в 10:58

    Для развития речи у ребенка можно дать один банальный совет — больше разговаривайте с ребенком. Обсуждайте сказки, погодные явления, задавайте вопросы ребенку, вызывайте его на диалог, ну и, конечно, речевые игры с придумыванием сказок и историй также должны быть.

    • Юлия (moreidey.ru)
      31.10.2016 в 23:42

      Верно, важно не просто разговаривать с ребенком, а вызывать его на диалог и задавать ему вопросы — чтобы он на них отвечал, а не только спрашивал сам.

    • Нина
      31.10.2016 в 23:47

      А как быть если мама всегда оправдываясь говорит «Не хочет он со мной разговаривать». При чем это не редкая отговорка. А иногда это и не отговорка. Дети и правда не все любят много разговаривать.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.


Яндекс.Метрика