Доброго здоровья всем моим друзьям и новым знакомым! Хозяйка педагогического блога Татьяна Сухих вас тепло приветствует и готова рассказать о том, как происходит развитие связной речи у детей подготовительной группы детсада.
Содержание статьи:
Логика и мышление
Просмотрев предыдущие свои статьи на данную тему, я поняла, что еще далеко не все получилось сказать. Знаете, когда материала очень много, нелегко выбрать что-то самое важное и втиснуть в читабельный размер статьи. Перегружать вас огромными опусами я не хочу, поэтому буду выдавать информацию порционно, как всегда.
Например, я так и не сообщила вам, что же такое, собственно, связная речь? Интуитивно мы понимаем значение этого понятия, но сформулировать не все смогут.
Итак, говорить связно – это значит излагать свои мысли в виде смыслового развернутого высказывания, причем делать это нужно логично, точно, последовательно, правильно в грамматическом смысле и образно – в художественном. Связные высказывания должны обеспечивать нормальное общение и взаимопонимание.
Воспитанники детсада развивают с нашей помощью речевые умения, овладевают тонкостями практического общения с людьми в различных житейских ситуациях, а также осваивают навыки, которые пригодятся при обучении письму и чтению.
Если ваш ребенок 6-7 лет готовится поступать в школу, советую самостоятельно проверить уровень его речи, применив критерии, о которых я расскажу немного позже. Несмотря на всевозможные занятия, развивающие игры, которые мы, воспитатели, проводим с вашими детками, каждый ребенок овладевает связной речью в собственном темпе. Поэтому родители должны держать этот вопрос под контролем.
Но для начала я расскажу вам о тех дидактических материалах, которые нашла в Интернете, и которые, по моему мнению, пригодятся и коллегам-педагогам и родителям. Вы заметили, что в каждой статье у меня есть своеобразная >презентация тематической литературы и других товаров? Отзовитесь, кому пригодились мои наводки!
Весь ассортимент Интернет-магазинов вам на службу!
MY-SHOP.RU подготовил для вас несколько отличных пособий:
Асеева Ирина «Развитие связной речи» – прекрасная книга для чтения родителям и детям;
Коноваленко В. «Развитие связной речи» – это [urlspan]сборник логопедических занятий по теме «Осень»[/urlspan] для подготовительной группы, с помощью которых можно успешно заниматься с детками с ОНР;
«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста» – уникальное пособие с интересными примерами занятий с использованием нетрадиционных методик, в частности – сказкотерапии.«УчМаг» как обычно постарался для своих клиентов сделать приятные сюрпризы, например, выгодное предложение: если вы пополните личный счет в магазине на символичную сумму, которую можно использовать для покупок, то сможете бесплатно принять участие в офлайн-семинаре «ФГОС ДО: развитие связной и образной речи в подготовительной группе».
Также по весьма привлекательной стоимости со скидкой 50% вы можете приобрести Программу развития связной речи детей 5-7 лет по ФГОС.
Чем могут помочь эти дидактические материалы родителям? Все пособия небольшого объема, вы сможете прочитать и осмыслить текст за вечер-два. Советую прямо в книге делать пометки на полях или выделять маркером важные абзацы. Далее, если вы наметили себе график занятий с малышом, сделайте, не поленитесь, план. Просто набросайте хоть и в телефоне, поставьте напоминания и вкладывайте свое время не в телевизор, а в собственного ребенка.
Жаль, что нигде не обучают людей, как «работать» родителями. Выход для нас один – самообразование. И желательно уже во время декретного отпуска, а то и раньше выбрать стратегию совместной деятельности мамы, папы и ребенка. Решили для себя – я буду заниматься ранним развитием, значит, запасаемся литературой, изучаем ее и разрабатываем стратегию.
Занимаясь с малышом с самого раннего возраста, вы дадите ему ключ к получению необходимых знаний и навыков в период детского сада и далее в школе.
Как проверить уровень речи старшего дошкольника?
Итак, дети, которые готовятся к школе, а именно – из подготовительной группы, должны уметь следующее:
- Активно использовать монолог и диалог – как основные виды родной речи. Ребенок адекватно реагирует на вопросы, уместно отвечает, сам задает их, поддерживает разговор, инициирует монологические высказывания на разные темы;
- Составлять небольшие рассказы из собственной жизни или фантазировать. Дети могут полностью придумать свою сказку или начало известной сказки, либо концовку;
- Высказываться по образцу или по плану, строить рассказ на заданную тему;
- Пересказывать логично и правильно услышанный небольшой рассказ или сказку;
- Уметь высказывать свое мнение, отстаивать его, замечать и комментировать речевые ошибки товарищей;
- Составлять описание по картинке, иллюстрации.
Стоит понять, что если ребенку не уделялось должного внимания с раннего детства, то ожидать от него умения вести беседы, поддерживать разговор не стоит. Только планомерная работа воспитателя и родителей способна уже к подготовительной группе сформировать связную и образную речь у дошкольника. Но в принципе, у нас в садике случались запущенные случаи, но мы смогли вытащить деток, применяя разнообразные методы развития речи:
- Сюжетно-ролевые игры;
- Речевые игры;
- Беседы;
- Индивидуальная работа;
- Пересказ;
- Заучивание стихов;
- Интеграция разных видов совместной деятельности.
Стоит заметить, что рассказывание, как вид общения, напрямую зависит от насыщенности жизни ребенка. Темы для высказываний берутся из прогулок, походов в гости, магазин, музей, развлекательный центр. Также очень важно совместно с дошкольником выполнять работу по дому – это даст вам возможность болтать обо всем между делом.
Скоро зима, меньше будет возможности гулять на улице, высвободится немного времени для каких-то совместных проектов. Научите ребенка наблюдать за окружающей средой, так он сможет находить темы для рассказов и общения. Через познание мира дети обогащают жизненный опыт, тем самым, они обогащают и свою речь.
Не забывайте подмечать удачные высказывания, уместный юмор в речи детей и хвалить их за это. Старшие дошкольники очень чувствительны к похвале и хотят нравиться окружающим. Если они поймут, что красиво говорить – это круто, то будут стараться выражаться как взрослые.
Столько уже написала на тему развития речи, но чувствую, что еще не все. Так что, не скучайте, ждите новую информацию. А если вам понравились мои статьи, не грех и поделиться ссылками с товарищами через социальные порталы. Приглашение для новых подписчиков тоже все еще в силе!
С уважением, Татьяна Сухих!
Кстати, рекомендую прочитать:
Обучение детей монологической речи: картины, игрушки, сказки, моделирование
Развитие ребенка вообще, и его речи в частности — это труд, требующий времени. Но польза от этого огромная.
И развитие речи и развитие самостоятельности — все требует больших усилий. Поэтому столько советов тут и описано. Нужно не упустить не минутки. А если все таки родители промухали, то стоит постепенно наверстать.
Я тоже скажу по своему опыту, что чем больше родители разговаривают с ребенком, тем луче развита речь у него.
Когда моя внучка была маленькая. мы с ней много гуляли, ходили в театр, музей, в парк. Много ей рассказывала , говорили обо всем, что видели. Она задавала вопросы, я ей всегда отвечала. Когда внучка пошла в школу, то легко могла перессказывать, рассказывать.
Хорошо придумывать с ребенком свои сказки. небольшие рассказы. Все это развивает речь ребенка и потом в школе ему будет намного легче учиться.
Тоже считаю точно так же, и уже об этом писала в комментариях к другим статьям на эту тему :)
Игры лучше всего…
Игровая форма занятий действительно для малышей самая эффективная.
Для развития речи у ребенка можно дать один банальный совет — больше разговаривайте с ребенком. Обсуждайте сказки, погодные явления, задавайте вопросы ребенку, вызывайте его на диалог, ну и, конечно, речевые игры с придумыванием сказок и историй также должны быть.
Верно, важно не просто разговаривать с ребенком, а вызывать его на диалог и задавать ему вопросы — чтобы он на них отвечал, а не только спрашивал сам.
А как быть если мама всегда оправдываясь говорит «Не хочет он со мной разговаривать». При чем это не редкая отговорка. А иногда это и не отговорка. Дети и правда не все любят много разговаривать.