Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
23
Октябрь

Развитие связной речи у детей среднего возраста: продолжаем трудиться

Автор: Редактор
Рубрика: Развитие речи

Приветствую всем моих друзей и случайных читателей блога! Сухих Татьяна рада видеть вас в гостях! Уверена, что среди вас есть люди, которым небезынтересно будет узнать, как происходит развитие связной речи у детей среднего возраста. Зачем столько говорить на эту тему, спросите вы? Дело в том, что, как я уже писала, как мы говорим, так мы и соображаем.

Детство

Пора детства – это то чудесное время, когда закладываются необходимые знания и умения, которые определяют наше будущее. Речевое воспитание малышей имеет огромное значение для их успешной социализации в обществе и формирования успешной личности.

В детском саду перед воспитателями стоит ряд важных воспитательных и образовательных задач, наиважнейшей среди которых является обучение родному языку, развитие связной речи, закладывание основ грамматики и подготовка к обучению грамоте.

Мои тексты на педагогические темы я адресую, в первую очередь, родителям, которым важно понимать свою роль в жизни ребенка. Хотя воспитатели и учителя работают для того, чтобы дать вашим детям все необходимое в плане личностного развития, но только на вас, мамы и папы, лежит ответственность за будущее ребенка. Не полагайтесь на садик и школу. Больше, чем могут дать родители, никто не даст вашим деткам.

Это касается и речемыслительной деятельности, о которой я столько пишу. Занимайтесь со своими детками, уделяйте им время и это вернется вас сторицей. Вы закладываете знания как депозит в банк, потом сможете получить солидный дивиденд в виде успехов вашего чада. Нет времени уделить занятиям даже полчаса? Тогда зовите ребенка на кухню, варите вместе борщ, попутно комментируйте свои действия и задавайте вопросы ребенку.

Просто болтайте в свое удовольствие! Не упустите время, приучайте деток к активному общению с вами, пусть рассказывает, делится с вами своими впечатлениями, проблемами, страхами.

Как обычно в подмогу родителям и коллегам я отбираю в Интернете подходящую литературу.

Экспонаты для домашней библиотеки

MYSHOP.RU порадовал наличием отличной книжечки для родителей «Поиграйте со мной дома. Консультации по развитию речи детей среднего дошкольного возраста». Здесь представлены игры, упражнения, которые сделают речь вашего малыша богатой и правильной.

Также советую обратить внимание на «Рабочую тетрадь для развития речи и коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста», которая рекомендуется ребятам 4-5 лет.

Чудесная книга для совместного чтения детей и родителей «Развитие связной речи» – в ней вы найдете забавные стихи, веселые рассказы и красивые картинки. Читая вместе эту книжку, вы обогатите словарный запас малыша, сформируете образную и правильную речь у детей.

OZON.RU предлагает альбом по развитию речи для самых маленьких – удобная и полезная штука, дети будут учиться, играя.

Если есть проблемы с развитием, то и язык ребенка как бы связан. Устраняя проблемы с речью, мы помогаем малышу догнать своих сверстников по всем параметрам и даже обогнать. В этом поможет хорошее пособие, которое я нашла на «УчМаге» – «Развиваем связную речь у детей с 4-х лет с ОНР. Картинки. Схемы. Планы рассказов».

Как помочь ребенку овладеть родной речью в совершенстве?

Смешно, но мы изучаем иностранные языки, при этом не имеем понятия о богатстве родного языка. Речь наша часто примитивна, мы часто используем штампы, заменяем целое предложение одним междометием «Вау!» Что же удивительного в том, что наши дети не умеют разговаривать полными, грамотными предложениями?

Детки 3-4 лет только постигают диалогическую речь, они начинают овладевать умением связно излагать собственные мысли. Ребята постепенно усложняют предложения, применяя придаточные конструкции, типа «потому что…, когда…»

Объем словарного запаса достигает 2,5 тысяч слов, но в речи ребята допускают множество ошибок при построении предложений, описании качества предмета и т.п. Сейчас – самое время широко применять прилагательные, обозначающие признаки предмета и качество действия. Пора делать первые умозаключения, выводы и обобщения.

Если в младшей группе мы побуждаем детей выполнять определенные действия по словам воспитателя (принеси, пожалуйста, игрушку; нарисуй солнышко), то средняя группа уже учатся отвечать и задавать вопросы, слушать воспитателя, повторять за ним.

Чтобы обеспечить ребенку успех в деле постижения основ диалогической речи, задавайте вопросы конкретно, понятно, соответственно возрасту: Как тебя зовут? Какого цвета зайчик? Какую игрушку ты любишь?

Точно так же коротко и конкретно мы просим рассказать о чем-то: расскажи про свою игрушку. И помогаем наводящими вопросами: какая она, какого цвета, какого размера.

Улавливая смысл высказывания ребенка, стараясь его понять, я как педагог стараюсь побуждать детей говорить со мной, просить о чем-то, рассказывать. Зарубив стремление высказаться своими замечаниями, нетерпением, критикой, вы надолго «закроете рот» вашему ребенку.

Особенности развития речи средней группы заключается в двух направлениях: самостоятельный рассказ и пересказ. Начиная с самого простого сюжета, ребята обучаются постепенно строить более сложные речевые структуры.

Как работать с малышами среднего возраста по развитию речи?

Пересказ начинается со всем известных классических сюжетов «Репка», «Колобок», «Теремок». Извините, но пока лучшего материала, чем эти народные произведения, для ребят младшего и среднего дошкольного возраста не найти. Тексты простые, ритмичные, персонажи знакомые, фабула логичная для малышей. Ребята с удовольствием слушают эти сказки и пересказывают их.

Я обычно сама начинаю предложение, а ребята хором заканчивают его. Например, «Жили-были…», а детки заканчивают: «…дед и баба».

Постепенно мы учимся пересказывать уже по моим вопросам. Далее ребята уже осваивают пересказ от начала до конца, конечно, с моими подсказками.

Еще крайне действенным способом активизировать детей к высказываниям являются беседы по картинкам.

Структура такого занятия в ДОУ несложная, советую родителям взять ее на вооружение:

Ставим на подрамник или прикрепляем к магнитной доске картинку. Дети молча ее рассматривают минутку-другую, затем начинается собственно беседа. Я обычно путем вопросов разбираю с ребятами картинку по составляющим. Сама рассказываю целую историю о том, что изображено на картинке. Не просто я учу называть, кто или что изображен на рисунке, но учу полно и грамотно описывать сюжет.

Продолжение следует…

Надеюсь, вы нашли что-то интересное в моей статье и поделитесь ссылочкой в своих группах в соцсетях. А приглашение подписываться на новости всегда в силе!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Развитие связной речи у младших дошкольников: постигаем азы родного языка

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 2
  • Юлия
    24.10.2016 в 18:55

    Отличные рекомендации для родителей и педагогов по развитию связной речи у детей. На самом деле это действительно не так сложно, как кажется, даже если у взрослых мало свободного времени для этого.

  • Laralaram
    24.10.2016 в 14:28

    Очень комплексный и грамотный подход к проблеме развития речи у детей.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика