Привет всем знакомым и незнакомым читателям моей педагогической странички! Сухих Татьяна с большим удовольствием расскажет вам что-то новенькое из жизни воспитателя детского сада. Вот одна моя читательница поинтересовалась, как составляется картотека наблюдений, чем она наполняется. Значит, поговорим подробней о методической копилке, которая понадобится для организации содержательных прогулок с дошкольниками.
Содержание статьи:
Планирование наблюдений в детском саду
Как вы, должно быть, поняли из моих статей, практически каждую минуту мы с детками в садике стараемся использовать с пользой для их развития и здоровья. Методология воспитания и обучения дошкольников очень объемная. Одним из самых простых, но очень результативных методов всестороннего познания мира является наблюдение. Нужно обязательно учить деток всматриваться в природу, людей, предметы, которые мы видим ежедневно.
Пристальное рассматривание дает понимание природы вещей. Мы в детском саду повсеместно используем этот метод, не только во время прогулок, но из окна группы, в уголке природы и т.д. Вы, уважаемые родители, тоже старайтесь использовать любую возможность, чтобы обратить внимание малыша на то, что происходит в природе в данное время, что делают люди, машины. Поверьте, такая совместная деятельность принесет большую пользу ребенку.
Но вернусь к теме статьи: как составить и чем наполнить картотеку наблюдений. Значит, в каждой группе должна быть картотека с целями, коротким содержанием наблюдений, описанием подвижных игр, упражнений. Кроме того, на каждый случай мы подбираем тематические стихи, загадки, пословицы, иначе говоря – художественное слово. Где я беру эти материалы? Конечно, из методической литературы, например, такой:
- «От осени до лета» – это пособие с материалами для детей о природе, временах года в стихах, загадках, рассказах, пословицах, праздниках. Отличный сборник, рекомендую;
- «Организация деятельности детей на прогулке: вторая младшая группа» – здесь представлена целая система организации наблюдений на свежем воздухе в младшей группе с богатейшим набором тематических образцов художественного слова;
- «Организация деятельности детей на прогулке: средняя группа» – материал оформлен в виде программы, которую можно установить через Интернет и использовать для развития деток в средней группе;
- «Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа». Очень удобная методичка, где вы найдете готовые сформулированные цели по ФГОС для планирования деятельности с детками в старшей группе, копилку художественного слова, набор речевых средств для всестороннего развития ребят.
Что учитывается в карточке наблюдений?
Как вы знаете, у меня вторая младшая группа, а это очень важный возраст для развития речи, поэтому мы активно начинаем всматриваться с детками в окружающий мир и познавать его, устно описывая все его проявления.
Чтобы было удобно планировать развивающую деятельность на прогулке, нужно оформить карточки по всем временам года, на каждый месяц, неделю, день. Вроде и затратно по времени, но это себя оправдывает: сделал картотеку и весь год спокойно работаешь.
Каждая прогулка на улице содержит такие моменты:
- Наблюдения. Мы с ребятами наблюдаем за объектами природы (небо, солнце, растения, животные т.д.), пристально следим за погодой, следим за трудом взрослого человека, за деятельностью старших деток;
- Дидактические игры, разные эксперименты;
- Подвижные игры;
- Художественное слово по теме наблюдений;
- Трудовое воспитание (убираем участок от веточек, листьев, снега).
Вот эти все моменты я коротко записываю в карточку. Например, что мы делаем в 1 младшей группе, допустим, весной:
Наблюдение за неживой природой: весеннее солнце, дождь, весенняя капель, небо. Я разбиваю темы наблюдений так, чтобы каждый день в ДОУ проходил познавательно. 5 дней недели, приблизительно 20 дней в месяц я должна распланировать так, чтобы мы успели понаблюдать и понять явления природы и другие стороны окружающей среды.
В подготовительной группе можно начинать вести «Дневник наблюдений за погодой» (можно купить в «УчМаге»), это очень дисциплинирует и развивает наблюдательность.
Наблюдение за живой природой: мы с ребятами «подглядываем» за птицами, которые прилетают к нашей кормушке в любое время года, растениями, которые есть на территории садика, в ближайшей посадке, леске. Особое удовольствие наблюдать за животными, доступными нашему взору – кошечки, щенки, а если есть возможность, идем изучать повадки диких или домашних братьев наших меньших в зоопарке.
Есть, кстати, хорошая книга «Познание мира растений: занятия с детьми 4-7 лет» – помогите ребенку открыть тайны нашей зеленой планеты.
Как выглядит карточка наблюдений?
Я оформляю карточки на плотном картоне. Наклеиваю картинку, соответствующую теме наблюдений, указываю номер карточки, тему наблюдения, цель, содержание беседы с детками (кратко), обязательно записываю тематические стихи, пословицы, загадки. Также нужно подобрать игру, физические упражнения и не забыть о труде.
Хорошо бы заготовить шаблоны, распечатать на цветном принтере и потом заполнить. Карточки удобно брать на прогулку и по ним работать.
К примеру, так: 2 младшая группа, карточка №1, тема: «Наблюдение за одуванчиками». Цель: дать представление детям о первоцветах, показать красоту первой зелени, научить ощущать изменения в природе, узнать о полезных свойствах растений.
Художественное слово:
Жёлтый одуванчик
Снял свой сарафанчик,
Сменил он платье скучное
На белое воздушное.
Подвижная игра: «Самолеты». Учимся имитировать звук самолета и бегать, раскинув руки.
Дидактическая игра: «Что я делаю?» Расширяем словарный запас глаголов действия.
Труд: после прогулки сметаем песок с бортиков песочницы.
Индивидуальная работа: играем с одним-двумя детьми в сюжетно-ролевую игру (тема зависит от потребностей конкретных детей, которые испытывают трудности в сюжетно-ролевых играх).
Примерно так заполняется карточка. На май я запланировала ежедневные наблюдения за окружающим миром, думаю, не стоит здесь все описывать.
Кстати, что касается индивидуальных занятий с детками, не хотите ли воспользоваться выгодным предложением от «УчМага»: каждый, кто пополнит личный счет в этом магазине, сможет принять участие в офлайн-вебинаре «Методы изучения индивидуального развития детей: наблюдение, игры и упражнения, эксперимент». Думаю, это будет интересно не только педагогам, но и активным родителям.
На сегодня достаточно информации. До встречи завтра! Напоминаю о своей постоянной просьбе: подписывайтесь на новости и делитесь ссылками…
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Наблюдение на прогулке – гуляем и изучаем мир вместе с детьми!
Доброго всем осеннего денька! Татьяна Сухих снова готова к разговору…
Наблюдение за природой – ключ к пониманию мира
Привет всем постоянным и новым читателям блога Татьяны Сухих! Одним…
Оздоровительная работа на прогулке: роль, влияние и общее развитие
Рада вас снова приветствовать на своем блоге, мои дорогие! С…
Большое спасибо за объяснения о карточках, а то и запутаться в них можно. )))
А играть на свежем воздухе очень полезно и интересно, и взрослым, и детям и подросткам.
Мне например очень интересно наблюдать за животными, птицами и другими живыми существами. Но ведь это бывает так скучно.
Я не согласна с вами Маргарите, наблюдение — это совершенно не скучный процесс, если детей с детства научатся примечать природные явления, развить наблюдательность, то и в жизни это очень пригодится. Я очень люблю за всем наблюдать, и за природой и за детьми и за птицами и т.д. Однажды в Феодосии на отдыхе в Крыму мы наблюдали за богомолом и когда мой муж стал его фотографировать, он повернулся к нам и поднял лапку, было такое ощущение, что он здоровается с нами, мы так смеялись, как нибудь я напишу об этом и покажу фотографии.
С каждым годом все усложняют работу воспитателям и усложняют. Картотеки, конечно, полезны для развития, но раньше и в разброс дети хорошо это усваивали.
Очень хорошо придумана картотека — она упорядочивает знания.
С ней также легче работать — можно придумывать индивидуальные занятия.
Очень всё интересно и красочно
Спасибо Татьяна!