Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
11
Март

Работа с аутичными детьми – запасаемся терпением и верой в успех

Автор: Главный редактор Елена Походина
Рубрика: Дети с ОВЗ

Привет, дорогие мои единомышленники и все, кто чисто случайно попал на страницы моего блога! Татьяна Сухих рада всем! Затронув тему детского аутизма, я решила глубже исследовать ее, поскольку рано или поздно, но мне придется работать с такими особенными ребятами. Я уже писала, что сейчас происходит интеграция здоровых и особенных малышей в один коллектив, где они будут вместе развиваться. Работа с аутичными детьми – вот, о чем поговорим сегодня.

Что делать, если вашему малышу поставили диагноз «аутизм»?

Когда внимательные родители замечают «странное» поведение их ребенка и после консультаций у разных специалистов их огорошивают диагнозом «аутизм», возникает либо чувство отчаяния, либо беспорядочное метание и поиски панацеи. Сразу скажу, что отчаиваться противопоказано и вам, и малышу. «Дети дождя» при очевидном внешнем равнодушии к окружающим, в том числе – к родителям, бывают чрезвычайно чувствительны к эмоциональному состоянию матери.

Важно помнить, что нельзя также терять время и малодушно надеяться, что все пройдет само собой. Перерастет, мол. Нет, если не заниматься с малышом, его уход в себя будет окончательным и бесповоротным. Я не специалист в этом вопросе, но прочла «умные» материалы про аутизм. Для себя я сделала определенные выводы, обобщения и хочу поделиться с вами как дилетант, конечно.

Первое, что нужно решить для себя родителям необычных детей, – в каком формате будет проходить коррекционная работа с малышом. Вариантов, собственно, три: полностью самостоятельная деятельность родителей, прерогатива специалиста, комплексная работа психолога и родителей.

По эффективности третий вариант – самый лучший, но в жизни бывают всякие обстоятельства. Например, вообще нет возможности найти грамотного психолога, и мама решает заниматься по известным методикам самолично. Либо наоборот, нашли отличного специалиста, но мама при этом не чувствует в себе сил, душевных, в первую очередь, для целенаправленной ежечасной работы с малышом.

Тогда чтобы не усугубить ситуацию, разумно, конечно, полностью довериться квалифицированному специалисту и следовать его рекомендациям. Если же мама и папа решают самостоятельно корректировать психологические особенности ребенка, которые мешают ему комфортно жить в обществе, советую им найти группу поддержки в сетях и не замыкаться в себе.

Ищите родителей деток с подобными проблемами, общайтесь, советуйтесь. Скорей всего, чей-то опыт вам поможет выбрать правильный путь. И, конечно, изучайте специальную литературу. Я лично отобрала пособия, которые станут хорошим методическим подспорьем в упорной борьбе с недугом. Помните, что стоит доверять лишь литературе, одобренной ответствующими инстанциями.

Итак, что почитать об аутизме?

Начну с ассортимента моего дорогого помощника «УчМага»:

  • «Коррекционная работа с аутичным ребенком» – известная книга, автором которой является Ольга Сергеевна Рудик, педагог-психолог. В своей книге автор подробно рассказывает о синдроме аутизма, а также предлагает действенную методику работы с такими детками. Это пособие поможет родителям, педагогам, психологам, которые работают с «детьми дождя»;
  • Сборник вопросов и ответов «Образование обучающихся с ограниченными возможностями по здоровью: направления, формы и особенности обучения и воспитания, инструктивно-методические материалы». Здесь в очень удобной форме представлена ценная информация о детках с ОВЗ и рекомендации по работе с ними;
  • Чудесна книжка с милым названием: «Аутята. Родителям об аутизме», она построена в стиле живого общения с читателем, автор рассказывает о трудностях диагностики и занятий с ребенком-аутистом. Мне очень нравится слово «аутята», оно звучит так трогательно. Хорошо, если эта книжка станет настольной для мам-пап аутят.

Портал методической литературы «Лабиринт.Ру» также подготовил интересные материалы:

  • «Развитие речи у аутичных детей. Методическое пособие и наглядные материалы» – здесь изложена прогрессивная методика Нуриевой Ларисы, которая занимается проблемой преодоления барьера между аутятами и внешним миром посредством развития речи;
  • «Аутичный ребенок. Пути помощи» – методическое пособие специалистов Российской академии образования в сотрудничестве с Центром лечебной педагогики. Эта книга отмена премией Президента, так что она одобрена и рекомендована;
  • «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход». Я уже писала об этой книге Мэри Барберы, которая является мамой ребенка-аутиста. Ее методы на сегодняшний день признаны одними из наиболее эффективных методов для работы с «детьми дождя».

Я твердо уверена, что без методической поддержки никак не обойтись родителям аутят, а педагогам-дефектологам и психологам и подавно.

Общие рекомендации по работе с ребятами-аутятами

Стоит отметить, что современные образовательные технологии позволяют надеяться на полное излечение аутизма, при условии упорного и грамотного труда. Самая большая трудность, которую испытывают родители, психологи, педагоги, – это полное или частичное отсутствие возможности полноценно коммуницировать с ребенком.

Исходя из того, что наиболее приемлемым методом обучения деток дошкольного возраста является игровая деятельность, начальная работа предполагает обучение разнообразным игровым действиям, которые характерны для обычных деток.

Что следует помнить, занимаясь с ребенком-аутенком:

  • Предстоит упорная и трудная работа, но она принесет хорошие плоды;
  • Не стоит спешить: иногда будет казаться, что все напрасно, но вдруг малыш скажет вам осознанное слово и посмотрит в глаза. Это награда за ваши усилия;
  • Нелюбовь аутят к переменам нужно использовать как метод обучения;
  • Психокоррекционная работа ведется в двух направлениях: налаживание контакта с ребенком и усиление эмоциональной активности малыша. Не ставьте сверхзадачи на первых этапах;
  • Дайте время себе для наблюдений за действиями аутенка, вы сможете отметить стереотипы, по которым он живет, и использовать их для разработки правильного, тактичного подхода к ребенку;
  • Первейшая задача родителей и педагога – завоевать доверие малыша, войти в его мир и затем работать над расширением этого мира, ограниченного сознанием аутенка;
  • Нетрадиционные методы могут дать результат при условии чуткого наблюдения за реакцией малыша на новшества, применяя новую методику, стоит прежде поискать отзывы о ней;
  • Начинайте с сенсорных игр, поскольку тактильные ощущения для малышей-аутистов являются самыми понятными и приятными;
  • Начав работу с аутенком, не прекращайте ее, не обрывайте резко. Разработайте план занятий, строго его придерживайтесь, если занимаетесь самостоятельно, и не пропускайте встреч с психологом;

Прежде чем психолог начнет работать с вашим малышом, узнайте, какая коррекционная программа применяется специалистом. Хороший специалист четко назовет вам название и автора программ, а вы сможете дома изучить преимущества и недостатки методики.

Как заниматься с малышом-аутистом дома?

Вы должны понимать, что методы работы с аутятами должны быть направлены, прежде всего, на развитие контактности с другими людьми. Поскольку нежелание малыша, чтобы к нему прикасалась даже мать, препятствует развитию нормальной эмоциональности.

При раннем аутизме лучше не мешкая приучать малыша к тесному контакту с матерью. Вот есть такая методика как холдинг-терапия. Это метод разработан в Америке и сейчас активно применяется в Европе. Он состоит в почти насильственном установлении тесного контакта с мамой, в преодолении неприятия ребенком матери.

Техника такова: мама усаживает малыша себе на колени, лицом к лицу, ноли малыша свисают свободно с обоих боков. Смысл – удержать ребенка в объятиях, преодолевая его отчаянное сопротивление. При этом мама говорит с ребенком, что она его любит, и всегда будет любить. Во время терапии ребенок может кусаться, бодаться, драться. Маме придется нелегко, но результаты будут обязательно.

Холдинг-терапия проводится систематически, на протяжении нескольких лет, пока малыш не обретет чувство защищенности в маминых объятиях и не прекратит сопротивляться. После занятия истощены оба, но именно поэтому вырабатывается, в конце концов, привязанность малыша к матери.

Понятно, что важно соблюдать методику проведения терапии, я просто даю общие сведения о методе. В любом случае, нужно вырабатывать индивидуальный план работы и следовать ему настойчиво.

Отлично зарекомендовали себя игротерапия, сказкотерапия, анималотерапия – лечение с помощью братьев наших меньших. Особенно благоприятное воздействие оказывают на аутят дельфины и лошади. Если нет возможности оплатить такие занятия, купите детке собаку. Чрезвычайно хорошими терапевтами считаются золотистые ретриверы. Где-то под Москвой есть реабилитационный центр для особенных деток, где «работают» ретриверы.

Трудно переоценить вклад Монтессори в проблему обучения аутят. Ведь Мария Монтессори разработала уникальную программу развития детей с учетом индивидуальности каждого малыша. Обучение самообслуживанию, сенсорные игры, ценные дидактические материалы – все это обязательно должно быть задействовано для работы с ребятами-аутятами.

Особенности монтессори-методики именно в том, что она позволяет каждому ребенку развиваться в своем собственном темпе, но результат обязательно будет.

Какие специалисты должны включиться в борьбу с недугом?

Что касается специалистов, помощь которых вам понадобится, то стоит поискать своего врача среди психологов, психиатров, педагогов по коррекции, арт-терапевтов, АВА-терапевтов, инструкторов ЛФК.

Что такое АВА-терапия? Суть в том, что обучение аутят происходит очень интенсивно, по 20-40 часов в неделю, один на один со специалистом. Мнения о программе полярные, одни сравнивают ее с дрессировкой, другие считают единственно верным путем для полного излечения аутизма.

Да, в больших городах есть специальные коррекционные центры с прекрасным персоналом, но что делать провинциалам? Использовать сарафанное радио и найти человека, который хорошо зарекомендовал себя в работе с особенными детками. Как минимум – классный логопед вам нужен точно.

Найти дефектолога в небольших селеньях сложно, но порасспрашивать стоит. Вдруг есть в каком-то детском саду педагог, который прошел специальное обучение и будет рад помочь аутенку.

Не забывайте о положительном воздействии на нервную систему лечебной физкультуры. Для малышей с аутизмом это особенно актуально. Но, конечно, если присутствуют хотя бы минимальные навыки общения с людьми у аутенка. Иначе приобщить его к физкультуре будет невозможно.

Когда малышу придет время поступать в ДОУ, то предпочтительной будет для него логопедическая группа, так как в ней ребенок будет целенаправленно работать над развитием речи, более усиленно, чем в обычной группе.

Опять я понимаю, что далеко не все, что хотела, вместила в статью. Но есть же предел читательского терпения! Хотелось бы услышать ваши мысли о проблемах аутизма. Ведь это проблема касается не только родителей аутят и самих малышей. Общество тоже ответственно за судьбу этих деток, оно должно быть лояльным, добрым, открытым для каждого…

Традиционно, прощаясь, прошу делиться ссылками и подписываться на обновления.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности

Привет, дорогие мои читатели, уже ставшие друзьями! Немного печальная сегодня...

1 комментарий
работа с аутизмом

Работа с аутичными детьми – запасаемся терпением и верой в успех

Привет, дорогие мои единомышленники и все, кто чисто случайно попал...

6 комментариев
дети равны

Страх и жалость при работе с детьми ОВЗ

Здравствуйте, мои уважаемые коллеги и родители, чьи малыши попадают под...

1 комментарий

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 6
  • Lara
    15.03.2017 в 18:20

    у моей подруги было близняшки-аутисты, правда, не в очень сильной форме... Очень талантливые ребята!

    Моя подруга сделала все, чтобы они получили образование, соответствующие их таланту. Все получилось, они даже сумели преодолеть заболевание!

    • Татьяна
      17.03.2017 в 00:13

      Здорово, молодец мамочка, я восхищаюсь такими родителями, которые не опускают руки, а целенаправленно идут к своей цели помогая деткам преодолеть все трудности на их пути.

  • Дмитрий
    15.03.2017 в 13:05

    Я только мысленно могу представить как это тяжело работать с детьми у которые есть умственные отклонения! На мой взгляд справиться с этим не каждый, тут особая подготовка нужна...

    • Татьяна
      17.03.2017 в 00:23

      Да, абсолютно верно, для этого педагоги проходят переподготовку, иначе без специальных знаний особенностей малышей не получится полноценно работать с ребятишками.

  • Алена
    11.03.2017 в 22:17

    Для меня люди, занимающиеся с детьми аутистами были всегда неким примером терпеливости и безграничной любви, поскольку здесь все находится на некой невидимой грани меж двух добродетелей, дарящих свое тепло этим детям день за днем. Татьяна, спасибо вам.

  • Елена
    11.03.2017 в 22:05

    Всё таки как хорошо, что сейчас можно найти нужную и полезную информацию по многим вопросам. Очень хорошая статья, Татьяна, она поможет родителям, столкнувшимся с такой серьёзной проблемой не растеряться и понять, как и что надо делать.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика