Привет всем постоянным и новым читателям блога Татьяны Сухих! Одним из самых действенных методов развития речи, наблюдательности, понимания окружающего мира является визуальное активное изучение разных составляющих природы. Пристально всматриваясь во все, что нас окружает, ребенок постигает законы вселенной, ни больше, ни меньше. Наблюдение за природой – обязательное занятие с детками во время прогулки.
По картинкам и компьютеру невозможно понять наш мир, на словах тоже не вложишь в голову ребенку знания о природе, живой и неживой. Только личные активные наблюдения с комментариями взрослых и собственные исследования малыша помогут ему постичь кое что о нашем мире.
В детском саду мы целенаправленно соответственно плану развиваем у детей умение видеть и осознавать окружающее. Я делаю специальную картотеку наблюдений, о которой расскажу ниже. Родителям же, которые хотят дать своему ребенку максимум в эмоциональном плане, советую не пренебрегать возможностями обычного созерцания облаков, листопада, поникшей осенней травки…
Чуткое отношение к человеку формируется через тонкое понимание, ощущение ценности природы – от цветка на клумбе до домашнего питомца. Поймите, что главная задача родителей – вырастить не только физически, но и психически здорового человека, а это значит – доброго, отзывчивого, чуткого к красоте природы, к страданиям людей, способного сопереживать живому и любоваться красотой нашего мира.
Мы показываем ребенку – смотри, какой листик красивый, а малыш учится «включать» свою чувствительность. Умение замечать красоту дано не каждому, но с малых лет можно воспитать восприимчивость к прекрасному.
Вы уже привыкли, что я всячески стараюсь оказать вам методическую поддержку в виде тематической литературы и других полезных товаров. Не отступлю от своей привычки и на этот раз.
Содержание статьи:
Находки из всемирной сети
Подбирая хорошую литературу, я, естественно, в первую очередь заглянула в «УчМаг»:
- «Организация деятельности детей на прогулке» – хорошее пособие для воспитателей в старшей группе и для активных родителей;
- Младшим школьникам пригодится «Дневник наблюдений за погодой» – дети научатся ориентироваться в погоде, времени, направлению ветра и т.п.;
- «Календарь погоды» – набор дидактических карточек «Зима»;
- Прогулочные карты по сезонам (112 штук) – подходят для детей в младшей группе, тема – осень.
«Лабиринт.ру», в свою очередь, подготовил очередную книгу Татьяны Зениной «Ознакомление детей раннего возраста с природой: занятия, наблюдения, досуг, развлечения» – прекрасное пособие для воспитания основ экологической культуры у малышей.
Как мы наблюдаем за природой с воспитанниками детского сада?
Осенью самое время созерцать, как меняется окружающий мир, готовясь с трудным холодным временам. Буквально на глазах все вокруг преображается. Еще вчера на березке во дворе были желтенькие листочки, а сегодня – уж стоит голый ствол…
Итак, как я уже говорила, у воспитателей заготовлена картотека наблюдений, которая помогает планировать занятия с детками. Например, в подготовительной группе можно провести наблюдение за … песком. Как это сделать?
Цель практического занятия на прогулке: познакомить ребят с песком как одним из компонентов неживой природы. Позже можно продолжить работу с песком и в группе.
Я предлагаю детям взять горсть сухого песочка и рассмотреть его. Мы видим, что это сыпучее вещество, которое состоит из крошечных песчинок. Можно взять кусок белой или черной бумаги, насыпать немного песка и предложить детям посмотреть на него через лупу.
Дети обычно с удовольствием проводят простейшие опыты, а разглядывание предметов через увеличительное стекло – увлекательное занятие. Мы можем рассмотреть, что каждая песчинка выглядит по-другому. Оказывается, что песок состоит из неодинаковых элементов, они все разных оттенков и формы.
Дошкольники ощущают себя исследователями, они получают колоссальные впечатления и приобретают опыт познания. Дети средней группы также заинтересуются лупой, ну а маленьким ребяткам достаточно продемонстрировать, как песок сыпется, что он может сохранять форму, если влажный.
Во время прогулки и разглядывания песка хорошо бы прочитать малышу тематический стишок или загадать загадку. Также нужно провести дидактическую словесную игру – пусть дети вспомнят, что можно сделать из песка. Так мы тренируемся составлять предложения на заданную тему.
Кроме того, мы обязательно играем в подвижную игру, которая тоже чему-то научит детей. Например, бегать, не толкаясь, ходить на цыпочках, быстро становиться в пару и т.п. Также полезно немного поработать на участке – убрать листву из павильона, подмести дорожки.
По такому же принципу мы наблюдаем за изменениями в природе, изучаем ветер, солнце, тучки.
Как разнообразить прогулки с ребенком?
Помните, в нашем детстве мы любили смотреть в калейдоскоп? Это такая типа подзорная труба, внутри которой особым образом установлены зеркальца и насыпаны разноцветные осколки стекла. Вращая трубу, осколки пересыпались, отражались в зеркалах и создавали красивые узоры.
Вот я нашла нечто подобное на «Али экспресс» – [urlspan]3D калейдоскоп[/urlspan], который понравится детям всех возрастов. Подходящая вещь для приятного времяпрепровождения на прогулке. Я думаю, может пристроить такой калейдоскоп в нашем уголке природы? Тем более, что разрисована эта «подзорная труба» изображениями животных.
Собираясь гулять с ребенком, подумайте, за какими явлениями природы вы будете наблюдать сегодня. Вспомните что-то интересное о ветре, солнце, растениях и расскажите малышу. Приучайте его с раннего возраста к активным прогулкам, а не просто усаживайте его в песочницу и щелкайте семечки на лавочке.
Очень будет полезно во время общения на свежем воздухе делать заготовки для поделок и гербария. Маленькие дети будут в восторге, когда посмотрят, что можно сделать из природных материалов, которые они сами собрали на улице.
Наблюдая за сезонами в природе, дети получают большую эмоциональную подпитку, учатся распознавать знаки окружающей среды, набираются впечатлений, обогащают словарный запас и свой внутренний мир.
Думаю, мы еще продолжим разговор о методике организации наблюдений с дошкольниками. Если у вас есть вопросы, не стесняйтесь, я отвечу с удовольствием. Будем разбираться с проблемами развития и воспитания детей вместе.
Понравились материалы, тогда, возможно, они понравятся вашим друзьям из соцсетей, покажите мои статьи. Также приглашаю подписываться на новости!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Наблюдение на прогулке – гуляем и изучаем мир вместе с детьми!
Татьяна, абсолютно верно — наблюдение за природой с помощью детей в заботах о домашних растениях и животных — неотъемлемая часть грамотного воспитания
Слава Богу, мой сын с невесткой в этом вопросе «продвинутые» люди, вместе с детьми обращают внимание на все, начиная от разных букашек — в качестве домашних животных у них был богомол, улитки, до различных растений — вместе с папой занимаются посадками на огороде. Сколько радости было у внука, ему 5 лет, что он сам выращивал тыквы. В следующем сезоне решили переключиться на арбузы.
Интересные родители :) арбузу требуется много воды — готовьтесь
Казалось бы — что такого сложного в природе, что приходится учить и заводить дневники — а всё-таки на практике оказывается — что это нужно… особенно городские детки слабо ориентируются (