Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
07
Март

Мнемотехника в детском саду: уникальная возможность развить память

Автор: Татьяна Сухих
Рубрика: Развитие речи

Всем моим читателям привет! С вами, как и всегда, Татьяна Сухих и сегодня я предлагаю поговорить о том, какую важную роль играет в развитие дошкольников мнемотехника в детском саду. Удивительная это штука – «человеческая память». Ученые доказали, что развивать ее следует до 25 лет. Причем пик возможностей головного мозга приходится на период от 19 до 20 лет, когда человек получает высшее образование, вступает в ряды тружеников той или иной отрасли. После чего наступает стабильная и размеренная работа мозга.

При этом уже в 4-е года ребенок имеет возможности памяти, как и взрослого человека. Но для ее полноценного функционирования не хватает знаний. Возникает вопрос, почему же среди людей встречаются некие феномены с просто уникальными способностями к запоминанию, тогда, как другие не могут даже воспроизвести номер собственного мобильного телефона? Именно ответ на этот вопрос мы сегодня и попытаемся найти в правильных развивающих упражнениях для малышей.

Исторические примеры феноменальных способностей

Яркими примерами в истории, имевшими гениальную способность к запоминанию были Юлий Цезарь и Александр Македонский, знавшие поименно и в лицо около 30 000 всех своих солдат.

Великий Моцарт, услышав единожды в Ватикане многоголосое духовное сочинение «Аллегри», за ночь записал точно такую же,нота в ноту, копию произведения! А вот Фемистокл знал каждого жителя Афин по имени. А их было не менее 20-ти тысяч. Да и современность может похвастаться обладателями уникальной памяти.

Так, например, Ким Пик, прототип главного героя фильма «Человека дождя» имел уникальную память. Он мог запомнить до 98% всей прочитанной информации. Мало того, Ким мог одновременно правым глазом читать правую страницу, а левым – левую в развороте книги. А вот уникальные шахматисты Поль Морфи и Поль Сенс, могли играть сразу несколько партий и хранить у себя в памяти все прошлые и предстоящие ходы каждой.

Простой оператор в Тасмании, работающий в справочной службе, может наизусть воспроизвести более 128 тысяч номеров телефонов и точных адресов абонентов.


А ведь работа над запоминанием строится на простом приеме – это ассоциирование объекта с изображением, эмоциями, звуками и даже запахами или вкусовыми особенностями. Особенно остро все это воспринимают именно дети. Их запоминание срабатывает несознательно, они впитывают все, что где-то когда-то увидели или услышали. А озадаченные родители потом голову себе ломают: «И где это мой малыш мог такого нахвататься? Ведь дома-то у нас все совершенно по-другому». Поэтому такую особенность к восприятию следует повернуть, как говорится в удобную и нужную нам с вами сторону!

Чем раньше – тем лучше

Я, конечно, не хочу сказать, что все вышеперечисленные примеры человеческих возможностей прославились лишь благодаря мнемотехническим упражнениям, но, тем не менее, использование этих простых на первых взгляд ассоциативных карточек с картинками следует начинать использовать по принципу, чем раньше – тем лучше! Тем более, что помимо процесса запоминания, они помогают ребенку:

  • развивать воображение,

  • улучшать внимательность и усидчивость,

  • развивать логическое мышление,

  • для развития речи,

  • воспринимать информацию в простой, интересной и ненавязчивой форме.

И так подведем первый итог, мнемоника – это некое искусство запоминания,технология, которая, кстати говоря, получила свое название благодаря древнегреческой покровительнице памяти Мнемозины, связывающая информацию со зрительными образами. Соответственно мнемотехника подразумевает использование изображений на карточках, в книгах, нарисованных на бумаге или в электронном виде. Даже всем известная азбука с картинками – это явный пример мнемотехники. Вспомните себе в детстве, ведь приведенная книга вызывала интерес только благодаря красочным иллюстрациям. Малыши и сами не понимают, что рассматривая картинки в азбуке, они автоматически запоминают алфавит!


А привычные картинки на детских шкафчиках? Да, да – это ведь тоже мнемотехника, применяемая в стенах детских садов давным давно. Малыш запоминает, что именно на его шкафчике нарисована машинка, кукла, мяч или зайчик и со временем автоматически находит вещи самостоятельно, без помощи взрослых.

Подключать к работе с мнемотехникой следует не только педагогов детских образовательных учреждений, но и родителей. И тогда, возможно, именно ваш ребенок пополнит список обладателей уникальной памяти.

Для того, чтобы положить старт развивающим занятиям, воспользуйтесь готовыми методическими материалами. И я с удовольствием приведу те, которые помогают мне!

Для детей 3-4 лет в младшей дошкольной группе

Начинать занятия следует с самых простых видов картинок в квадрате, так называемых мнеквадратов. Выглядят они, как простые изображения, означающее слово или действие, а также словосочетание, характеристику предмета или событие. Отличными карточками или мнемодорожками являются некие пособие, рассказывающие малышу порядок действие: «мытье рук», «сборы на прогулку», «сервировка стола» и другие.

Таким образом, дошкольник запоминает порядок действий, учится воспринимать пособие в картинках, ассоциирует последующие свои действия с изображениями, даже когда их нет под рукой.

В последствие стоит усложнить задачу малыша и предложить ему составить рассказ из 2-х – 3-х предложений по картинкам. Это поможет не только ассоциировать воспоминания, действия и изображения, но и улучшит речь ребенка.

Из приведенной картинки, например, должно получиться следующее: «Дети пошли зимой на прогулку. Они катались на санках и игрались в снежки. Потом они решили вылепить снеговика. Когда снеговик был готов, ему одели на голову ведро, вместо глаз поставили пуговички, вместо носа морковку. Детям очень понравился снеговик. Они смотрели на него и радовались. Но когда пришла весна, и пошел дождик, снеговик растаял».

Помимо привычных книжных или карточных картинок, можно воспользоваться электронными пособиями. Например, приобрести компакт-диск с мнемодорожками и таблицами от автора-составителя Омельченко Л.В. Этот электронный носитель по познавательно-речевому развитию дошкольников с использованием мнемотехники обязательно пригодится воспитателям детских садов, развивающих учреждений, домашним педагогам и родителям. Есть и аналогичная интернет-версия, для которой потребуется установка программы на ПК. Что удобнее и практичнее решать только вам, мои любимые читатели. Я, например, уверена, что в профессии педагога лучше пользоваться всеми возможными приспособлениями и пособиями!

Для ребят средней возрастной группы в детском саду

Когда ваши воспитанники уже научились пользоваться мнемокартинками, вполне возможно предложить им рисовать увиденное или услышанное вместе с вами. Так развивающий процесс занятия станет еще более интересным. Главное правило  — ненавязчивость. Если вы замечаете, что малыш не хочет изображать свои впечатления, лучше обратить к нему с таким предложением позже, но не вызывать негативное отношения заставляя. Вот такие примерно картинки получаются у меня с моими детками!

Здесь изображена зима и все, что связано с этим временем года:

  • 3 зимних месяца – декабрь, январь, февраль;
  • снег и снежинки;
  • солнышко, которое греет совсем мало;
  • дом, где топится печка, потому что на улице очень холодно;
  • животные, которые ищут себе для зимовки пристанище;
  • снег на деревьях без листьев и новогодняя елка;
  • кормушка для птиц, которым нужно помогать зимой, чтобы они не замерзли;
  • зимние развлечения: санки, лыжи, снеговик, которого можно слепить из снега.

Рисование картинок может составляться не только после каких-либо событий. Вы можете предложить дошкольникам нарисовать рассказ, который вы зачитываете или ответы на некоторые вопросы. Вот, например, картинки в соответствии с простым детским зимним стишком:

— Перед нами ёлочка: —

— Шишечки, иголочки. —

— Шарики, фонарики, —

— Зайчики и свечки, —

— Звёзды, человечки. —

Для дошкольников старшей группы

И вот, когда ваши малыши стали совсем большими с ними можно начинать учить стихи и работать по сказкам с мнемотическим картинкам. Выучить стихи согласно образовательной программе для дошкольников и учеников начальной школы поможет пособие автора Драгачевой Е.В., где собраны произведения русских поэтов Пушкина, Тютчева, Фета, Толстого, Маяковского и других в картинках.

Я же приведу пример готовых пособий, которыми пользуюсь и сама на занятиях. Предлагаю, кстати говоря, моим подписчикам делить своими интересными идеями по мнемотехнике и готовыми карточками!

Пособие, визуально рассказывающее нам какие-то истории, может быть еще и раскраской.

Видов и технологий, визуально отображающих необходимую информацию, которые могут помочь вам на занятиях на самом деле много. Картинки можно наклеить на магниты и устроить настоящее представление с помощью магнитной доски. Или воспользоваться компьютером с проектором. Вы читаете рассказ, иллюстрациипереключаются слайдом показывая малышу то, что необходимо запомнить.

Для доу или домашних занятий можно воспользоваться игрой «День — ночь». Для этого вам понадобится красивое изображение с несколькими предметами или событием. Вы показываете его малышу, а потом произносите: «Наступила ночь!» и ребенок в это время должен закрыть глазки руками. Вы прячете картинку и после предлагаете крохе рассказать, что на ней ему запомнилось.

А вот внимательность хорошо развивают упражнения с отличиями на картинках. Вы, наверное, имеете опыт работы с подобным упражнением. Например, на одной иллюстрации показана девочка с куклой в розовом платье, а другой в зеленом. Предлагая рассмотреть эти изображения вместе или поочередно вам нужно добиться от крохи внимательности и найденного отличия!

В завершении своего рассказа, мне бы хотелось отметить, что существует ряд правила для воспитателей, при соблюдении которых занятия получаются максимально полезными.

  • Знаете ли вы, что занятия по мнемотехнике обязательно должны быть отображены в конспектах или технокартах.
  • Начинают упражнения с мнемоквадратов, затем переходят к мнемоцепочке и уже после — к таблицам.
  • Изображения в обязательном порядке должны быть яркими, четкими, что называется, запоминающимися!
  • Количество квадратиков в одном пособие не должно быть больше 9-ти. Это число является максимальным для восприятия ребенком в дошкольном возрасте.
  • В течение дня лучше не использовать больше двух мнемотаблиц.
  • Если вы решили взять эту методику для вооружения на каждый день, то иллюстрации следует менять.

Надеюсь, что мои карточки и советы обязательно пригодятся вам на занятиях с детками! Не забывайте подписываться на обновления блога и делиться своими методическими наработками. Приводите в нашу теплую компанию своих друзей.

Развивайте малышей с пользой, а я Татьяна Сухих прощаюсь с вами, до новых встреч!

Кстати, рекомендую прочитать:

Как сделать шикарную карнавальную маску из подручных материалов своими руками?

Здравствуйте, читатели моего блога!С вами Татьяна Сухих и я собираюсь...

9 комментариев

Алгоритм сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская»

Здравствуйте, мои друзья и коллеги! На связи Татьяна Сухих и...

4 комментария

Как играть в сюжетно-ролевую игру «Ветераны»

Приветствую вас, читатели моего блога c с вами Татьяна Сухих! Сложная...

7 комментариев

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 11
  • Нина
    15.03.2017 в 01:48

    А для меня карточки да и карточки, хорошие и только. Техника, да и техника, какая же и она хорошая. Правда от того что я не знала названия, это никак не повлияло на развитие моего ребенка. У нас с дочерью сейчас не карточки с рисунками, а кубики, которые собираются как пазлы и из них можно выстроить предложение.

    • Татьяна
      17.03.2017 в 00:25

      Здорово, вот и новый опыт для читателей

  • Ольга
    09.03.2017 в 01:53

    Татьяна, благодарю вас за примеры приемов мнемотехники для развития дошколят. Заберу себе репост в группу. А то не знала как к этому делу подступиться:) Может кому еще из моих читателей пригодится.

  • Евгения
    08.03.2017 в 02:25

    Ух ты) Мы оказывается с помощью этой мнемотехники стихотворения с детьми в школу учим и песни разные. Мы их рисуем) Просто я не знала, что этот способ так называется.

    • Нина
      15.03.2017 в 01:44

      Евгения, вы не одна такая. Мы тоже с сыном этой техникой пользуемся, только вот названия ее не знали.

  • seoonly.ru
    07.03.2017 в 20:31

    Спасибо) Буду внедрять опыт

  • Анна
    07.03.2017 в 18:31

    Очень полезная информация. Я даже и не знала о такой науки — мнемотехника.

    • Татьяна
      08.03.2017 в 00:58

      мы раньше называли эту технику — рассказ по схеме, а задела эту тему я, потому что есть педагоги, которые задаются вопросом и не знают, что им нужно искать и как это выглядит.

      • Нина
        15.03.2017 в 01:46

        Ну если педагоги не знают, то что тогда говорить об обычных родителях.

        • Татьяна
          17.03.2017 в 00:26

          теперь знают)) как говорится век живи, век учись...

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика
.