Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
09
Декабрь

Игры на изучение право лево – весело и занимательно

Автор: Редактор
Рубрика: Игры

Здравствуйте, родители дошкольников, коллеги-педагоги и все, кто зашел на огонек! Татьяна Сухих подготовила новый материал: «Игры на изучение право лево». Думаю, эта тема заинтересует многих моих читателей, у кого есть детки детсадовского возраста, поскольку малыши поголовно путают направления. Удивительно, но встречаются вполне взрослые люди, которые не сразу соображают, где направо, а где – налево.

Принципы формирования у дошкольников пространственных представлений

Моделирование полной и адекватной картины мира в сознании ребенка невозможно без формирования знаний о пространстве, взаимосвязи предметов между собой и о своем месте в этом самом пространстве. Помимо представлений о величине и форме, дети осваивают способы ориентирования с помощью определения направления: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади и т.п.

Самую большую путаницу вызывает необходимость определить право-лево. На первый взгляд, просто. В чем проблема, спросите вы? Научится различать со временем. Но скажу как педагог, если не уделить этому вопросу достаточно времени до школы, то в первом классе ребенок будет испытывать сложности на уроках по математике, физкультуре, хореографии. Необходимость сообразить, где правая рука или нога, вызовет задержку с ответом или действием.

И вот день за днем это отставание станет причиной тревожности, закомплексованности и т.п. Напугала вас? Простите, но без нормального освоения предметного и социального пространства трудно чувствовать себя уверенно. Сделайте это для своих детей – научите их без запинки определять правое и левое направление.

Ориентировка формируется у малышей поэтапно: сначала на себе, своем теле ребенок учится различать эти понятия. Затем осваиваются пространственные представления по ориентирам из окружающей среды. Дальше ребенок начинает воспринимать вербальные определения по направлениям, а потом наступает этап применения полученных знаний в реальном пространстве и на плоскости.

Итак, становится понятно, почему обучение двум основным направлением начинается с определения, где рука правая, а где – противоположная. Затем тренируемся определять месторасположение предметов относительно других предметов или ориентиров (справа от стола, налево от двери), попутно учимся отражать пространственные представления в речи.

Как сформировать пространственные представления у дошкольников? Внимательные мои читатели сразу ответят: только через игру.

Приемы обучения ориентировке

Начиная с самого раннего возраста, можно и нужно декламировать потешки при выполнении массажа, зарядки. И уже сейчас акцентировать внимание на правой ручке, левой ножке. Это отложится в памяти малыша. Годам к двум ребеночек готов к тому, чтобы научиться определять по своим ручкам и ножкам эти два направления. Самое логичное: во время любых ежедневных дел проводить небольшие тренировки.

Примерно так: возьмем ложечку в правую ручку, хлебушек – в левую. Ушибся? Какая ножка болит: правая или левая? Сейчас поцелую правую щечку, теперь левую и т.п. Если спонтанное обучение не дало реальных результатов к среднему дошкольному возрасту, займемся целенаправленно.

Повяжем ленточку на правую руку и проведем серию обучающих мероприятий:

  • Зажигательный танец под пение:

Ручку правую – вперед, а потом ее – назад,

И опять ее – вперед, и немного потрясем.

Мы танцуем буги-вуги! По-во-ра-чи-вай-ся!

В этой песенке хорошо то, что можно подставлять слова: противоположную ручку, затем нога пойдет в пляс.

  • Гимнастика:

Вот – левая и правая (протягиваем по очереди ручки вперед ладошками вверх)

Их только так зовут (поднимаем обе ручки вверх)

Подружки неразлучные всегда вдвоем идут (шагаем на месте)

Вот правая и левая вдвоем гулять пошли (шагаем, высоко поднимая колени и хлопая ладошками по коленкам)

И вдруг ужасного зверька нашли (остановились)

Открыл он пасть и «р-р-р» на них! (пальцы растопырили, сложили руки вместе и имитируем пасть)

Вот левая и правая домой рванули вмиг! (машем ладошками)

Смотрите: обе тут (протягиваем руки вперед)

Но только позабыли, как их теперь зовут (пожимаем плечиками)

Где правая, где левая, не разобрать самим (протягиваем поочередно руки вперед)

Скорее посмотрите и подскажите им! (теперь дети самостоятельно называют).

Кстати, есть отличное пособие по пальчиковым занятиям на определение направлений: «Играем с пальчиками. Развиваем мелкую моторику рук и устную речь. Учимся счету. Осваиваем понятия «выше», «ниже», «сверху», «снизу», «право», «лево» и др.» Здесь представлены потешки, стишки для малышни. Возьмите идеи для себя!

Дидактические игры на ориентировку

С детками среднего и старшего возраста нужно проводить дидактические забавы на закрепление умения без запинки определять противоположные руки-ноги, а также органы на обеих половинах тела (правое плечо, левое ухо и т.п.) Кроме того, приступаем к пространственному ориентированию и определению направления по отношению к предметам.

Очень хорошо «работают» игры на поиск сюрприза, клада. Это можно делать по составленным схемам-рисункам, где задача, «шагать» по клеточкам или стрелкам в заданном направлении, чтобы прийти к «кладу». Либо можно поиграть в подвижную игру, где ведущий направляет игрока «Повернись направо, пройти прямо три шага, теперь налево» и т.п.

Нравится детям такая забава: закрываем глаза, ведущий звонит колокольчиком, а дети определяют, откуда слышен звук и называют сторону направления.

Настольные забавы по ориентированию широко представлены в продаже, например: «Самые нужные игры. Кто в домике живет. Игры для развития зрительного внимания и ориентировки в пространстве детей 5-8 лет». Суть в том, что ребенок, выполняя задания типа: поставь фишку на правую клеточку, определи, что находится слева от квадрата, легко научится ориентироваться.

Чрезвычайно эффективны «геометрические диктанты»: кладется лист в крупную клеточку и ребенок на слух выполняет задания взрослого, типа, нарисуй красный квадрат в правом нижнем углу, слева от квадрата нарисуй синий треугольник. Это, конечно, для подготовительной группы задача.

Для старших дошкольников также полезной будет работа со схемами-инструкциями. Нарисуйте схему комнаты и стрелочками укажите, куда двигаться в поисках загаданного предмета.

Отличный вариант – интерактивная игра с использованием одноименной доски на определение двух противоположных направлений. Есть, кстати, хороший материал для установки на компьютер: «Интерактивные речевые игры. Компакт-диск для компьютера» .

Кроме того, стоит использовать на пользу развивающие возможности планшетов и других гаджетов: вместо пустых игр найдите ребенку забавки на пространственную ориентировку.

Итак, надеюсь, ваши детки легко и просто научатся различать направления и ориентироваться в пространстве. А вас попрошу выполнить мою стандартную просьбу: поделитесь, знаете, чем и подпишитесь, известно, на что...

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Игры на улице

Приветствую Вас друзья с вами, как всегда Татьяна Сухих! Игры на...

4 комментария

Игры на улице: продолжение...

Здравствуйте уважаемые гости блога! Продолжая говорить об играх на улице, хочется...

6 комментариев

Постройки из снега – настоящее удовольствие для детей!

Привет, дорогие мои! Недавно я затрагивала тему снежных построек к...

6 комментариев

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 2
  • Нина
    11.12.2017 в 10:55

    Нам скоро три года, но мы уже успели усвоить где лево, а где право. Делали это в игровой форме.

  • Laralaram
    10.12.2017 в 21:40

    Отлично, что можно учить что такое право-лево в игровой форме.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:



Яндекс.Метрика