Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Почему сюжетно-ролевая игра важна для детей?

Дата: 9 июля 2016 в 09:00
Рубрика: Игры сюжетные

Добрый день, уважаемые читатели моего блога! Вам еще не наскучила «сюжетно-ролевая» тема? Надеюсь, нет. Я пока не все сказала:)) Давайте вместе подумаем, как сюжетно-ролевая игра влияет на развитие ребенка?

Все уже вроде бы понятно: есть реквизит, сюжеты нам известны, знаем, как организовать эффективное игровое пространство. К слову, есть хороший материал – электронное пособие именно о сюжетно-ролевых занятиях. Все изложено грамотно, четко и в соответствии с ФГОС. Прилагающийся обучающий диск пригодится не только молодым специалистам, но и опытным воспитателям.

Так вот, теория теорией, а что имеем на практике?

Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника трудно переоценить. Но наряду с положительным эффектом можно наблюдать и негатив. Сама видела, как дети, воображая семейное застолье, выкладывали на стол кегли, которые изображали бутылки, пили «пиво» и вели соответствующие диалоги. Особенно такое поведение характерно для малышей из неблагополучных семей. Они воспроизводят привычную бытовую ситуацию.

nauchi-plohomu

Помните, как в «Ералаше» мальчик просил хулигана дворового: «Научи меня плохому»? Если смотреть на этот сюжет не как на забавный анекдотичный случай, то возникает вопрос: почему мальчик так не хочет быть хорошим? В чем ошибка родителей?

Кстати, за самые удачные ваши версии я буду начислять по одному баллу, а в конце года активные читатели получат приз! Это не шутка!!!

Почему я вспомнила «Ералаш»? Дело в том, что влияние сюжетно-ролевой игры на развитие ребенка весьма велико, мы через воображаемые ситуации воспитываем положительные качества. Но правильно ли посредством срежиссированной забавы прививать ребятам идеалистическое представление о мире, семейных взаимоотношениях, бытовых ситуациях?

Нужно ли проигрывать, например, как может нахамить работник почты, как папа пришел с работы не в духе, как в магазине неправильно дали сдачу или подсунули простроченный товар? Что вы об этом думаете?

Нам, педагогам, известно, как сюжетно-ролевая игра влияет на развитие дошкольников, и какова ее роль в успешной социализации детей после детского сада. Но остается много вопросов, не так ли?

Как правильно организовать сюжетно-ролевое занятие, чтобы обеспечить его максимальную результативность?

Сам Сухомлинский В.А. подчеркивал огромное значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника и говорил, что игра – это светлое окошко в мир, искра, которая зажигает в малыше огонек любознательности. Наша задача – создать условия для полноценной деятельности деток с учетом особенностей разных возрастных групп. Воспитатель подсказывает, направляет, одновременно мотивирует малышей проявлять инициативу, фантазию, сообразительность.

sygetno-rolevaja-igra1a

Положительное влияние грамотной сюжетно-ролевой социализирующей игры сказывается, в первую очередь, на внутреннем эмоциональном состоянии детей. Ребенку должно быть комфортно в обычных жизненных ситуациях. Он должен знать, как вести себя в магазине, гостях, поликлинике, школе. Его не должны пугать новые перспективы, обстановка, люди. Воспитатели и родители в игровой форме обязаны подготовить малышей к реальным социальным процессам.

Но, по моему мнению, не стоит впадать в крайности – предлагать идеальный «сказочный» сюжет либо слишком реалистичный с грустными фактами из нашей повседневной жизни.

Возможно, я ошибаюсь? Как вы строите сюжеты ролевых занятий?

Усилить значение социализирующей сюжетно-ролевой детской обучающей игры в дошкольном возрасте педагог может, взяв на себя руководство и организацию различных бытовых ситуаций. Малыши быстро теряют интерес, но мы сумеем подстегнуть азарт, подсказав новые сюжеты для ролевого мероприятия.

sygetno-rolevaja-igra2a

Какое конкретно значение сюжетно-ролевой игры для младших дошкольников? Посредством постановочных бытовых сцен мы воспитываем в детках умение ориентироваться в окружающем мире, оценивать и принимать правильные решения в житейских ситуациях.

Кроме того, действия «понарошку» развивают воображение, способствуют обогащению жизненного опыта, словарного запаса.

Велико влияние стандартной сюжетно-ролевой детской игры на развитие чувства доброжелательности, вежливости, сочувствия, заботливости.

Малыш, воображая, что лечит мишку, кормит его, водит на прогулку, не просто бесцельно проводит время. Он учится жить среди людей и выполнять социальные функции. Каков ребенок в игре, таким он будет и в самостоятельной жизни.

Что будет, если с ребенком не играть в сюжетно-ролевые игры?

Почему вообще возникло такое понятие как сюжетно-ролевая игра? Дело в том, что с тем, как росло освобождение ребенка от недетского труда, от полноценного участия в жизни взрослых, возросло и значение игры. Играя в жизненные сюжеты, малыш понарошку внедряется в деятельность и занятия взрослого мира, поскольку в реальности такое практически невозможно.

Так вот, если детей не учить играть, не предлагать им разнообразные темы, сюжеты, не развивать фантазию, то детей научит играть телевидение и компьютер. Наши с вами родители с нами не играли практически, но этому нас обучали в садике, во дворе, в школе.

Сегодня все больше внимания уделяется образовательной деятельности в ущерб игровой. Поскольку у детей есть врожденная потребность играть, они используют примитивные и часто негативные сюжеты из того источника, который им доступен. Если родители не играют с детьми, во дворе не с кем играть, в садик дитя не ходит, то что остается? Телевидение и Интернет.

Ведущие педагоги нашей современности понимают трагизм ситуации, поэтому так настойчиво внедряют свои наработки по сюжетным играм в дошкольных учреждениях. Мы стараемся, как можно больше играть с детками, внушаем важность этого вопроса родителям, но мы не всесильны. Чем занимается ребенок дома – дело родителей!

igra-syget

 

Игра в человека-паука, Смешариков, суперменов, черепашек-ниндзя – это не полноценная сюжетно-ролевая игра, поскольку является полностью оторванной от реальной жизни и не несет в себе ничего полезного и развивающего. В них нет места любви, состраданию, порядочности. Напротив, сплошное насилие, угнетение, насмешки, даже смерть.

Самое коварное в этой ситуации то, что результат таких игр проявляется не сразу. Мы все прочувствуем в подростковый период, когда обостряются все эмоции. А что заложили мы в детстве? То и получим в итоге…

А психологи утверждают, что, если не играть с детками, они сами будут играть примитивно. Никакие развивающие интеллект занятия не дадут того развития эмоциональности, чувственности, творческого потенциала, который могут дать сюжетные игры. Ребенок может вырасти черствым интеллектуалом без творческого воображения. Более того, в игре прорабатываются разные эмоции, если не пройти этот период в детстве, то потом это чревато необъяснимыми вспышками страха, агрессии, жестокости, апатии.

Ух, выдала я информацию! Жду ваших мыслей о том, каково значение обычных сюжетно-ролевых игр во всестороннем развитии наших детей.

Надеюсь, статья оказалась полезной для вас. Если это так – поделитесь ссылкой в соцсетях и прошу подписываться на новые материалы.

Screenshot_9

С уважением Татьяна Сухих

До скорого свидания!

Кстати, рекомендую прочитать:

Записи не найдены

5/5 - (1 голос)
Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
VK
OK
MyMail
Facebook
Twitter
RSS (feedburner)
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 10
  • Маргарита
    24.07.2016 в 18:15

    Ребёнку очень полезно играть в сюжетно-ролевые игры, потому что он приобретает навыки взаимодействия с другими детьми, знакомится с профессиями, причем ему это интересно и весело! К тому же, такие игры могут способствовать тому, что дети даже выбирают себе профессию или сферу будущей деятельности.

  • Юлия (moreidey.ru)
    14.07.2016 в 02:07

    Все правильно: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» и «сколько ребенка не воспитывай, он все равно будет вести себя также, как ты». Поэтому воспитание нужно начинать с себя и понимать, что ребенок все замечает и перенимает модель поведения родителей.

  • Ольга Андреева
    11.07.2016 в 23:33

    Дети все равно видят все, что их окружает и повторяют ситуации из жизни в своих играх. Это могут быть разные диалоги, телефонные звонки импровизированные. хорошо, если дети чаще видят вокруг себя хорошее, нежели негативное. Но случается, что и плохое проскальзывает в играх. Родители должны прежде всего следить за своим поведением, речью, чтобы дети потом в детском саду не »выдали »их. И такое случается тоже. потом когда спрашиваешь родителей, им становится неловко. А дети все что видят, повторяют и рассказывают в детском саду. Это уже проверено не раз. :p

    • Татьяна Сухих
      11.07.2016 в 23:56

      Да Ольга, полностью разделяю ваше мнение, мы строители не только своей жизни, но и детской, и только от нас зависит то, как будет развиваться ребёнок и в какой среде обитания он живет. Естественно дети всё показывают в играх и многое рассказывают, чего не желают конечно родители, ребёнок сам подходит и рассказывает, его даже не просишь, а он всё равно своё, пока не выслушаешь не отстанет, потому что не все родители умеют выслушать малыша, а в садике воспитательница слушает внимательно и поддерживает беседу с ребёнком. Так, что хочется дать совет родителям: будьте аккуратны с высказываниями, не выпивайте при детях и не ругайтесь при них — они всё это показывают в своих играх.

  • Татьяна
    11.07.2016 в 00:17

    Меня в свое время интересовал вопрос: стоит ли все идеализировать в сюжетно-ролевых играх или надо показывать те неприятные ситуации, которые происходят в жизни.

    • Татьяна Сухих
      11.07.2016 в 00:54

      Я думаю всё должно быть в меру, чтобы не навредить детям

  • Татьяна
    10.07.2016 в 01:13

    Родителям нельзя допускать, чтобы им наскучила ролевая игра)) Такая деятельность принесет большую пользу их ребенку. Значит, нужно включаться в игру по полной))

    • Татьяна Сухих
      10.07.2016 в 11:48

      Совершенно верно Татьяна

  • Евгений
    09.07.2016 в 14:31

    Мне понравилось. Наверно Вы правы, нужно по другому говорить и общаться с детьми. Я всегда хотел стать другом для своих детей. Надеюсь мне это удалось. Теперь я горжусь своими детьми и радуюсь за их удачи, и достижения. У Вас нужное дело. Удачи и успехов.

    • Татьяна Сухих
      09.07.2016 в 16:32

      Спасибо Евгений

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.


Яндекс.Метрика