Рада приветствовать вас, коллеги и читатели моего блога! С вами ваша Сухих Татьяна с исключительно научным вопросом о структуре ролевых забав современных детей. Какие же компоненты сюжетно-ролевой игры обеспечивают ее максимальную результативность? Я уже столько знаю на тему сюжетных мероприятий в детском саду, но, видимо, мне еще учиться и учиться.
Содержание статьи:
Компоненты — где их искать?
Честно, приставала ко всем коллегам, пытаясь выяснить, что такое эти самые составляющие, но толком ничего не добилась. Многие просто спрашивали: «Зачем это тебе?» – весьма оригинально, правда?
Конечно, теория быстро забывается в практической деятельности педагога. Мы делаем какие-то вещи, но затрудняемся сказать, как это называется. Придется задать вопрос «дяде Гуглу», пусть назовет компоненты сюжетно-ролевой игры…
Понятно, что составные ролевых детских забав – это все, что связано с организацией этих мероприятий с дошкольниками. Например, игровое пространство, которое обеспечивается подходящими атрибутами.
К слову, мой любимый интернет-магазин Озон предлагает множество вариантов атрибутов для сюжетных забав, которые чрезвычайно разнообразят тематические уголки в группе. Что говорить, если ребенок видит классную игрушку – он сразу воспылает желанием найти ей творческое применение. Да, картонные поделки – штука полезная, как ни крути. Но насколько же эффектней смотрятся настоящие детские кухни, скажем, либо прилавки магазина с красочным товаром!
Но вернемся к нашим баранам, как говорится. Итак, что подразумевается под компонентами (структурой) сюжетных забав дошкольников?
Основные компоненты деятельности сюжетно-ролевой игры содержат:
- Сюжет;
- Содержание;
- Правила;
- Роль;
- Действия;
- Взаимоотношения;
- Предметы-заместители;
- Воображаемые ситуации;
- Партнеры.
В общем, так я и думала, но четко сформулировать было трудно. Может, кому-то пригодится мой труд по обобщению информации?
Это главные компоненты стандартной сюжетно-ролевой детской игры по Д.Б. Эльконину – советскому психологу, который занимался вопросами именно детской психологии, в частности психологии игры. Он выделил уровни сюжетных детских забав, которые отражают их развитие на протяжении дошкольного периода детства.
Стоит ли расписывать, каждый пункт списка? Уверена, все воспитатели знают, что такое роль, сюжет, действие… Мне нужно было просто представить вам четкий ответ на конкретный вопрос: какие, собственно, компоненты любой сюжетно-ролевой социализирующей игры выделяет педагогика?
Поделюсь лишь собственными наблюдениями об особенностях ролевых забав наших с вами деток. Вы же понимаете, что сюжеты, роли и прочие составляющие игр современных ребят кардинально отличаются от тех забав, в которые играли наши бабушки (если играли вообще в их труднейшее голодное военное время).
Немного конкретики…
Например, сюжеты вообще можно сгруппировать таким образом:
Бытовые – семья, детсад;
Профессиональные (производственные) – продавцы, учителя, врачи и т.п.;
Общественные – праздники, парад, поход в кафе, поликлинику, театр.
Мы в детском саду предлагаем ребятам разнообразные сюжетные линии, чтобы дать им возможность всесторонне изучить окружающий мир. Если не показать деткам, во что можно играть, они будут скучать либо часами катать машинки по полу, либо одевать и раздевать кукол, а иногда начинают просто ругаться из — за игрушек и это не очень хорошо.
Когда ребятишки играют сами по себе это конечно не плохо, но нужно постоянно расширять игровой опыт малышей, вовлекая их в новые ситуации, чтобы дети не успели повздорить между собой, что часто случается, если пускать всё на самотёк.
Есть «вечные» сюжеты, которые использовали и наши бабушки. Например, больница, школа, семья, но и они имеют особенности, отражающие действительность. Если раньше врачей в селах называли фельдшерами, то сегодня такое название не встретишь. Да много чего поменялось за последние 20-30 лет… Это все всегда отражается в игровых моментах.
Часто детки выбирают сюжеты игр по какому-нибудь экстраординарному событию в жизни страны и мира или по сюжетам фильмов. Так, мальчишки в моем детстве забавлялись в пограничников и Штирлица, мой папа представлял себя разведчиком, красноармейцем, солдатом по следам войны, а уже наши детки вполне серьезно играют в террористов…
Что хочется сказать о содержании? Оно зависит от возраста детишек. Самые маленькие способны многократно повторять одно и то же действие, которое им не надоедает. К примеру, они одевают кукол, укладывают спать и опять одевают, затем все повторяется снова. При этом детки могут вообще все делать молча или обособленно, не общаясь с партнерами по игре.
Ребята постарше уже добавляют новые линии – тех же кукол они уже умывают, кормят завтраком и ведут в детский сад или школу. При этом с возрастом малыши учатся использовать предметы-заместители: кусочек пластилина вполне заменяет мыло или вообще можно ведь все представить себе, нафантазировать и этого достаточно для полноценной забавы.
Ребята активно общаются, обсуждают сюжет и свои роли, то есть, они проникают глубже в жизненные реалии с помощью игры.
Дети в игре
Интересно наблюдать, как меняется характер роли, которую отводит себе и партнерам по игру ребенок от младшего возраста и дальше. Сначала на первых порах малыш выполняет действие, которые обычно с ним выполняют родители – умыть, раздеть-одеть, уложить спать. Он не воображает себя, скажем, мамой, но копирует ее движения.
Далее идет озвучивание – малыши говорят вместо кукол. И лишь позже они называют те роли, которые берут на себя: я – мама, я – дочка, я – собачка. Дошкольники уже не только придерживаются логики действий, но и проявляют понимание смысла социальных отношений.
На этом этапе возможны эмоциональные стычки между детьми при распределении ролей. Обязательно нам, взрослым, нужно пресекать конфликты и учить ребят справедливо выбирать и давать роли. Можно показать им, как с помощью считалочки или жребия решать проблему выбора.
А что если нам развернуть дискуссию на эту тему? Давно хотела провести научные споры с коллегами! Прошу высказывать «умные» мысли, ценные замечания, уникальные предложения!
Можно даже подписаться на новые материалы, также не забывайте делиться ссылками на понравившиеся статьи.
С уважением, Татьяна Сухих
До новой встречи!
Кстати, рекомендую прочитать:
Игры на улице: продолжение…
Здравствуйте уважаемые гости блога! Продолжая говорить об играх на улице, хочется…
Постройки из снега – настоящее удовольствие для детей!
Привет, дорогие мои! Недавно я затрагивала тему снежных построек к…
Как руководить игрой ребёнка в семье?
Здравствуйте, снова с вами Татьяна Сухих, столько бумаг накопилось и…
Дидактические игры в младшей группе
Я, Татьяна Сухих, вновь рада приветствовать любимых своих читателей на…
Татьяна, все правильно написано — дети должны играть. Именно через игру они учатся многим вещам в жизни, к общению.
В нашем детстве трудно было себе представить ребенка, который сидел бы один дома. Всегда все вместе, всем двором — то носимся в казаки-разбойники, то в сугробах роем тоннели. Всех знали по именам, знали родителей детей, бабушек.
Теперешние дети реже гуляют, меньше играют. Некоторых уже с 5-6 лет родители приучили к гаджетам…
Наблюдала однажды такую картину: молодая пара привела на ПЛАТНУЮ детскую площадку свою дочь лет 8-9. На площадке полно детей, наш сын носится с ними где-то в куче. А девочка этой пары в буквальном смысле мается от безделья: она не знает — чем себя занять! На детской огромной площадке! Она ходит и ноет — мне скууучно. Родители тем временем уткнулись каждый в свой телефон. В конечном итоге им надоело нытье и девочке тоже выдали телефон. Все! Девочка повеселела, стала усердно тыкать кнопки. И так они просидели втроем на скамейке (повторюсь — платной) площадки часа два. Ни разу не подняв голову. О чем можно говорить?
Ситуация… и сейчас это частое явление, когда родители просто не умеют сами учить детей играть, тогда возникает вопрос — зачем вообще они пришли на площадку ещё и на платную? Как родители они просто обязаны были показать девочке пример знакомства с детьми, научить увлечься подвижной игрой совместно с детьми которые с ней познакомились. Это прямая задача родителей, быть рядом это ещё не значит воспитание и обучение.
В моём детстве мы с родителями сделали игрушечную кухню, в ней помещались все мои принадлежности для игр с кухней. Можно придумать много игр с участием кухни, например школьная столовая, там можно готовить для учеников, можно поиграть в гостиницу, в кафе и многое другое!
Здорово! Наши родители делали для нас всё возможное для того чтобы мы умели играть самостоятельно и обыгрывали жизненные ситуации, у нас с сестрой были самодельные кукольные кроватки и диванчик, мы даже сами пытались уместиться на них поджав коленки изображая дочку которая не хочет спать
В природе так устроено, что все малыши, и не только люди, но и животные, приобретают необходимые во взрослой жизни умения и навыки именно в игре. Поэтому игры так важны для детского развития.
Конечно, игры развивают детское воображение и учат принимать решения в различных ситуациях.
Наблюдая за игрой детей, можно много узнать о семье ребенка. Дети копируют все, начиная с тона, каким разговаривают родители в разных ситуациях.
Ещё как копируют, иногда такое услышишь
Дети переживают в игре настоящие чувства, они копируют всё от своих родных и близких людей
Игры для детей имеют важное значение. Малыши, конечно, играют больше сами по себе, а вот старшие дошкольники уже могут обыграть любой сюжет, с диалогами.
Особенно интересно наблюдать за старшими детьми, игры у них уже более насыщены и используются 2 или 4 сюжета, например дочки — матери, таксист, парикмахерская и магазин.
Иногда так не хочется отрывать детей от развернувшегося сюжета, но приходится из — за режимных моментов детского сада.
Сейчас популярно отправлять деток в школу по-раньше, на целый год. А я считаю, что не надо в этом плане торопиться, пусть у детей будет больше детства и связанного с ним игр.
Я тоже так считаю, что там того беззаботного детства каких — то 7 лет, правда я старшего в 6 отправила, но потом немного жалела, а малого в 7 отправила и то думала, что рановато))
Даже сложно себе представить ребёнка, который не играет. А что ему ещё делать? Ролевые игры это же проекция на будущую жизнь. Это очень важно и полезно. Играть всегда лучше, чем не играть). Это даже взрослые знают.
Всё верно ) я бы сказал: тяжело в учении — легко в бою.)
Да, подобные игры, описанные в статье, очень важны для малышей! Ведь практически все знания в этом возрасте приходят к ним по средствам игры! В этом плане хорошим место в Москве считаем «Кидбург», где каждый ребенок может попробовать себя в разных профессиях и узнать нюансы, которые не знают все родители.
Совершенно согласна с вами, наслышана об этом месте, самой хочется там побывать и взять идеи для детсада.
У нас в городе тоже есть такое место «Минополис» называется.