Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
11
Июль

Успешный школьник – это активно играющий дошкольник!

Автор: Татьяна Сухих

Рада приветствовать вас, коллеги и читатели моего блога! С вами ваша Сухих Татьяна с исключительно научным вопросом о структуре ролевых забав современных детей. С самого утра попалась на глаза фраза: «Какие компоненты сюжетно-ролевой игры обеспечивают ее максимальную результативность?» Я уже столько знаю на тему сюжетных мероприятий в детском саду, но, видимо, мне еще учиться и учиться.

Честно, приставала ко всем коллегам, пытаясь выяснить, что такое эти самые составляющие, но толком ничего не добилась. Многие просто спрашивали: «Зачем это тебе?» – весьма оригинально, правда?

Конечно, теория быстро забывается в практической деятельности педагога. Мы делаем какие-то вещи, но затрудняемся сказать, как это называется.

Придется задать вопрос «дяде Гуглу», пусть назовет компоненты сюжетно-ролевой игры…

Понятно, что составные ролевых детских забав – это все, что связано с организацией этих мероприятий с дошкольниками. Например, игровое пространство, которое обеспечивается подходящими атрибутами.

К слову, мой любимый интернет-магазин Озон предлагает множество вариантов атрибутов для сюжетных забав, которые чрезвычайно разнообразят тематические уголки в группе. Что говорить, если ребенок видит классную игрушку – он сразу воспылает желанием найти ей творческое применение. Да, картонные поделки – штука полезная, как ни крути. Но насколько же эффектней смотрятся настоящие детские кухни, скажем, либо прилавки магазина с красочным товаром!

Но вернемся к нашим баранам, как говорится.

 

 

Итак, что подразумевается под структурой (компонентами) сюжетных забав дошкольников?

Основные компоненты сюжетно-ролевой игры:

  • Сюжет;
  • Содержание;
  • Правила;
  • Роль;
  • Действия;
  • Взаимоотношения;
  • Предметы-заместители;
  • Воображаемые ситуации;
  • Партнеры.

 

В общем, так я и думала, но четко сформулировать было трудно. Может, кому-то пригодится мой труд по обобщению информации?

Это главные компоненты стандартной сюжетно-ролевой детской игры по Д.Б. Эльконину – советскому психологу, который занимался вопросами именно детской психологии, в частности психологии игры. Он выделил уровни сюжетных детских забав, которые отражают их развитие на протяжении дошкольного периода детства.

 

 

Стоит ли расписывать, каждый пункт списка? Уверена, все воспитатели знают, что такое роль, сюжет, действие… Мне нужно было просто представить вам четкий ответ на конкретный вопрос: какие, собственно, компоненты любой сюжетно-ролевой социализирующей игры выделяет педагогика?

Поделюсь лишь собственными наблюдениями об особенностях ролевых забав наших с вами деток. Вы же понимаете, что сюжеты, роли и прочие составляющие игр современных ребят кардинально отличаются от тех забав, в которые играли наши бабушки (если играли вообще в их труднейшее голодное военное время).

 

Немного конкретики…

 

Например, сюжеты вообще можно сгруппировать таким образом:

  1. Бытовые – семья, детсад;

  2. Профессиональные (производственные) – продавцы, учителя, врачи и т.п.;

  3. Общественные – праздники, парад, поход в кафе, поликлинику, театр.

 

Мы в детском саду предлагаем ребятам разнообразные сюжетные линии, чтобы дать им возможность всесторонне изучить окружающий мир. Если не показать деткам, во что можно играть, они будут скучать либо часами катать машинки по полу, либо одевать и раздевать кукол, а иногда начинают просто ругаться из — за игрушек и это не очень хорошо.

Когда ребятишки играют сами по себе это конечно не плохо, но нужно постоянно расширять игровой опыт малышей, вовлекая их в новые ситуации, чтобы дети не успели повздорить между собой, что часто случается, если пускать всё на самотёк.

Есть «вечные» сюжеты, которые использовали и наши бабушки. Например, больница, школа, семья, но и они имеют особенности, отражающие действительность. Если раньше врачей в селах называли фельдшерами, то сегодня такое название не встретишь. Да много чего поменялось за последние 20-30 лет… Это все всегда отражается в игровых моментах.

 

 

Часто детки выбирают сюжеты игр по какому-нибудь экстраординарному событию в жизни страны и мира или по сюжетам фильмов. Так, мальчишки в моем детстве забавлялись в пограничников и Штирлица, мой папа представлял себя разведчиком, красноармейцем, солдатом по следам войны, а уже наши детки вполне серьезно играют в террористов…

Что хочется сказать о содержании? Оно зависит от возраста детишек. Самые маленькие способны многократно повторять одно и то же действие, которое им не надоедает. К примеру, они одевают кукол, укладывают спать и опять одевают, затем все повторяется снова. При этом детки могут вообще все делать молча или обособленно, не общаясь с партнерами по игре.

 

 

Ребята постарше уже добавляют новые линии – тех же кукол они уже умывают, кормят завтраком и ведут в детский сад или школу. При этом с возрастом малыши учатся использовать предметы-заместители: кусочек пластилина вполне заменяет мыло или вообще можно ведь все представить себе, нафантазировать и этого достаточно для полноценной забавы.

Ребята активно общаются, обсуждают сюжет и свои роли, то есть, они проникают глубже в жизненные реалии с помощью игры.

Интересно наблюдать, как меняется характер роли, которую отводит себе и партнерам по игру ребенок от младшего возраста и дальше. Сначала на первых порах малыш выполняет действие, которые обычно с ним выполняют родители – умыть, раздеть-одеть, уложить спать. Он не воображает себя, скажем, мамой, но копирует ее движения.

 

 

Далее идет озвучивание – малыши говорят вместо кукол. И лишь позже они называют те роли, которые берут на себя: я – мама, я – дочка, я – собачка. Дошкольники уже не только придерживаются логики действий, но и проявляют понимание смысла социальных отношений.

На этом этапе возможны эмоциональные стычки между детьми при распределении ролей. Обязательно нам, взрослым, нужно пресекать конфликты и учить ребят справедливо выбирать и давать роли. Можно показать им, как с помощью считалочки или жребия решать проблему выбора.

А что если нам развернуть дискуссию на эту тему? Давно хотела провести научные споры с коллегами! Прошу высказывать «умные» мысли, ценные замечания, уникальные предложения!

Можно даже подписаться на новые материалы, также не забывайте делиться ссылками на понравившиеся статьи.

С уважением, Татьяна Сухих

До новой встречи!

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 12
  • Светлана
    28.01.2017 в 02:54

    Татьяна, все правильно написано — дети должны играть. Именно через игру они учатся многим вещам в жизни, к общению.

    В нашем детстве трудно было себе представить ребенка, который сидел бы один дома. Всегда все вместе, всем двором — то носимся в казаки-разбойники, то в сугробах роем тоннели. Всех знали по именам, знали родителей детей, бабушек.

    Теперешние дети реже гуляют, меньше играют. Некоторых уже с 5-6 лет родители приучили к гаджетам...

    Наблюдала однажды такую картину: молодая пара привела на ПЛАТНУЮ детскую площадку свою дочь лет 8-9. На площадке полно детей, наш сын носится с ними где-то в куче. А девочка этой пары в буквальном смысле мается от безделья: она не знает — чем себя занять! На детской огромной площадке! Она ходит и ноет — мне скууучно. Родители тем временем уткнулись каждый в свой телефон. В конечном итоге им надоело нытье и девочке тоже выдали телефон. Все! Девочка повеселела, стала усердно тыкать кнопки. И так они просидели втроем на скамейке (повторюсь — платной) площадки часа два. Ни разу не подняв голову. О чем можно говорить?

  • Маргарита
    24.07.2016 в 17:58

    В моём детстве мы с родителями сделали игрушечную кухню, в ней помещались все мои принадлежности для игр с кухней. Можно придумать много игр с участием кухни, например школьная столовая, там можно готовить для учеников, можно поиграть в гостиницу, в кафе и многое другое!

  • Юлия
    14.07.2016 в 01:57

    В природе так устроено, что все малыши, и не только люди, но и животные, приобретают необходимые во взрослой жизни умения и навыки именно в игре. Поэтому игры так важны для детского развития.

  • Татьяна
    13.07.2016 в 00:47

    Наблюдая за игрой детей, можно много узнать о семье ребенка. Дети копируют все, начиная с тона, каким разговаривают родители в разных ситуациях.

  • Ольга
    13.07.2016 в 00:36

    Игры для детей имеют важное значение. Малыши, конечно, играют больше сами по себе, а вот старшие дошкольники уже могут обыграть любой сюжет, с диалогами.

  • Любовь
    12.07.2016 в 15:53

    Сейчас популярно отправлять деток в школу по-раньше, на целый год. А я считаю, что не надо в этом плане торопиться, пусть у детей будет больше детства и связанного с ним игр.

    • Татьяна
      12.07.2016 в 21:34

      Я тоже так считаю, что там того беззаботного детства каких — то 7 лет, правда я старшего в 6 отправила, но потом немного жалела, а малого в 7 отправила и то думала, что рановато))

  • Арина
    12.07.2016 в 03:03

    Даже сложно себе представить ребёнка, который не играет. А что ему ещё делать? Ролевые игры это же проекция на будущую жизнь. Это очень важно и полезно. Играть всегда лучше, чем не играть). Это даже взрослые знают.

  • Alejandro
    11.07.2016 в 14:34

    Всё верно ) я бы сказал: тяжело в учении — легко в бою.)

  • Ирина
    11.07.2016 в 09:49

    Да, подобные игры, описанные в статье, очень важны для малышей! Ведь практически все знания в этом возрасте приходят к ним по средствам игры! В этом плане хорошим место в Москве считаем «Кидбург», где каждый ребенок может попробовать себя в разных профессиях и узнать нюансы, которые не знают все родители.

    • Татьяна
      11.07.2016 в 11:33

      Совершенно согласна с вами, наслышана об этом месте, самой хочется там побывать и взять идеи для детсада.

    • Нина
      11.07.2016 в 18:08

      У нас в городе тоже есть такое место «Минополис» называется.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика
.