Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
06
Январь

Дидактические игры в младшей группе

Автор: Татьяна Сухих
Рубрика: Игры

Я, Татьяна Сухих, вновь рада приветствовать любимых своих читателей на страницах этого блога. Сегодня мы поговорим о том, какую огромную роль играют дидактические игры в развитии малышей-дошкольников. Все мы когда-то проходили такой обучающий процесс, с интересом осваивая элементарные навыки профессии врача или помогая маме перебирать гречневую крупу на собственной кухне. Удивлены?

Авторов-создателей читайте внимательно!

Но это тоже дидактический метод обучения в игровой форме, требующий терпения и ненавязчивого подхода к детям. Чтобы получить видимые результаты, я перепробовала все возможные способы занятий для своих подопечных и, наконец, как говорится, свершилось! Мои малыши – просто умнички. Они без труда справляются с предложенными мной занятиями, чем радуют не только меня, но и заботливых родителей.

Нельзя сказать, что я справилась без помощников. Ведь помимо ежедневного графика, который воспитатели соблюдают вместе с детьми, довольно трудоемким процессом является планирование и подготовка предстоящих занятий. Поэтому специальные пособия и игровые наборы просто «палочка-выручалочка» педагога, как, впрочем, мам и пап, желающих заниматься дополнительным развитием дошкольников в домашних условиях.

В качестве хорошего примера для воспитанников младших групп можно привести наглядно-дидактический комплекс издательства ТД «Учитель-Канц», помогающий сенсорному развитию малышей в возрасте от 2-х до 3-х лет. Набор включает в себя 8 карт в формате А4, знакомящих ребенка с различными цветами, формами, размерами и даже свойствами некоторых предметов. Комплект также имеет электронное пособие для педагога, позволяющее реализовать требования ФГОС к примерно-образовательной программе.

Немалый вклад в обучающие процессы может сделать пособие О.С.Ушакова и Е.М.Струнина, содержащий 48 наглядных картинок, помогающих в развитии речи детям 3-4 лет. Для этой же возрастной категории подойдут наглядно-дидактический комплект «Календарь погоды», повествующий на 24 страницах о явлениях природы, мире животных и растений, летнем отдыхе, одежде и первой экспериментальной деятельности детей. Авторами пособия являются Н.Г.Демьянова, О.Г. Комисарова, И.В.Лисицкая, а также Л.Г.Руденькая.

Продолжая использование материалов для сенсорного развития ребят старших групп, можно отдать предпочтение комплекту Е.А.Кудрявцевой и М.А.Пермяковой, предлагающих познакомиться с формами, текстурой и цветами предметов на 24-х листах пособия.

И наконец, всем без исключения – обучающимся студентам педагогических ВУЗов, психологам, гувернерам, воспитателям и специалистам дошкольных учреждений обязательно понравится набор дидактических игр для детей от 3-х лет до 5-ти. В комплект входит 5 развивающих игр, разработанных О.А.Романович, Л.Н.Стефановой, Т.В.Селищевой, О.П.Зориной, Г.А.Савенковой, помогающих детям концентрировать  внимание, улучшать память, восприятие, речь и мышление.

Для улучшения качества занятий воспитатели могут ознакомиться и с другой картотекой игр, применяемых по ФГОС.

Знакомимся с определением

Но прежде чем подбирать дидактические пособия или организовывать познавательные игры такого рода, следует знать, чем они отличаются от любых других.

Согласно определению дидактические занятия отличаются коллективной, целенаправленной учебной деятельностью, где каждый ребенок и команда в целом стараются найти пути решения поставленной задачи, цель которой не просто достичь некого результата, а победить на тех или иных условиях. Изучением систем, явлений и процессов малыши могут заниматься в активной или интерактивной форме. В таких игровых занятиях обычно отсутствует строгая система решения задачи, при этом обозначены принципы оценивания, порядок действий и правила.

По видам дидактические игры для детей можно разделить так:

  1. Игры, которые заставляют анализировать ситуацию.

Такие занятия могут включать развитие сенсорных процессов и речи, малыши в группе могут отгадывать загадки или соревноваться, прятать, находить, изображать предметы или животных тем или иным способом. В процессе занятия ребенок с большим удовольствием принимает участие в обучающем процессе, будь то настольная игра, словесная или подвижная.

Вспомните, хотя бы, с каким удовольствием мы играли в детстве в «Прятки», «Море волнуется раз», «Горячо-холодно». Все эти забавы, отошедшие в далекое прошлое советских дворовых развлечений, являются дидактическими играми.

  1. Занятия с дидактическими материалами и игрушками, предназначенными для проектирования.

На сегодняшний день существует масса примеров настольных и других игр, где дети учатся определять размеры, форму и прочую специфику конструкции предметов. Так элементарная, с детства всем известная пирамидка является дидактической игрушкой. Ее кольца можно нанизывать по возрастающему, убывающему или другому принципу в соревновательной форме.

Таким образом, ребенок учится определять величину, цвет кружков, он выполняет планирование и обдумывает процесс строительства заявленной модели. При этом вырабатывает в себе лидерские способности, нацеленность на результат. Данный вариант познавательного обучения в большей степени подходит детям 1-й младшей группы.

  1. Игры-занятия

Они нацелены, как на обучение ребенка, так и на выявление его уровня знаний. В основном такие обучающие процессы предназначены для воспитанников 2-й младшей группы. Педагог в игровой форме предлагает детям рассказать кому-то из игрушечных помощников-зверей, к примеру, пингвину из холодной Антарктиды, что такое лето, какую одежду принято носить в теплое время года и какие этот жаркий сезон нам приносит фрукты и овощи. В самом начале данной публикации было приведено аналогичное пособие, рассказывающее о временах года. По этому принципу возможно использование самых разных тематик для детей от 3-х лет.

Такие разные, квадратные и красные, подвижные, веселые, давнишние и новые…

В качестве положительного примера, я также могу привести дидактические игры из своей картотеки.

  • Ребятам младшего дошкольного возраста понравится игровая мозаика из цветной бумаги. Воспитатель предварительно вырезает разноцветные кружочки, треугольники, квадратики, из которых дети потом могут выложить домик, гусеницу, снеговика, солнышко, ёлочку. В общем-то, здесь следует полагаться на фантазию педагога и творческий подход к занятию дошкольника. Игра поможет ребенку выучить форму, цвет, размер, если фигуры разные и проявить свое творчество.
  • Из вырезанных фигур или других, соответствующих по форме предметов можно предложить ребенку вставить недостающий элемент в заранее подготовленной картинке. К примеру, пригодятся самые обыкновенные крышечки от пластиковых бутылок разных цветов, подходящие к нарисованной машинке в виде колес. Машинки разных цветов требуют не только окончания композиции, но и выбор правильного — соответствующего ей цвета. Крышечки могут являться сердцевинами цветочков или их лепестками.

  • Детей 1-й младшей группы просто необходимо знакомить с миром звуков. Как шумит ветер, капает дождик, хрустит снег, звенит колокольчик и т.д. В игре помогут красочные изображения и электронные записи. Ну а если дошкольники попытаются изобразить звуки сами, то занятие превратиться в увлекательную забавную игру.
  • А вот артикуляционный аппарат старших дошкольников хорошо помогают развивать движения на примере животных. Ребенка можно попросить разинуть рот, как бегемот. Если занятие будет обставлено, как прием у врача, то кукла-доктор или любая другая игрушка, превратившаяся в Айболита, может проверить здоровье зубов. Детям для этого нужно показать свои зубки в широкой улыбке.
  • Во время дидактических игр детей 2-й младшей группы можно продолжать выполнять мозаику, только для более сложной картинки. Например, сложить снежинку из множества полосочек разной длины. Нарядить нарисованную елочку фигурками из цветной бумаги, выложить Деда Мороза или Снегурочку.
  • Образовательная программа по ФГОС также включает познавательные игры для детей на прогулке. Самым элементарным примером можно назвать лепку снежной бабы и снеговика. Каждый снежный шарик имеет разный размер, и дети учатся выстраивать их в правильном порядке. Ну, а сам процесс оживления этого сказочного персонажа вызывает интерес и заставляет проявлять ребенка свои творческие способности.

    Подытожим вышесказанное

Стоит отметить, что любое занятие можно превратить в увлекательное обучение дошкольника. Нужно лишь проявить немного фантазии и включить характерные элементы. Важно помнить об этом и родителям, ведь малыши с удовольствием перенимают мамины навыки в приготовлении пищи или папину работу инструментом. Так самая простая варка борща, может познакомить детей с овощами, их цветом, размером, текстурой, если выполнять приготовление в безопасных для ребенка условиях.

А на сегодня я с вами прощаюсь и надеюсь, что мои советы обязательно помогут вам в развитии детей раннего дошкольного возраста! Подписывайтесь на новые статьи и делитесь с коллегами этой.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

дети на физкультуре

Подвижные игры на физкультуре

Приветствую моих постоянных читателей и случайных посетителей блога. С вами...

25 комментариев
сенсорные игры

Картотека сенсорных игр – развиваемся и играем

Добрый день, мои друзья! Сухих Татьяна Григорьевна всегда на посту...

10 комментариев
игры детства

Игры нашего детства — в какие игры вы играли в детском возрасте?

Всем привет, с вами Татьяна Сухих! Совсем недавно я писала...

47 комментариев

 

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 6
  • Маргарита
    10.02.2017 в 23:22

    Какие красивые работы! Сколько нужных идей у вас в блоге, и все оригинальные! Мне очень нравится ваш блог! Я в детстве играла со своими братьями в крокодила. И угадывали кого кто изображает.

  • Irina
    10.02.2017 в 01:01

    Дидактика — это обучение, а дидактические игры — обучающие игры.

    А как известно — для дошкольника нет ничего лучше, чем обучение в игре.

    Он играет и не замечает, что учится. Весело, интересно и с пользой!

  • Нина
    13.01.2017 в 12:38

    Правильно, любое занятие можно превратить в увлекательную игру. Только если быть откровенной, я и не знала что эти картинки и карточки так называются ;-). Для меня это просто карточки для развития.

    • Татьяна
      13.01.2017 в 20:59

      Когда я не была воспитателем, для меня название тоже было не известно))

      • Нина
        14.01.2017 в 00:05

        Но мне это название пригодится, что б мало ли, в какой то ситуации не опростоволоситься)

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика