Приветствую вас, мои дорогие! Мир не стоит на месте, поэтому и нам, воспитателям, приходится шагать в ногу со временем и устраивать новые мероприятия, например, квест-игра в ДОУ. Это направление сегодня получило широкое развитие, поэтому оно популярно и в детских садах, и в школах, и даже среди взрослого населения.
Содержание статьи:
Что такое квест-игра?
Возможно, большинство из вас уже не только слышали это слово, но и практикуют квест-игры в своей работе. Однако, кто-то даже не представляет, что это означает и зачем нужно. Я попробую кратенько объяснить, чтобы ввести в вас в курс дела.
Впервые о квестах я услышала несколько лет назад, когда в городах начали обустраивать специальные комнаты для прохождения квестов, преимущественно для взрослых. Нужно было выполнить определенные задания за минимальное количество времени. Можно было играть в удовольствие либо соревноваться командами, кто умнее и быстрее. Мне это кажется очень интересным, проверить свои знания, смекалку, но мне так и не пришлось ни разу пройти квест. А вы это делали?
По аналогичному принципу проходит квест-игры и для детей. Их можно организовывать как для мероприятий, например, ко Дню космонавтики, так и во время занятий, организовав путешествие по определенной теме. Игровая методика позволит увлечь детей и более глубоко вникнуть к конкретную тематику. В квесте важно подобрать задания с учетом возраста детей, чтобы им было интересно и не очень сложно.
В игре ребенок познает мир, свои возможности, может проявить себя и занимается самопознанием. Игра выступает в качестве прекрасного педагогического средства, благодаря которому лучше всего удается решить образовательные и развивающие задачи. Ребенок социализируется, развивается и готовится ко взрослой жизни. Обучение и развитие с помощью квест-игры осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС, поэтому для педагогов и воспитателей важно проводить такие игры, заниматься самообразованием, пополнять свое портфолио для аттестации.
Квест — это преимущественно командная игра, которую можно организовать как на свежем воздухе, так и в помещении. Очень важно, чтобы в игре чувствовался дух приключения, и тогда успех будет обеспечен. Кроме того, игра в команде сплачивает детей, что позволяет осуществлять и воспитательную функцию.
Квест — это уникальная игровая технология, которая позволяет в короткий срок вовлечь воспитанников в разные виды деятельности, в чем и заключается ее уникальность.
Цели, задачи и преимущества квестов
Цель квеста в группе дошкольников сводится к тому, чтобы в игровой форме запустить процесс активизации познавательных и мыслительных процессов воспитанников, реализовать игровую и проектную работу, дать новые и закрепить уже имеющиеся знания, выполнить отработку умений на практике.
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи квест-игры следующие:
- закрепление знаний по теме и усвоение новых;
- развитие таких качеств, как инициативность, самостоятельность;
- повышение мотивации к образованию;
- развитие творческих умений и определенных навыков, в том числе исследовательских;
- развитие положительных качеств характера;
- формирование навыков взаимопомощи и взаимодействия с одногруппниками.
Квест-игры могут быть как одиночные, так и групповые. Но мы будем рассматривать сегодня только групповые игры, поскольку нам нужно занять всю группу воспитанников.
По характеру сюжетов квест может быть линейный, штурмовой или кольцевой. Вы найдете далее сценарии линейных квестов, они наиболее распространены. Линейный квест означает, что дети будут получать задания последовательно по цепочке по мере разгадывания. Т.е. разгадали первое задание, получили второе и так далее.
В чем же преимущества квестов в ДОУ?
- Такие игры очень нравятся детям, что позволяет в непринужденной форме развивать познавательный интерес воспитанников.
- В ходе игры дети получают одинаковые впечатления, которые могут потом совместно обсудить.
- Игровой процесс позволяет преподнести порой скучные и неинтересные знания в такой форме, что дети с удовольствием запоминают новый материал.
- Они учатся работать в группе слаженно, ведь именно от этого будет зависеть конечный результат. А это способствует сплоченности маленького коллектива.
Если вы не уверены, что отчетливо понимаете структуру квестов и их назначение, то советую принять участие в очень интересных офлайн-вебинарах по данной теме:
- «Образовательная квест-технология как форма ранней профориентации детей дошкольного возраста» (объем 4 ч.)
- «Структура и содержание занятия НОД с дошкольниками с использованием образовательной квест-технологии» (объем 4 ч.)
- «Формирование читательских умений у дошкольников с использованием образовательной квест-технологии» (объем 4 ч.)
- «Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использованием образовательной квест-технологии» (объем 4 ч.)
- «Знакомство дошкольников с окружающим миром с использованием образовательной квест-технологии» (объем 4 ч.)
Квест-игра в ДОУ: план подготовки к мероприятию
Очень интересный квест можно разработать ко Дню здоровья. Всемирный День здоровья отмечают 7 апреля. Именно в этот день в 1948 году была создана Всемирная организация здравоохранения.
Начать мероприятие можно с просмотра небольшого мультфильма в группе. Затем детей распределить на 3-4 команды и отправить их добывать ключи. Делить на команды лучше всего с помощью разноцветных кружочков. Их можно вырезать из картона и перевернуть на подносе цветной стороной вниз. Четыре цвета — четыре команды.
Далее следует продумать количество станций в зависимости от возраста детей. Я предлагаю общий вариант для средней группы, а вы уже можете видоизменять количество и сложность станций в зависимости от того, для какого возраста готовите праздник.
Итак, у нас будет четыре станции. Вы готовите для детей маршрутные листы таким образом, чтобы очередность станций у них не совпадала. Например, первая команда сначала идет на станцию 1, потом 2 и так далее. А следующая команда — сначала на 2, потом на 3, потом на 4, потом на 1. И по аналогии для других команд. Воспитанники еще не умеют читать, поэтому должно быть не название станции, а яркая картинка и стрелочка к другой станции. Понятно, что воспитатель будет помогать продвигаться командам от станции к станции.
Также необходимо подготовить 4 карты с местом, где будет обозначен клад в комнате. Можно это сделать в том помещении, где спят дети, положив его в сундук под среднюю кровать. Вы распечатываете 4 таких карты-чертежа комнаты, ставите крестик и разрезаете на 4 части. Эти кусочки карт ответственные за станцию будут давать детям, чтобы они складывали в конвертик.
Затем, когда дети пройдут по всем четырем станциям, у них в конвертике будет 4 кусочка карты. Им нужно будет сложить паззл, найти место, где прячется клад, и забрать его. В сундук с кладом можно положить бананы, яблоки, либо договориться с родителями, чтобы они сдали деньги на что-то вкусное и полезное. Кстати, на станции вы можете поставить главными методиста, повара, педагога по музыке, по физической культуре.
Сценарий квеста ко дню здоровья
А теперь рассмотрим непосредственно проект самого квеста. Нам нужно определить, какие это будут станции, как они будут называться и сколько длиться по времени. Оптимально, чтобы длительность мероприятия в средней группе была не более 45 минут.
- Максимум 10 минут — это мультфильм. Можете подобрать его самостоятельно, например, про витамины, про фрукты, про вред фастфуда.
- Организационный этап, когда дети делятся на команды и слушают правила — 5 минут.
- Станции по 4-5 минут.
- Клад, подведение итогов и рефлексия — 10 минут.
Теперь более подробно разберем станции.
- Первая станция — «Спортивная». Ее можно провести в спортзале и поручить педагогу по физической подготовке подобрать интересные спортивные игры, возможно, сделать полосу препятствий. Не забудьте предупредить о времени, что на все задание 3-4 минуты. Одну минуту оставляем на переход от одной станции к другой.
- Вторая станция — «Здоровое питание». Здесь можно рассказать детям о вреде газированных напитков и рассказать, что можно делать вкусные молочные коктейли с разными фруктами. И тут же блендером взбить молоко с бананом — получается очень вкусно и недорого. Не стесняйтесь на родительском собрании озвучить такое предложение родителям. Я уверена, что они будут не против выступить в качестве спонсоров. Как вариант, если вдруг в детском саду нет блендера и никто не сможет принести, то эту ситуацию можно обыграть. Дать детям пластиковые стаканы, а на столе разложить вырезанные из бумаги фрукты, ягоды, молоко, йогурт, овсянку. Они сами будут делать себе коктейль и называть то, что выбирают для него. Мы это уже делали, деткам тоже все очень понравилось.
- Третья станция — «Гигиена». Здесь важно напомнить деткам о правилах ежедневной гигиены. Можно отправиться всем вместе помыть руки. Можно подготовить загадки по этой теме.
- Четвертая станция — «Музыкальная». Спойте с воспитанниками интересные песенки. Можно попробовать найти музыкальную песню-игру.
Сценарий квеста к Дню Победы
Очень интересный квест можно провести к знаменательному празднику — Дню Победы. Можно выбрать патриотическую направленность — и вы сразу познакомите детей со страничками истории, но и выполните воспитательную функцию — дети захотят расти патриотами своей страны.
Можно организовать штаб на улице, собрать детей в нем, разделить на группы, а далее отправлять по станциям. Здесь можно сделать как линейный квест, когда команды отправляются по станциям, а можно сделать штурмовой, когда детей делят на несколько команд: зенитчики, саперы, пилоты, спецназовцы и т.д.
В таком случае каждая команда будет выполнять задания только на одной станции. На станциях они получат кусочки карты, по карте найдут ключ и ключом откроют сундук, в котором будет храниться Знамя Победы. Но можно положить вдобавок и сладости для детской радости. Такая игра займет меньше времени и дети не так устанут.
Что касается станций, то здесь все зависит только от полета вашей фантазии. Можно сделать из картона танки и сбивать их мячом. Или закопать в песочнике шарики (мины) и дать детям лопатки для поисков. Можно организовать палатку медсестры, куда дети могут обращаться, если их ранили (понарошку). Медсестра завяжет рану бинтом.
В общем, идей много. Такая игра подойдет для подготовительной группы, а еще больше идей по проведению праздника вы найдете в этом пособии «Сценарии праздника Великой Победы: утренники, проекты, тематические задания, спортивные праздники, квесты, познавательно-исторические игры».
Квест к дню города также станет интересной изюминкой для ваших воспитанников. Например, в магазине «УчМаг» есть уже вот такой готовый квест для жителей Волгограда «Разгадай тайны города. Город-герой Волгоград. Квест-игра: 4 карты-маршрута + руководство к игре с виртуальными экскурсиями». А что мешает вам разработать такой же квест для своего города? При необходимости всегда можно обратиться за помощью в библиотеку.
Квесты и книги
Я привела два варианта сценария к праздникам. На их основе можно готовить мероприятия на любые темы, только менять задания. А для взрослых и детей есть интересные книги-квесты, которые заставят устроить настоящий «мозговой штурм»:
- «Загадки отеля с привидениями и другие захватывающие квесты» — идеальна для детей от 5 лет;
- «Escape Book: выжить в лабиринте. Первая книга, основанная на принципе легендарных квест-румов» — рекомендована для детей от 12 лет;
- «Улетный квест для мозгов: для детей 6-7 лет» и в интернет-магазине «My-shop»;
- «Гигантская книга квестов» — возраст от 6 лет (и такая же на «Лабиринте»);
А вот для взрослых есть более серьезные вариант, требующие время на обдумывание — «Литературный квест» — посвящается любителям нетривиальных произведений;
Также детям можно предложить увлекательные настольные игры. Это отличный способ отвлечь их от телефонов и компьютеров. Обратите внимание на игру «Огневой квест» — возраст 6+ или настолку «Чумачечий квест» 5+. А еще мне очень нравится книга-игра поисковый квест «Загадка подземного лабиринта» для деток от 7 лет или «Один дома» для такого же возраста. На каждом развороте здесь вы найдете новые задания.
В общем, тема достаточно обширная. Надеюсь, что некоторые из моих идей были для вас полезны, и вы возьмете их на вооружение. Не скупитесь, пожалуйста, на лайки. Поделитесь статьей с друзьями и коллегами в соцсетях. А варианты рефлексии давайте обсудим в комментариях.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Спасибо!!!