Доброго здоровья всем, кто читаем мои страницы. Татьяна Сухих приготовила для интересующихся педагогикой людей, новый материал: «Запоминалки для детей». Вы сами знаете, как трудно бывает запомнить отдельные слова, особенно иностранные. А ведь многие словесные формы для малышей – иностранная абракадабра, она никак не желает откладываться в памяти. Поможем дошкольникам справиться с задачей!
Содержание статьи:
- 1 Способы облегчить процесс запоминания
- 2 Рифмовки на все сложные случаи детской жизни
- 3 Методические рекомендации к запоминалкам
- 4 Логопедические занятия с детьми дошкольного возраста
- 5 Развитие связной речи у дошкольников – как мыслим, так и говорим
- 6 Методика развития связной речи — преодолеваем преграды
Способы облегчить процесс запоминания
Есть такая техника – мнемоника, я уже упоминала о ней. Она представляет собой совокупность приемов, помогающих надолго отложить в памяти слова, списки, перечни, таблицы, цифры – именно то, что с таким трудом большинство людей заучивают. Во всех отраслях жизни и науки задействуется мнемоника: при изучении иностранных языков, анатомии, фармакологии, химических формул и элементов, физических, математических и т.п.
Существуют разные приемы мнемоники: ассоциации, рифмизация, составление смысловых фраз, где начальные буквы слов составляют сложный для запоминания термин, нахождение созвучных слов с трудно поддающимися. Также используют методы Цицерона, Айвазовского, а также специальные приемы для запоминания цифр.
Для дошкольников наиболее приемлемым является рифмизация. Стишки-запоминалки дают возможность малышу запечатать в памяти любую информацию без принуждения и заучивания. Каждый из нас знает, как минимум, одну запоминалку. Не догадались? Это об охотнике, который желает знать, где пребывает фазан – на запоминание цветов радуги.
Многие из нас пытались затвердить число Пи тоже посредством незамысловатого четверостишья, но малышам пока это не нужно. В возрасте от 3-4 до 7 лет наибольшую сложность вызывают названия и очередность месяцев, дней, сезонов года, порядковый счет. Если предложить выучить несложную запоминалку, то ребенок никогда не забудет эту информацию. Жаль, что мало существует коротких рифмовок для заучивания слов.
У меня нет таланта поэта, иначе я бы насочиняла. Часто запоминалки сами длинные, нескладные, пока выучишь, легче уж зазубрить трудные слова на ассоциациях или по картинкам. Что смогла, нашла, а вы, друзья, если знаете стихи на запоминание – делитесь!
Кстати, о стихах. Нашла в «УчМаге» хороший сборничек «Стихи к осенним детским праздникам». Хотя это не запоминалки, да и осень подходит к концу, но такие в книжице замечательные стихотворения, не могла с вами не поделиться.
Рифмовки на все сложные случаи детской жизни
- Дни недели:
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК – это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка – СРЕДА
Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА-сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Назначаем днем веселья.
- Название месяцев:
По сугробам шел ЯНВАРЬ,
Всех морозов зимних царь!
Догонял его ФЕВРАЛЬ –
Потерял из вьюги шаль.
Прибежал на смену МАРТ,
Зазвенел: Весна, на старт!
По ручьям приплыл АПРЕЛЬ,
Он в кармане нес капель.
Шелестел листвою МАЙ:
— Куртку теплую снимай!
Одуванчик нес ИЮНЬ.
Хочешь чуда? Просто дунь!
А в июле, а в ИЮЛЕ
Мы на море отдохнули!
АВГУСТ пчелами гудел,
Да грибом в лесу сидел.
В золотистом СЕНТЯБРЕ
Мы забыли о жаре!
Ветер дунул ОКТЯБРЕМ,
Листьев желтых наберем!
Нас НОЯБРЬ заморозил,
Первый снег на землю бросил.
Вот ДЕКАБРЬ к нам идёт,
Завершая длинный год!
- Для младших дошкольников – просто находка, чтобы запомнить алфавит:
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё –
Знайте место вы свое,
Ж, З, И, Й, К, Л, М –
Вспоминайте, кто за кем,
Н, О, П, Р, С, Т, У –
Стойте дружно на посту,
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ –
Собирайтесь не спеша,
Ъ, Ы, Ь –
Стойте рядышком вот так!
Торопитесь: Э, Ю, Я –
Вот и в сборе букв семья.
Кстати, для наших «мобильных» деток «УчМаг» приготовил отличный тренажер для изучения букв: «Говорящий смартфончик «Азбука в стихах» . Нажал на кнопочку с графическим изображением буквы – и услышал соответствующий звук.
- Для запоминания цифр пригодится такой стишок:
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять –
Вместе учимся считать,
Вместе веселее!
- Также можно легко выучить названия пальцев на руке:
На руке своей мальчик Петя
Пальчиков пять нашел:
Мизинец, безымянный, средний,
Указательный и большой.
Методические рекомендации к запоминалкам
Знаете, есть такая китайская, вроде, мудрость: слышу – забываю, вижу – помню, делаю – знаю. Под нашу тему это можно понимать так, что мало лишь выучить с малышом стишок. Нужно, чтобы ребенок и без стиха мог назвать, скажем, дни недели или стороны света. А для наилучшего запоминания важно задействовать не только слух, но и двигательную память.
Во время заучивания стишков на запоминание каких-то слов хорошо бы играть в игры с мячиком, в логоритмику, задействовать карточки и картинки для формирования ассоциаций.
Вот как раз могу посоветовать пособие: «Развиваем руку. Стихи с картинками и показом движений» – здесь 16 демонстрационных карт и 8 карт с предметными изображениями. Этот наглядно-дидактический комплект поможет выучить названия профессий через стихи и движения рук.
Еще одно отличное пособие: «Продукты питания: 24 красочные карточки. Игры на узнавание, группировку и обобщение предметов» – здесь представлены картинки со стихами и загадками и описание развивающих тематических игр.
Кто-то скажет, что не стоит уделять столько времени заучиванию дней недели, месяцев и т.п., мол, со временем ребенок и сам запомнит. Но, как показывает практика, первоклассники отлично ориентируются в компьютере, а названия месяцев и их последовательности не знает. Поймите, есть такой себе график достижений ребенка по возрастным группам и если отстать от графика, то нагонять будет сложно.
В школе столько новой информации обрушится на ребенка, и к пробелам в знаниях добавятся новые пробелы. Приучится дошкольник тренировать «запоминалку» – будет успешным в школе.
Пока это все. Завтра – новый день и новый материал. Пишите, лайкайте, подписывайтесь – просьбы все те же.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:

Логопедические занятия с детьми дошкольного возраста
Здравствуйте, с вами Татьяна Сухих! Сейчас наблюдаем все больше детей-логопатов, наш…

Развитие связной речи у дошкольников – как мыслим, так и говорим
Бодрого и доброго всем времени суток! В эфире Сухих Татьяна….

Методика развития связной речи — преодолеваем преграды
Всем привет, и с вами снова Татьяна Сухих, помогаю вам…
Замечательные запоминалки! Я когда работала в детском саду сама придумывала одному мальчику. Он почему — то никак не мог запомнить названия цифр.