Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
Лого metodbv.ru

Как развить воображение – лучшие советы

Дата: 29 августа 2019 в 21:00
Рубрика: Игры

Добрый день, уважаемые читатели! Сегодня нас ждет общение на увлекательную тему. Как развить воображение и фантазию у детей дошкольного возраста. Насколько важен или сложен данный процесс. Что нужно учитывать при этом. Несомненно, развитие воображения сейчас в дошкольном возрасте принесет огромную пользу, когда малыш станет школьником. Сразу могу порекомендовать книгу для ознакомления «Как развить воображение у ребенка 4-7 лет», а также замечательную книгу известного детского педагога Л.С. Выготского. Воображение даст дорогу сообразительности малыша. Воспитайте у ребенка пытливый ум и решение множества жизненных проблем он сможет самостоятельно и быстро свести к нулю.

Важная роль развития воображения

Мир устроен так, что даже на первый взгляд одинаковые ситуации можно рассматривать с разных сторон. И делать можно соответственно разные выводы. Как мы подходим к решению проблемы или какого-то наболевшего вопроса? Как раз подключаем свое воображение и находим решение. Но, как научить наших детей этому искусству. Именно искусству, но этому можно научиться.

Когда малыш мал и в садик еще пока не идет эта миссия лежит полностью на родителях. Кстати в помощь мудрым родителям «Умный блокнот». Затем в саду, в школе, грамотные педагоги перехватывают эстафету, проводя интересные уроки и занятия по развитию мышления и воображения у детей.

Учитывая тот факт, что мы живем в эпоху научно-технического прогресса жизнь, становится сложнее. В связи с этим она требует от человека быстрой адаптации к новым обстоятельствам, творческих неординарных решений. И именно как будет продвигаться человеческое общество в будущем определится творческим подходом настоящего поколения. А основой развития такого подхода является богатое воображение.

конструирование

Конечно, само по себе воображение не разовьется. Оно совершенствуется в результате приобретения опыта, новых знаний. Необходимо помочь этому процессу. При общении со взрослым у малыша появляется необходимость вообразить себе, что происходит за пределами его восприятия. Можно сказать, нужно выполнить задачу на визуализацию. Например, этот процесс возникает при чтении детям сказок, рассказов. Малышу необходимо представить объекты, которые он сейчас не видит, а воспринимает только на слух.

Также этому способствуют рисование и конструирование. Этот процесс потребует планирования того, что должно в итоге получиться. А также проведение ролевых игр может очень помочь при развитии воображения. Маленькому дошкольнику необходимо придумать сюжет и вообразить себя каким-то героем, перевоплотиться. То есть, чтобы выполнить все эти задачи, без воображения не обойтись.

Восприятие мира младшими и старшими дошкольниками

При постепенном взрослении дошкольника можно отметить несколько фактов. Это в первую очередь, непосредственно, с помощью взрослых, переход от просто «фантазирования» к появлению новых способностей. То есть приобретается умение при помощи прошлого опыта создавать новые образы объектов и предметов. Малыш старается определять в предметах главное, характерное. Исходя из этого фантазии и образы становятся конкретными, отображая похожие предметы и явления.

Есть отличие восприятия детей младшего и старшего дошкольного возраста. Младшие дошколята, не имея в прошлом опыта и не зная, что бывает в действительности, а что нет не различают вымысел и реальность. Поэтому их фантазии кажутся беззаботными и непосредственными. Однако, именно у старшего возраста дошкольников уже можно обнаружить реалистичность представлений действительности. Это отражается в их играх, в творческой деятельности. Особенностью воображения у старших дошкольников является именно наглядность и конкретность.

извилины

Отчетливой особенностью воображения дошколят является большая эмоциональность. Как показывает опыт, дети воспроизводят в своей игровой и творческой деятельности те образы, которые их наиболее увлекли и взволновали. Это может быть интересный рассказ, посещение детского спектакля. Сюжеты для своих игр дети подбирают те, которые для них сейчас наиболее эмоционально значимы. В большей степени дошкольники выбирают, конечно, положительные роли. Отрицательные роли играют неохотно.

Воображение дитя составляется комбинированно из ранее полученного опыта и новых образов. В процессе при восприятии нового материала выделяются отдельные нюансы новых образов. Так и происходит развитие воображения. Можно добавить, что особенный интерес у детей вызывает построение образов из сказок.

Чем мы можем помочь

Воображение несомненно является основой для развития умственных способностей. Здесь совершенствуются способности ребенка к решению творческих задач и интеллектуальных вопросов. Воображение – один из источников мыслительных процессов, который должен постоянно подпитываться новыми знаниями и образами. Наиболее эффективны в этом случае книги и путешествия. Вам в помощь это пособие.

Наша задача с вами, уважаемые взрослые, максимально содействовать развитию способностей у детей к воображению. А его у детей следует рассматривать как особую форму активности, которая будет направляться самим дошкольником на созидание чего-то нового. Например, это может быть рисунок, аппликация, даже сочиненная малышом сказка. При правильном подходе развития воображения в младшем дошкольном возрасте вы увидите колоссальный результат в старшем. Маленький ученик легко будет ориентироваться в любом сюжете, предлагать свои варианты, продолжать сочинять.

К слову, что касаемо педагогической деятельности, необходимо отметить интересный факт. Он заключается в том, что развитие воображения несомненно влияет на эмоциональное состояние малыша. Ребенок получает заряд положительных эмоций, настроение повышается. Воображение дает возможность малышам быстро находить новые способы решения многих задач.

ты-жук

Хочу порекомендовать, уважаемые педагоги, для вас хорошие пособия «Комплекс мероприятий по развитию воображения». А также можно поучаствовать в интересных вебинарах, например в этом, а также в этом вебинаре.

Также хотелось бы здесь подвести небольшой итог вышесказанному. Несомненно, первые механизмы воображения закладывают именно взрослые. Как раз в общении со взрослыми малыш усваивает выработанные в социуме, культуре новые образы. Сначала это будут действия, потом слова и речь. Делаем выводы, то есть как можно чаще общаемся с детьми, рассказывая им об устройстве окружающего мира.

Этапы развития воображения

При становлении воображения у ребенка в психологии принято выделять три основных этапа. Давайте их рассмотрим и обсудим.

  1. Дети от 2,5 до 3 лет. Познавательное и аффективное воображение являются началом процесса воображения. Познавательное воображение заключается в том, что малыш, используя свои игрушки разыгрывает в разных видах уже известные ему действия. Аффективное воображение представляет проигрывание ребенком своих эмоций. Порекомендую хорошее пособие.
  2. Дети от 4 до 5 лет. На данном этапе аффективное воображение уже может не проявляться. Это связано с тем, что частота детских страхов снижается. А вот, что касается познавательного воображения оно сосредотачивает малышей на рисовании, игр по ролям, конструировании, речевом творчестве. Кстати, для более полной информации рекомендую пособие «Развиваем восприятие, воображение, внимание, фантазию».
  3. Дети от 6 до 7 лет. В этом возрасте развитие воображения предполагает тот факт, что малышу достаточного одного предмета для сочинения яркой истории вокруг него. Здесь можно отметить проявление у ребенка аффективного воображения. В этом возрасте оно концентрируется на снижении отрицательных психологических процессов. В этом случае воображение выражается в повторении определенных действий в рисунках, играх, других творческих работах. Однако, здесь оно несет негативный оттенок.

Главное не допустить в этом возрасте ухода ребенка в мир своих фантазий. Педагогам и родителям важно в этом случае направить воображение дитя так, чтобы оно переродилось в реальное творчество и привело к внутренней гармонии малыша. Кстати, хотелось бы порекомендовать замечательную книгу. Также для родителей для совместного времяпровождения с малышом порекомендую полезную книгу автора Березенковой Т. В.

Важный момент проведения игр для развития воображения

Существуют в большом количестве интересные упражнения и игры, способствующие развитию воображения у детей. Несомненно, рекомендуется педагогам дошкольных учреждений их включать в ход занятий. С помощью таких занятий дети научатся одушевлять совершенно разные предметы. Ненавязчиво и легко можно сформировать у ребенка желание изобретать, фантазировать и даже импровизировать. Но не нужно забывать один главный момент при этом.

Чтобы взрослому вдохновить ребенка и увлечь новым процессом, нужно быть заинтересованным самому. И вот известный педагог Ушинский утверждал, что не существует невозможного для дитя, так как он еще не понимает, что же на самом деле возможно, а что нет. По этой причине малыши младшего школьного возраста часто комбинируют реальность с фантазией. Так считается, что именно воображение лучше развивается в дошкольном возрасте, чем в более старшем возрасте.

Поэтому именно в руках педагогов дошкольных учреждений развитие детских воображения и фантазии. Развить, а потом направить в нужное русло – неоспоримо важная задача для любого педагога. Хотелось бы рассмотреть несколько примеров удачных упражнений и игр, которые стоит включить в занятия с дошкольниками.

книги

Примеры игр для детей младшего дошкольного возраста

  • Игра «Вкусный арбуз»

Часто малышам нравится приносить и показывать взрослым различные предметы. Можно в этом случае воспользоваться ситуацией и попробовать обыграть игровую сценку. Допустим ребенок принес мяч. А взрослый комментирует: «Мячик у тебя очень красивый. Давай играть. Это будто сладкий арбуз. Давай его разрежем. Взрослый ладонью имитирует разрезание арбуза. Потом протягивает малышу пустую ладонь и говорит: «Съешь кусочек арбуза. Он вкусный и сладкий. И мне, пожалуйста, отрежь кусочек.». А потом, в другой игре мяч может стать медвежонком, которого нужно уложить спать.

  • Игра «Посмотри в окошко»

Например, ребенка заинтересовало колечко и он, взяв его, ходит по комнате. Вы можете подойти к нему и спросить: «Что это такое у тебя? Наверное, окошко? Давай вместе поглядим в твое окошко?» Потом по очереди с малышом осмотрите через колечко комнату. Можно называть то, что видно через него. И так далее в игре колечко может превратиться в подзорную трубу или руль машины.

  • Игра «Пестрые салфетки»

Например, взрослый предлагает рассмотреть малышу салфетку с цветочками. Можно предложить ребенку: «Гляди, это маленькая полянка, а на ней разные цветочки. Это желтый цветочек, а это красный. Покажи, где еще есть цветочки? Давай вместе понюхаем их?». Далее взрослый и малыш начинают нюхать цветочки, воображая, какой у них запах. В другой раз в зависимости от цвета салфетки, она может превратиться в облачко, одуванчик, водичку, листочек от дерева и т.д.

  • Игра «Бабочки-красавицы»

Здесь необходимо подготовить лист цветного картона и некоторое количество кусочков цветной тонкой бумаги. Маленькие бумажки положите на лист картона и покажите малышу, говоря: «Гляди, это полянка. А на нем сидят бабочки-красавицы. Посидели-посидели, вдруг полетели-полетели». Нужно подуть на листочки, которые разлетаются в разные стороны. А потом взрослому можно предложить малышу поймать бабочек и снова посадить их на полянку.

Поиграем с сюжетом

  • Игра «Поищи зайчика»

Предложите малышу занятие. Возьмите чистый носовой платочек или кусочек ткани. Держите его за два соседних угла. Загляните за платочек то с одной, то с другой стороны, говорите: «А где зайка? Куда спрятался? Где ты, зайка? А мы найдем тебя сейчас.» Потом постарайтесь быстро завязать два угла платка. Причем сделайте так, чтобы они стали похожи на длинные ушки зайца. «А где же хвостик?» приговаривайте и завязывайте другой кончик платка в маленький хвостик. Предложите малышу «Давай погладим зайку?». Когда он будет гладить зайку можно незаметно немножко подкинуть зайчика, приговаривая: «Ах, расшалился наш зайка. Выпрыгнул. Нужно держать его покрепче.».

  • Игра «Волк и козлятки»

Можно использовать небольшую коробку и несколько небольших кубиков. Положите все это на стол перед малышом. Говорите при этом: «Вот это козлятки. А это их домик. Мама козлят пошла в магазин. А козлятки щиплют травку. Вдруг к козляткам подкрался волк.» Можно изобразить волка с помощью большого кубика или кисти руки, сжав ее. Продолжайте дальше: «Волк захотел съесть козлят. Но козлята оказались очень умные и спрятались от волка в своем домике. Козлятки быстрее. Поможем вам спрятаться от злого волка.». вместе с малышом прячем кубики в коробку, а волк убегает.

  • Игра «На что похожи облака?»

Очень полезно для развития воображения играть в игры, в которых ребенок вместе со взрослым может придумать из бесформенных предметов или объектов, на что это может быть похоже. Во время прогулки предложите малышу присесть на скамейку и вместе посмотреть на небо. Если на небе есть облака можно их вместе рассматривать и воображать на что или кого они могут быть похожи. У детей обычно в такой игре фантазия очень разнообразная.

Примеры игр для детей старшего дошкольного возраста

  • Игра «Волшебные фигуры».

Подготовьте материалы для рисования: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки. Сначала листе бумаги можно нарисовать шесть кругов. А потом предложите ребенку дорисовать каждый из кружков таким образом, чтобы можно было получить разные рисунки. Так же можно предложить дорисовать шесть квадратов, треугольников или других фигур. Кстати, хорошее пособие «Геометрические головоломки».

  • Игра «Веселые треугольники»

В продолжение предыдущей игре можно ребенку предложить следующий вариант. Предварительно вырезать из цветного картона множество разноцветных треугольников. Предложить дошкольнику придумать в кого или что их можно превратить. Так же можно далее продолжить с другими геометрическими фигурами.

  • Игра «Кто такой Фокс»

Задача детям будет довольно интересной и творческой. Положите перед ребенком лист бумаги и цветные карандаши, фломастеры. Просто задайте им вопрос: «Кто такой Фокс?» Детям необходимо его нарисовать. Придумать, кто может носить такое имя и предложить придумать про него историю.

  • Игра «Сказочные кляксы»

Потребуются альбомный лист бумаги и краски. Одну часть листа можно густо разрисовать краской. После этого лист нужно сложить пополам и прижать к столу, чтобы вышел отпечаток. Предложите ребенку внимательно посмотреть это двойное изображение и подумать, на что это может быть похоже. Также можно предложить дорисовать детали и придумать историю о том, что получилось на рисунке.

  • Игра «Чудо — капля»

Предварительно подготовить вырезанную маленькую картинку, напоминающую по форме капельку или горошину. Ребенку необходимо наклеить его на лист бумаги в любое место. А затем дорисовать сюжет, в котором будет участвовать эта фигурка и придумать с ней рассказ.

Придумываем, размышляем, играем

  • Игра «Давайте придумывать!»

Занятие для ребенка должно показаться интересным и увлекательным. Необходимо дать маленькому ученику задачу придумать новое необычное применение уже хорошо известным предметам. Это могут быть самые обычные вещи. Например, ручка, пуговицы, спичечный коробок, трубочки из-под сока, пластиковые бутылочки и др.

  • Игра «Придумаем новую сказку»

Предложите ребенку какую-нибудь известную сказку и предложите ему придумать ее другое окончание. Например, выбираем сказку «Теремок». Пусть дети подумают и вообразят, как еще могла закончится сказка. Может медведь не сломал теремок? Или зверюшек было больше?

  • Игра «Я расскажу вам про себя»

Интерес этой игры заключается в том, что нужно рассказать историю от неодушевленного предмета. Например, положите перед ребенком несколько предметов: бусинку, цветной карандаш, камешек, цветок, пуговицу. Пусть маленький ученик выберет понравившийся предмет, возьмет его в руки и придумает небольшую историю от имени предмета.

  • Игра «Музыкальная история»

Как развить воображение и фантазию у детей с помощью музыки? Включите малышам музыкальные произведения известных композиторов. Например, можно выбрать композиции из творчества Чайковского, Вивальди, Прокофьева, Глинки. А после прослушивания попросите детей рассказать, что они представили себе, какие образы увидели.

В качестве заключения

Наверное, поддержу мнение большинства, что без воображения и фантазии невозможно развить множество других человеческих чувств. Например, таких как память, мышление, пространственное в том числе, художественное восприятие. Несомненно, в каждом малыше это заложено с рождения. Однако, чтобы его правильно развивать и совершенствовать необходима помощь взрослых. Нужно помочь детям научиться принимать решения разнообразных творческих задач. Безусловно, подобных игр существует очень большое количество и, если задаться целью, можно проводить с помощью их замечательные занятия.

Уважаемые педагоги и дорогие родители, я надеюсь, что мои размышления и предложенные игры для детей помогут вам в решении такой важной задачи. Пусть малыши фантазируют, играют, пусть сочиняют сказки. Так начинается развитие человека, человека разумного. Учим наших маленьких учеников думать, размышлять, воображать. Я буду очень рада, если эта статья для вас была интересна и полезна и вы отблагодарите меня лайком и поделитесь в соцсетях.

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
VK
OK
MyMail
Facebook
Twitter
RSS (feedburner)
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.


Яндекс.Метрика