Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
05
Март

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Автор: Татьяна Сухих
Рубрика: Развитие речи

Здравствуйте, мои дорогие мамы и папы, коллеги-воспитатели и, конечно, малыши-дошкольники. С вами Татьяна Сухих, и сегодня я предлагаю обсудить тему: развитие мышления у детей дошкольного возраста. Вспомните, пожалуйста, как порой наши малыши заставляют нас удивляться их логике, подходу к решению вопроса, рассуждениям. Ведь еще совсем недавно ни логики, ни мышления не было и вовсе. Или может нам так казалось?

Такое разное мышление, такое переменное

Крошечный карапуз учился ползать по полу, переворачиваться на животик или спинку и делать первые шаги. И вот спустя буквально пару лет он обескураживает родителей своими умозаключениями! Как ребенок научился делать выводы? Как ему удалось соорудить такое сложное строение из конструктора? Как он может помнить то, что у родителей давным давно вылетело из головы? Почему малыш смешал зубную пасту с мылом и решил, что это супер чистящее средство?

Одни сплошные «Как и почему»! Родители вместе со своим воспитанником превращаются в почемучек – они не могут привыкнуть, что их крошечное чадо взрослеет и учится размышлять. А ведь это все результаты наглядно-действенного способа развития. Поэтому давайте разберемся в этих вопросах подробнее.

Можно я задам вопрос родителям, какие виды мышления вам известны? Логическое? И это правильный ответ, но (!) далеко не полный. Выделим три основных вида:

  • критическое мышление;
  • образное мышление;
  • и то самое – логическое мышление.

Узнать о том, как правильно взаимодействовать с детьми дошкольного возраста, чтобы любой из перечисленных видов мышления, а также интеллектуальное развитие происходило должным образом, можно приняв участие в вебинаре http://www.uchmag.ru. Ведь ни что так не помогает воспитателю или родителям, как подробный рассказ профессионалов. А возможность сделать это удаленно, то есть, не вставая с любимого домашнего стула просто отличный способ повысить свою квалификацию!

Вы узнаете не только о видах мышления, но и о заданиях, которые возможно применять в детском саду или на домашнем обучении, требованиям к развитию мышления по ФГОС и многом другом.

Давайте и я кратко попробую рассказать вам о каждом из перечисленных видов мышления.

Критическое мышление в детском саду

И так, критическое мышление представляет собой систему рассуждений ребенка, анализирующую ситуацию, действия или предметы. Именно этот вид мыслительной способности помогает ребенку делать выводы, давать свои оценки происходящему, применять полученные результаты к возникающим ситуациям и проблемам.

Развивать критическое мышление у дошкольника следует по определенной технологии с самого раннего детства. В этом нам, несомненно, помогают сказки, в которых описаны правильные или неправильные ситуации, показана разница между добром и злом. После чтения малышу рассказа, с ним нужно побеседовать, узнать его мнение о сюжете сказки, попросить ответить на вопрос, что в ней было правильным или неправильным.

По мере взросления вашего дошкольника сказки или рассказы должны становится более сложными. При этом воспитанник научится различать реальное от нереального, что тоже присуще сказочным сюжетам.

Помимо слухового восприятия, можно использовать упражнения для зрительной оценки ребенком, то есть использовать наглядно-действенный способ. Картинки вам в помощь! Особенно если речь идет об упражнениях в детском саду. Если они нацелены на разделение правильного или неправильного, то обычно должны комплектоваться попарно.

На одной иллюстрации, например, мальчик вытирает грязные руки об кофту, на другой – моет с мылом, вытирает полотенцем. Какой мальчик сделал правильно и почему? Этот вопрос воспитатель или мама во время занятий по развитию мышления должны задать ребенку. В случае, если малыш не может оценить ситуацию, ему понадобится ваше объяснение.

Карточки с картинками также могут содержать изображения реальных или нереальных животных. В качестве примера могут привести следующий принцип работы: например, трехголовый Змей-Горыныч из русской сказки или Скрудж Макдак из иностранного многосерийного мультфильма. Кто из них настоящий и встречается в реальной жизни? Конечно же, это утенок, хотя в этой самой реальной жизни он не разговаривает, не ездит в автомобиле и не борется с преступной бандой братьев Гафс. Упражнение подойдет для средней группы дошкольников.

В помощь также могут прийти загадки. Они развивают, как критическое, так и образное или логическое мышление детей. Казалось бы, такой простой способ, но сколько от него пользы!? Чтобы использовать эти детские упражнения повсеместно, нужно запастись большим запасом загадок. Поэтому обратите внимание на специальные книги с загадками и разгадками для малышей  здесь http://www.uchmag.ru.

Образное мышление дошкольника

Понятие образного мышления подразумевает некий образ, то есть воспроизведение увиденного, знакомого по приобретенному опыту, услышанного в описании и связанного мышлением ассоциативным образом. Развивать этот вид осознания у малыша довольно просто. Ведь с ранних лет он рисует, лепит из пластилина, вырезает из бумаги, конструирует – в общем использует творческие занятия.

Главное развивать! Помощь опекунов и педагогов в этом вопросе заключается лишь в регулярном обращении внимания ребенка на окружающие предметы, животных, явления – в общем, окружающий мир и все его составляющие. А потом после прогулки или просмотренного мультфильма малышу можно предложить вылепить их героев из пластилина или нарисовать в альбоме.

Для развития образного мышления можно предложить следующее задание: нарисуйте на бумаге круг и горизонтальную линию от него вниз. Спросите воспитанника, с чем он ассоциирует этот рисунок. Самое первое, что возможно придет ему в голову – это воздушный шарик. Но не обязательно. Воображение малыша может воспринять иллюстрацию по-своему. Работая с двумя или несколькими детьми можно организовать настоящую игру-конкурс, где победителем станет тот, кто больше назовет ассоциаций.

В более старшем возрасте дошкольнику можно предложить дорисовать картинку. Например, нарисовать круг или квадрат или цветочек наполовину. Недостающую часть ребенок должен отобразить самостоятельно. Готовые методические пособия нередко содержат другое упражнение, где с одной стороны нарисован на половину предмет, а с другой недостающие его части. Причем в них обязательно должен быть «кусочек», не подходящий к изображению. И цель юного ученика найти эту лишнюю часть, а также подходящие детали мозаики.

Логическое мышление для малышей

Этот вид мышления необходим ребенку не только, как подготовительный к школе, то есть для поступления в первый класс, но и для связывания между собой предметов, живых существ с их запахом, вкусом, звуком, тактильными ощущениями. Упражнения для дошкольников младшего возраста содержат вопросы: кто мяукает – кот, почему трава мокрая – дождик прошел или роса утренняя.

В играх для развития логического мышления ребенку нужно задавать конкретные вопросы с конкретными условиями, требующие определенных ответов. Например: нам нужно пойти в магазин, но на улице пошел дождь – что делать? Мы едим купаться в речке – что нужно взять с собой? Мама готовит пирог – какие продукты ей нужны?

Дети старшего возраста – 5-6 лет в упражнениях на логическое мышление уже должны иметь понятие о цифрах – больше\ меньше; о предметах – выше\ ниже, больше\меньше и так далее.

Нередко воспитатели используют логические ряды с изображенными предметами. Например: кастрюля, тарелка, кружка, сапоги – что лишнее? Ручка, тетрадка, книжка, кукла – что лишнее? Кошка, медведь, попугай, стул – что лишнее? Такие логические ряды могут содержать не только предметы, но и цвета, слова, которые начинаются на одну и ту же букву, четные или нечетные цифры и другое. Сложность задания зависит, как вы сами понимаете, от возраста ребят.

Дети очень любят играть в лото. И это на самом деле интересно – сложить фишки в правильном порядке и при этом иметь возможность выиграть. Это ли не стимуляция к обучению! Вот например, игра «В мире животных». В ней малыш не просто проявляет свои логические способности, он учит животных, развивает внимательность и зрительную память. А играть в нее можно уже с 2-х лет.  Лото может помочь дошкольнику выучить профессии взрослых или озадачить игрой в магазин. Каждая из этих игр по-своему полезна и интересна!

В качестве заключения

Несомненно, в развитии мышления ребенка огромную роль играет его речь. И если поначалу дошкольник просто пытается выполнить неизвестное действие для получения того или иного результат, то с возрастом он начинаем проговаривать цели и задачи вслух. А сможет ли он сформулировать их правильно, будет зависеть только от вас и ваших упражнений на развитие речи.

Больше общайтесь с малышом, предлагайте ему и самому рассказывать вам о своих впечатлениях, мыслях и фантазиях. Поверьте, что очень интересно слушать истины устами младенца! Тем более, что подобные упражнения требуются образовательной программой по ФГОС.

Конечно же, мышление ребенка во многом зависит от окружающей его обстановки. Но технологии и принципы, которые вы будете применять в упражнениях, поверьте, сыграют немаловажную роль. Правильно подобранные игры, задания и упражнения смогут не просто подготовить дошкольника к обучению, они помогут ему во всем – разовьют память, ассоциативные способности, воображение, логику, способность к запоминанию и внимательности – в общем всему, что пригодится ему в последующей жизни.

Надеюсь, что мои советы вам поспособствуют в развитие мышления для детей младшей, средней и старшей групп детского сада! До новых встреч. С вами была Татьяна Сухих и не забывайте подписываться на обновления блога и приводить друзей. Пока, пока!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Методика развития связной речи — преодолеваем преграды

Всем привет, и с вами снова Татьяна Сухих, помогаю вам...

6 комментариев

Развитие связной речи у младших дошкольников: постигаем азы родного языка

Добрый день или ночь, дорогие читатели моего педагогического блога! Вас...

2 комментария

Развитие связной речи у детей среднего возраста: продолжаем трудиться

Приветствую всем моих друзей и случайных читателей блога! Сухих Татьяна...

2 комментария

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 4
  • Татьяна
    06.03.2017 в 17:34

    Спасибо за познавательную статью.

    • Татьяна
      07.03.2017 в 20:36

      Пожалуйста, обращайтесь если возникнут вопросы :p

  • Александр
    06.03.2017 в 07:42

    Мыслить деткам нужно точно, никогда-то там — а очно. Чем быстрее так случится, тем им легче в мир наш влиться.

  • Елена
    05.03.2017 в 15:35

    а если ребенок просто выучил правильные ответы, это же не значит, что он развивает мышление?

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика
.