Вы знаете, что я очень люблю рассматривать разные направления учебной, воспитательной, развивающей деятельности в детском саду. Мне очень интересно сравнивать, как это устроено в нашем детском саду и есть ли вообще у нас такие новинки, и ваш опыт работы. Роль сенсорной комнаты в развитии дошкольников просто неоценима, но, к сожалению, пока мало где в ДОУ оборудована такая комната. У нас также в классическом понимании подобной комнаты нет, имеются лишь отдельные элементы предметной среды. А как у вас с этим обстоит дело?
Содержание статьи:
Что такое сенсорная комната?
Сенсорная комната — это окружающая среда, организованная таким образом, чтобы в нее входили различные стимуляторы, так или иначе воздействующие на органы зрения,обоняния, осязания, слуха и вестибулярные рецепторы.
Наличие в такой комнате разнообразных элементов обеспечивает ощущение безопасности, умиротворённости и комфорта. К подобным элементам относится особая цветовая гамма, мягкий приглушенный цвет, спокойная музыка и благоуханные ароматы. Помимо получения приятных ощущений такая комната также называется лечебной, и в ней проводятся сеансы лечебно-профилактической терапии.
Очень широкое распространение сенсорные комнаты получили в лечении детей с различными отклонениями в развитии. Но об этом подговорим немного позже, а сейчас давайте рассмотрим преимущества данной методики в целом:
- улучшается эмоциональное восприятие мира;
- ребенок становится менее беспокойным и агрессивным;
- снижается уровень возбуждения и тревожности;
- приходит в норму сон;
- лучше происходит процесс восстановления после болезни;
- улучшение показателей в работе мозга.
В создаваемых условиях удается отлично бороться с детскими страхами, с разного рода неврозами и плохим поведением. Помещение может использоваться для всей группы в качестве профилактического средства, так и в лечебных целях для отдельных детей. Как правило, длительность сеанса составляет от 20 минут до получаса, но если воспитанник легко возбудим или находится в уже возбужденном состоянии, то время следует сократить, несмотря на то, что именно этот сеанс и призван снять возбуждение.
Результат сеанса — это состояние отдыха и покоя. Кстати, подобные комнаты есть и для взрослых. Особенно рекомендованы для тех профессий, которые связаны с работой с людьми. Особенно это касается учителей, воспитателей, педагогов, докторов и всех, кто после рабочего дня чувствует усталость и нервозность.
Для более близкого знакомства с методикой рекомендую несколько вебинаров:
- «Сенсорная комната как средство абилитация и реабилитация детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования:Спешите дарить детям волшебство» и с пополнением личного счета;
- «Особенности работы педагога-психолога в сенсорной комнате с детьми, имеющими нарушения в развитии»;
- «Игровые и коррекционно-развивающие занятия в сенсорной комнате».
Среда и методики работы
В сенсорной комнате предусмотрено пять видов сред, в которые окунается ребенок:
1. Зрительная
Зрительная среда предназначена для снятия нервного и мышечного напряжения. Это основной метод воздействия на человека, поскольку около 90% информации мы получаем именно благодаря зрению. Для воздействия на зрение используется свето- и цветотерапия. Так, светотерапия особенно эффективна в осенне-зимнее время года, когда людям не хватает света и от этого наступает депрессия. Светотерапия призвана улучшить иммунное состояние человека, нормализовать уровень гормонов, а также она ответственна за передачу информации в организме между клетками, тканями и органами.
В цветотерапии используется закон влияния цвета на наше настроение, например, синий и зеленый цвета успокаивают, снимают напряжение. Вы же помните, что в каждом детском саду и в школе раньше стены были окрашены именно в эти цвета. И это не случайно. Возможно, и сейчас где-то применяют эту методику. И так у каждого цвета стоит своя задача.
2. Тактильная
Тактильная среда дает возможность получить новые ощущения и способствует развитию тактильной чувствительности. Благодаря ей ребенок учится не путать свойства предметов и тренирует зрительно-моторную координацию.
3. Мягкая
Мягкая среда предназначена для создания ощущения уютного и комфортного пространства. В ней чувствуется безопасность. Идеально подходит для выполнения задачи релаксации.
4. Звуковая
Звуковая среда предусматривает спокойную музыку, которая часто объединена со световыми эффектами. Это совместное влияние придает расслабление и чувство покоя. Осуществляется стимуляция зрительных и слуховых рецепторов, появляется исследовательский интерес.
5. Воздушная
Воздушная среда, или ароматерапия, воздействует запахами, преимущественно это влияние запахов природы и натуральных эфирных масел на организм человека в соответствии с имеющимися болезненными состояниями или отклонениями в развитии. Каждый аромат имеет свое влияние на органы или системы человека.
Если хотите узнать больше по теме, то для самообразования рекомендую курс повышения квалификации «Работа педагога-психолога в условиях сенсорной комнаты» объемом 72 часа и такой же курс здесь по более привлекательной стоимости.
Элементы сенсорной комнаты для развития восприятия
В сенсорной комнате используется ряд приспособлений, которые оказывают неоценимую помощь в познании окружающего мира в раннем детстве. Они актуальны как в познавательном аспекте, так и в целях реабилитации:
- Световой стол предназначен для развития воображения, способствует созданию хорошего настроения, снимает психическое и эмоциональное напряжение, настраивает на развитие сенсорной моторики, развивает и левое, и правое полушарии мозга. С помощью данного элемента можно рисовать разными способами: обеими руками, ладонью, кулаком и т.д.
- Тактильная среда представлена чаще всего сухим бассейном. Он используется с целью развития тактильной чувствительности и вестибулярного аппарата. Дети получают положительные эмоции, укрепляют опорно-двигательный аппарат, а к тому же дополнительно получается эффект закаливания. С одной стороны, происходит лечебно-профилактическое занятие, а с другой — всего лишь забавная игра для детей. Таким упражнения, как ныряние, велосипед, перекаты способствуют снятию мышечного тонуса.
- Очень интересный элемент, которым можно оснастить сенсорную комнату — это сухой душ, который также отвечает за тактильное восприятие и тренировку координации движений. Потоки разного цвета помогают учиться правильно ощущать себя в окружающем пространстве.
- Пузырьковые колонны с рыбками заряжают положительным настроением, развивают навыки коммуникации, стимулируют зрительные и тактильные рецепторы, помогают закрепить понятие цвета, оказывают расслабляющее действие.
- На стену можно повесить зеркало с подсветкой ультрафиолетом. Оно призвано снять стресс, настроить на позитивный лад. Также помогает в формировании коммуникативных навыков и развитии эмоционально-волевой сферы. С помощью такого зеркала можно проводить много игр на тренировку личностной готовности к обучению в школе.
- Фибероптические нити — направлены на снятие стрессового состояния, развивают моторику и тактильные ощущения. Воспитанники могут переплетать нити разными способами, заплетать косы. При этом даже происходит улучшение зрения.
- Фонтан со светящимся шаром предназначен для снятия психоэмоциональной нагрузки, способствует развитию слухового и зрительного восприятия, улучшает настроение.
Также рекомендую в качестве руководства использовать это пособие — «Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия» и оно же здесь.
Роль сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ
Как и обещала выше, напишу немного о том, чем помогает сенсорная комната в работе с детьми с ОВЗ. В принципе, она и была запланирована изначально для детей с отклонениями в развитии. И придумали их в 1970 году в Нидерландах врачи, которые работали в реабилитационных центрах с детками с ДЦП или с психоневрологическими расстройствами. Несмотря на то, что оборудование таких комнат тогда было примитивно, они давали положительный результат.
Итак, использование сенсорных комнат помогает решению следующих задач в процессе коррекционной-развивающих занятий:
- профилактика нагрузок в психофизической и эмоциональной сферах;
- создание хорошего настроения;
- выработка восприятия цвета, звука, ритма собственных движений;
- снижение уровня тревожности, переключение негативной энергии в нужное русло;
- формирование правильной самооценки, работа со своими страхами и агрессией;
- развитие памяти и речи, умения фантазировать и нестандартно мыслить.
В завершение статьи хочу порекомендовать еще несколько пособий:
- «Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детско-родительскими парами. Комплексы игровых упражнений и действий» и программа для установки через Интернет;
- «Сенсорная комната в дошкольном учреждении. Рекомендации»;
- «Социальная психология» в электронном виде — для педагогов и умных студентов.
Вообще данная тема очень многогранна, сенсорные комнаты могут быть самые разнообразные. Сегодня я привела пример лишь одного варианта оснащения, а на самом деле простор для фантазии просто безграничен. Буду очень рада, если мои рекомендации вам помогут. Понравилась статья? Обязательно оцените ее внизу и поделитесь с друзьями в соцсетях!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!