Правильное произношение — это большая радость и красивая речь, но, к сожалению, многим детям нужна регулярная артикуляционная гимнастика, чтобы правильно произносить отдельные звуки и слова. В ряде случаев артикуляционные занятия нужны и взрослым. Сегодня разберем это понятие, его цели, а также рассмотрим основные рекомендации по организации и проведению гимнастики для детей.
Содержание статьи:
Пособия для углубления в тематику
Хочу вас обрадовать — с этой темой мы будем знакомиться поэтапно, поэтому в ближайшее время я подготовлю несколько статей, в том числе «Артикуляционная гимнастика для детей», «Картотека артикуляционной гимнастики» и «Артикуляционная гимнастика в картинках».
Если вы решили выбрать эту тему для самообразования, либо она вам просто интересна для общего развития, тогда рекомендую изучить следующие пособия:
- Нищева Н.В. «Веселая дыхательная гимнастика. ФГОС» и «Веселая артикуляционная гимнастика 2»;
- Коноваленко В.В.«Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»;
- Краузе Е.Н. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие».
Кроме того, очень полезно и для получения новых знаний, и для сбора «корочек» к аттестации будет принять участие в офлайн-вебинаре «Нетрадиционные методы коррекции речи на логопедических занятиях: система Су-Джок, звукотерапия, артикуляционная и дыхательная гимнастика» (объем 2 ч.).
Хочу отметить, что данная тема косвенно упоминалась и ранее в моем блоге. Если вам интересно, то советую пройти по ссылкам ниже и ознакомиться с информацией:
- «Красивая и грамотная речь — залог успеха»;
- «Логопедические занятия с детьми»;
- «Логопедические занятия для детей 4-5 лет».
Артикуляционные движения
Образование звуков речи происходит путем целого комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Возможность выполнять ту или иную кинему позволяет получить те речевые звуки, которые ранее получались ввиду ее отсутствия. У нас получается правильно произносить различные звуки, как отдельно друг от друга, так и в речевом потоке, что возможно с помощью хорошей и слаженной работы органов артикуляционного аппарата. В связи с этим можно сделать вывод, что произношение звуков речи представляет собой достаточно сложный двигательный навык.
Начиная с нескольких месяцев от рождения ребенок выполняет множество различных артикуляционно-мимических движений при помощи губ, языка, верхней и нижней челюсти, а в результате получается детский лепет, произносятся какие-то звуки вразброс. Это первая ступень в развитии детской речи, которая очень важна в качестве гимнастики речевых органов в естественной среде. Далее с возрастом у ребенка развивается точность, сила и дифференцированность этих движений.
Для того, чтобы артикуляция отличалась четкостью, необходимо, чтобы органы речи были сильные, упругие и подвижные органы речи. Немаловажную роль в этом вопросе играет работа жевательных, глотательных и мимических мышц. Кроме того, в образовании голоса участвуют органы дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, мышцы между ребрами). Ввиду этого, необходимо отметить, что комплекс гимнастических упражнений для ребенка будет затрагивать органы и мышцы лица, рта, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика — это база для образования речевых звуков-фонем, а также коррекция всевозможных нарушений разной природы развития. В рабочий комплекс входят упражнения для того, чтобы тренировать двигательную активность органов артикуляционного аппарата, чтобы выработать правильное положение губ, языка, неба для произношения того или иного звука.
Подобная гимнастика может проводиться как в детскому саду, так и самостоятельно родителями. Если родители хотят углубиться в тематику, чтобы самостоятельно тренировать деток, то я рекомендую помимо описанных выше пособий, обратить внимание на следующие:
- Воронина Л.П., Червякова Н.А. «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа»;
- Крупенчук О., Воробьева Т. «Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика».
Артикуляционная гимнастика: цель и рекомендации
Цель артикуляционных упражнений сводится к тому, чтобы научиться правильно выполнять движения и правильно располагать органы артикуляционного аппарата, которые участвуют в произношении звуков.
Несмотря на то, что многие логопеды начинают работать с детьми только с возраста от 4 лет или 5 лет, родители могут заниматься прорабатыванием звуков в домашних условиях, начиная с возраста 2 года. В саду также есть специальные логопедические группы. Но если таких групп нет, то воспитатели также включают в занятия на развитие речи упражнения для тренировки сложных звуков, в том числе обязательно выполняют упражнения для звука «р», часто в стихах. Средняя и старшая группы — это лучшее время для корректировки неправильных звуков.
При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать такие рекомендации:
- Гимнастику лучше проводить ежедневно, выделяя на каждое упражнение 3-5 минут и повторяя его 3 раза в день. Максимальное количество упражнений за один раз — не более трех.
- Упражнения, в которых нужно удерживать позу в одном положении длятся 10-15 секунд.
- Начинать необходимо с простых упражнений и постепенно переходить на более сложные.
- Важно соблюдать игровую форму выполнения упражнений.
- Если нужно вводить новые упражнения, то делать это следует по одному, т.е. из трех только одно должно быть новым, остальные — повторяются. Новое вводится только тогда, когда хорошо отработаны и получаются старые.
- Гимнастика выполняется в положении сидя, спину нужно держать прямо, тело расслабить.
- В идеале ребенок и взрослый должны сидеть перед большим зеркалом, которое стоит у стены или висит на ней.
- Начинать гимнастику нужно с тренировки губ.
Советы по организации проведения занятий
С чего следует приступить при выполнении упражнений? В идеале взрослый (педагог, логопед, родитель) должен рассказать для чего затевается вся эта эпопея, объяснить, что они будут делать вместе с ребенком, и для чего это нужно. Можно бесплатно скачать видео и посмотреть, как проводят подобные занятия специалисты.
Далее взрослый знакомит ребенка с первым упражнением с помощью игровых приемов, показывает это упражнение и просит повторить, осуществляя контроль. При этом под контролем подразумевается проверка плавности и точности выполнения движений, соблюдение правильного темпа, правильности перехода от одного движения к другому, симметричности выполнения справа и слева.
Если ребенок не может правильно выполнять какое-либо движение, то допускается помощь со сторону взрослого с использованием чайной ложки или чистого пальца. Если ваш подопечный не хочет выполнять како-то движение, то можно применить творческий подход, намазав губы или язык шоколадом, вареньем, сгущенным молоком.
Таким образом, родители самостоятельно или под контролем логопедов смогут поставить детям необходимые звуки. В следующих статьях из этого цикла вы узнаете еще больше об артикуляционной гимнастике. Оставайтесь на связи!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Как у Вас тут мило и уютно, не могла не сказать. Спасибо за методики по дыхательной гимнастике. Артикуляционные упражнения тоже пригодятся
Я считаю, что бы у ребёнка в дальнейшем не развивались проблемы с речью, просто необходимо, много с ним разговаривать, и благодаря этому ребёнок смотрит как родитель разговаривает, какие слова как, произносит, какие движения языком выполняет, и уже в мозгу откладывается как, и что, нужно делать.
Разговаривать много и интенсивно с ребёнком оно то правильно. Но бывают случаи в жизни, когда этого недостаточно. Именно в таких ситуациях и нужно применять различные упражнения и обращаться к специалистам.
Сколько же всего должны знать, уметь и применять в своей работе воспитатели, чтобы детки развивались гармонично и всесторонне!
Как и Олег, ожидала увидеть упражнения. Но вижу, что запланирована целая серия статей на эту тему, и упражнения будут позже.
Танечка, очень познавательно. Вы, правы, не только детям, но и взрослым будет полезно делать такую гимнастику!
Мне казалось, что под названием статьи скрыт обычный комплекс упражнений для развития и укрепления речевого аппарата. Но оказывается не всё так просто. Чтобы устранить дефекты речи нужно выучить хотя бы азы целоё сложной науки.