В ДОУ мы много внимания уделяем речевому развитию деток. Ведь речь – основа для обучения и воспитания. Давайте рассмотрим, какие есть этапы развития речи у малышей с самого раннего возраста до окончания детсада. Уверена, многие моменты вас удивят. С вами снова Татьяна Сухих, и сегодня снова нескучная статья.
Содержание статьи:
Пара полезных книжек для развития речи
Зачем знать об этапах речевого развития? Если наметятся какие-то отклонения, крайне важно их вовремя корректировать. От того, как ребенок разговаривает и понимает сказанное, зависит, в какую он пойдет школу – обычную или для деток с проблемами речи. А это очень влияет на его будущее. Поэтому в ДОУ делаем по максимуму, чтобы скорректировать речь в правильную сторону.
Родителям, коррекционным воспитателям и логопедам будет полезна такая литература:
- Начнем с диагностики. Пособие «Развитие речи: конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста» касается деток 5-6 лет». Для дефектологов ДОУ, выпущено в виде CD-диска.
- Дальше пойдут конспекты занятий. Начнем с малышей. Пособие «Развитие речи детей 2-3 лет: планирование, конспекты занятий» будет полезно коррекционным педагогам и логопедам.
- В пособии по развитию речи для старших дошкольников расписаны занятия: как расширить словарный запас, развить звукопроизношение и т.д.
- Еще одна книжка для детей 5-7 лет, но имеющих общее речевое недоразвитие. Называется «Программа развития связной речи детей».
- Пособие для логопеда под названием «Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап». Рассчитано на деток, имеющих дополнительные проблемы (задержку развития психики или проблемы с опорно-двигательным аппаратом).
- Интересная книжка «Игры и упражнения для развития речи на I этапе коррекционного обучения детей с ОНР». По отзывам, составители собрали разнообразный и полезный материал.
Речь ребенка начинает вырабатываться задолго до того, как он произносит первые звуки. Самое стремительное развитие – с конца 1-го года до 3-х лет. Но обо всем по порядку.
Основные этапы развития речи в первые 3 года жизни
Медики говорят, что совсем маленькие детки разговаривают на языке младенцев. И делают это одинаково во всем мире. Я не шучу. Первые «слова» языка младенцев – это телодвижения, выражения лица и плач. Так кроха сообщает о своих эмоциях и потребностях.
До 3-х лет каждый ребенок проделает колоссальную работу. Первые настоящие слова дети произнесут в разном возрасте. Но есть определенные этапы, которые у всех проходят в одной последовательности. И на отклонения, странности стоит обращать внимание. И не успокаивать себя тем, что «у соседки заговорил после 3-х, а теперь все хорошо». Да, заговорит каждый. Но как – это другой вопрос.
Итак, возрастные этапы становления речи у малышей:
- 2-3 месяца. Слышит голос, реагирует на звук, сам пытается выдавать первые звуки. Начинается гуление (произносит гласные, иногда вместе с «г»);
- 6 месяцев. Издает звуки и произносит слоги, начинает откликаться на имя;
- 7-9 мес. Лепет, иногда настойчивый («ма-ма-ма-ма» и т.д.);
- 9 месяцев. Понимает простые слова («дай», «нет»), использует много звуков и интонаций;
- 12-18 мес. Многие детки осознанно произносят слова («мама», «баба», «кака») и понимают простые обращения («Дай, пожалуйста, игрушку»);
- 18 мес. Произносит много простых слов и пытается повторять последние слоги сложных. Например, говорит «бака» вместо «собака». Это нормально;
- 24 мес. Связывает по 2-3 слова в простые предложения («Идем туда», «Мама, дай»). Развивается понимание абстрактного: ребенок понимает, что словами могут называться не только предметы, но и понятия;
- 36 мес. Значительный прогресс словарного запаса. Развивается воображение, благодаря которому малыш может говорить об абстрактных вещах («сейчас, потом»), ориентироваться в пространстве («тут, возле»), выражать эмоции.
Раньше в статье «Нарушение речи у детей» я приводила таблицу, как определить нарушения речи с первых месяцев жизни. Взгляните, очень занимательно. Кстати, когда маленький ребенок произносит несколько слов, понимает он в 10 раз больше. Говорит 2-3 слова? Может понять 20-30. Одни делают это в год, другие позже.
Что происходит после 3-х лет
Ребенок идет в детсад. К этому моменту он знает 250-700 слов – колоссальная цифра, правда? Детсадовец строит предложения из 5-8 слов, выполняет задания («надень это на шею»). А еще знает свое имя, понимает короткие рассказики и сказки.
Дальше речь развивается стремительно (хотя в обыденности мы этого не замечаем). Например:
- 4 года. Ребенок употребляет 1500-2000 слов (больше, чем некоторые из нас знают из английского). Использует предлоги и союзы, начинает правильно произносить шипящие звуки.
- 5 лет. Словарный запас 2500-3000 слов. Исчезают из слов перестановки слогов. В предложениях употребляются все части речи.
- 7 лет. Ребенок дошкольного возраста употребляет до 3500 слов, из них много образных. И даже устойчивые выражения употребляет («без задних ног», «в поте лица» – иногда очень смешно слышать).
К подготовительной группе ДОУ у дошкольника развивается память, внимание и логическое мышление. Он может сам, связной речью объяснить значение какого-либо понятия («зима – это когда холодно и рано темнеет»). Ребенок имеет предпосылки для успешного школьного обучения.
Таблица речевого развития для педагогов ДОУ
Воспитателям приходится оценивать более сложные речевые показатели. Их характеристики приведены в [urlspan]таблице[/urlspan]. Табличка речевого онтогенеза (развития) составлена по труду известного лингвиста А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи». Таблицу активно используют для оценивания навыков деток в ДОУ.
В этой статье (внизу) приведена табличка «Показатели речевого развития». Это тоже по Гвоздеву, только чуть в видоизмененной и более понятной форме. Позволю себе не повторять ее тут, но обязательно загляните. Там идет разбивка по годам и расписано, что ребенок должен уметь из фонетики, грамматики, лексики и связной речи. Можно вообще распечатать и на стенку повесить.
И еще несколько слов. Развитие речи – признак становления психики ребенка. В первые годы жизни мозг развивается очень интенсивно. Функции нервной системы нужно тренировать, иначе может возникнуть (и остаться) задержка. Самое критическое время – первые три года. В это время не уделили должного внимания речи? Значит, дальше понадобится очень много усилий, чтобы догнать.
Ребенок хорошо воспринимает родную речь и овладевает ею, если у него натренирован артикуляционный аппарат. Например, как тренировать, я писала в статьях «Картотека артикуляционной гимнастики» и «Артикуляционная гимнастика для детей». Ребенок усваивает речь, если слыша ее слова, повторяет.
Правило действует не только в детсаду, но и во взрослом возрасте. Например, чтобы хорошо сделать доклад на конференции, надо потренироваться его произносить. Чтобы правильно воспринимать и повторять речь, надо хорошо ее воспринимать на слух. Эти взаимосвязи очень интересны. Проведу аналогии: чтобы усваивалась письменная речь, должны быть отработаны движения глаз и рук.
До скорой встречи в статьях о развитии речи!
Речевое развитие – одна из моих любимых тем. Иногда приходится останавливать себя, чтобы не написать 80 страниц. Сделаю вывод сегодняшней статьи: чем лучше у ребенка развиты все виды речи, тем лучше он будет воспринимать информацию при обучении. А виды речи – это разговорная, монологическая, диалогическая, внутренняя, пассивная и т.д.
Поэтому что делаем? Не ленимся и целенаправленно болтаем! С целью и расстановкой. Конечно, и дети-молчуны тоже могут хорошо учиться. У многих молчаливых стесняшек главные диалоги идут внутри. Кстати, я должна была попрощаться с вами еще 4 абзаца назад, но не смогла остановиться. Кто дочитал до конца – спасибо! Буду благодарна, если поделитесь статьей. И до скорой встречи!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!