Доброго всем дня и отличного настроения! С вами снова Сухих Татьяна и сегодня побеседуем о детках, имеющих проблемы с речью. Тема актуальная чрезвычайно, а поскольку почти уж лето, пора отпусков, то почему бы по дороге к морю и непосредственно на пляже не просто лежать пластом, а позаниматься с детками? Возьмите с собой специальные карточки, а чтобы не превратить отдых в нудную учебу, поиграйте в эмоции, например, совместив логопедические занятия для детей 4-5 лет и игру.
Вот как вы думаете, почему у нас так много детей-логопатов? 20 лет назад таких малышей, у которых наблюдается патология звукопроизношения и фонематического восприятия, были единицы. Но с каждым годом почти у каждого второго дошкольника есть проблемы с речью разной степени сложности.
Я считаю, что эта проблема связана, в первую очередь, с всеобщей глобализацией. Родители настолько заняты собой и своей работой, что полностью утратили осознание своей роли в формировании личности ребенка. Что мы делаем для детей дома?
Не читаем на ночь, заменив свой голос звуками из телевизора, почти не общаемся, дав им в руки планшет… Во что это все выльется через 20 лет, подумать страшно, честно.
Что же делать? Бороться сообща: мы, педагоги, логопеды и родители, каждый вносит свою лепту. И пусть нам платят заработную плату, а родителям за их родительский труд не платят, но именно вы, мамы и папы, несете ответственность за судьбу ребенка. Именно вам он предъявит претензии во взрослом возрасте, когда поймет, что ему в детстве не уделяли достаточного внимания…
Содержание статьи:
Книги – наше спасение в море житейских невзгод
Как обычно, позвольте рекомендовать вам, дорогие друзья, самую свежую подборку тематической литературы с логопедическим уклоном из магазина [urlspan]«OZON.RU»[/urlspan].
Если вы решили заниматься с ребенком, скажем, 5 лет дома, вам не обойтись без [urlspan]«Шпаргалок для мамы»[/urlspan] – это набор обучающих карточек, как раз пригодится на море или во время отдыха на даче. Здесь вы найдете рекомендации логопедов, примеры дыхательной гимнастики, самомассажа, динамических и статических упражнений. Отличная вещь!
Затем стоит обратить внимание на книгу профессионального логопеда с тридцатилетним стажем [urlspan]Жуковой Н.С. «Уроки логопеда. Исправление нарушений речи»[/urlspan]. Пособие написано настолько понятно и ясно, что подойдет не только профессионалам, но и родителям. Как утверждает аннотация, данная книга поможет решить речевые проблемы детей 5-6 лет кардинально, научно, обстоятельно и навсегда!
Логопедические занятия не могут быть полноценными без специальных стихов, чистоговорок. Рекомендую сборник [urlspan]«Стихи для развития речи»[/urlspan], который подойдет для детей 4-5 лет, да в принципе до 7 лет точно. Даже если у вашего чада речь идеальная, стихи пригодятся для общего развития. Детская поэзия тренирует память, развивает чувство ритма, слух. Прекрасный сборник.
О взаимосвязи развитости пальчиков и речи деток всем известно. Поэтому, тренируя моторику мелкую ручек, вы поможете малышу исправить «фефекты фикции». В этом вам поможет сборник [urlspan]«Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»[/urlspan].
Интересные методы тренировки ловкости пальчиков с помощью неожиданных предметов помогут вашим деткам стать умней, сообразительней и уравновешенней. Книга подойдет для занятий с детьми 5-7 лет, хотя и совсем маленьким тоже будет полезно потренировать свои крохотные пальчики.
Так, а для тематических уголков в детских учреждениях есть отличный материал – [urlspan]«Логопед советует»[/urlspan]. Это листовое издание разработано специально для оформления стендов. Тексты лаконичные, иллюстрации – красивые и яркие, это то, что нужно для ДОУ.
Как научить правильно говорить маленьких лопотунов?
Нет слов, как стараются наши логопеды, работая с вашими детками, обучая их правильному произношению звуков. Но и дома обязательно нужно закреплять полученные навыки, иначе процесс будет стоять на месте.
Не нужно думать, что логопедические упражнения – это просто скучный урок, натаскивание детей на правильность речи. На самом деле, у нас дети 3-5 лет занимаются с удовольствием, ведь это весело. Когда ребенок делает артикуляционную гимнастику – веселью нет предела, можно же «законно» показывать язык, кому и сколько угодно! А дыхательная гимнастика?
Это же настоящие азартные забавы: нужно сдуть невидимую снежинку с носа, или накормить животных, либо забить мяч в ворота противника… Звучит загадочно? Сейчас поясню.
Например, кормить животных просто – мы, например, с воспитанниками нашли изображения животных, прорезали им отверстие на месте рта, сделали из бумаги еду и кормим! Смысл в том, чтобы вдуть «еду» в пасть животного – развиваем легкие, улучшаем речь. Забить гол – это значить задуть ватный шарик в «ворота» или в любую цель.
Дышим правильно!
То, что многие взрослые дышат неправильно, это факт. Как ни странно, не все знают, что дышать нужно животом. Вот и детки тоже имеют слабое дыхание, что приводит к дефектам дикции.
Вы, наверно, замечали, есть дети 4-5-летнего возраста, которые тихо-тихо разговаривают, слабо-слабо, вроде умирающего лебедя? Это от того, что у них слабый вдох и выдох. Еще бывает, что малыши заглатывают окончание слов, как бы задыхаются, разговаривая, прямо пыхтят. Это говорит о неумении равномерно распределить выдыхаемый воздух.
Также есть ребятки, которые говорят быстро, взахлеб, аж того гляди, задохнётся дитё. Тоже неправильное дыхание. А есть говоруны, которые громко и сильно начинают слово, в окончание произносят совершенно неслышно. Все эти симптомы неправильного дыхания.
Исправить все можно дыхательной гимнастикой. Ее можно проводить в комплексе с утренней зарядкой. Надеюсь, вы делаете зарядку утром вместе с детками.
Несколько правил для успешного выполнения дыхательных упражнений для вашего ребенка 5 лет и старше:
Помещение нужно обязательно проветрить, чтобы обеспечить доступ кислорода;
Упражнения делать натощак либо через час после еды;
Одежда должна быть удобной;
Во время выполнения упражнений не напрягать шею, руки, грудь.
Главное – научить дышать животом. Посадите ваше чадо на стул, одну руку пусть положит на живот, другую на грудь. Вдох – надуваем живот, выдох – сдуваем. Упражнение называется «Надуй шарик». Следим, чтобы лишь нижняя часть грудной клетки расширялась при вдохе. Это и есть правильное дыхание, которое должно войти в привычку.
Для улучшения работы дыхательных органов ребят 5-7 лет существует множество упражнений. Основная суть их в том, чтобы разработать грудную клетку и натренировать сильный направленный выдох.
Это помогут сделать разные игры: пускание мыльных пузырей, свистеть в свистульки, короче – дуть, дуть, дуть. Важно помнить, что когда ребенок дует, то щечки не должны надуваться, они должны быть «худенькими»!
Думаю, придется мне продолжить данную тему, поскольку она чрезвычайно важна для дошкольников 5-6-летнего возраста. Надеюсь, вы, друзья, тоже поделитесь своими мыслями о том, как можно улучшить речь ребяток.
Пора прощаться, но до скорого свидания!
Огромное спасибо тем, кто подписывается на новости и делится ссылками на мои статьи с друзьями.
С уважением, Татьяна Сухих
Спасибо за интересную статью, Татьяна.
Мне как раз этим летом надо будет сыну подкорректировать речь. Меняет буквы местами иногда. И «с» вместо «ш» говорит !
Елена, вам обязательно нужно заниматься с сыном, если сейчас не обращать на это внимание, но в школе будут небольшие проблемы, вернее ребёнок будет писать не правильно. Использовать нужно чистоговорки и скороговорки и проговаривать слова чётко, чтобы ребёнок видел ваш рот, как двигается язык и мог повторить за вами.
Удачи вам и скорейшего правильного говорения
У меня сыну почти 12. Нечисто выговаривает «р». Есть ли шанс все исправить, или уже поздно?
Ирэна, конечно есть шанс, даже взрослые исправляют такие дефекты, главное систематические занятия и упражнения для сонорных звуков (Р, Л, Н, М)
Доброй ночи, Татьяна! Спасибо за нужную и интересную статью! Жаль, что у меня не было раньше этой информации. Младшая дочь долгое время Занималась с логопедом, конечно же платно! Скину ссылку своей сестренке, у нее у сына проблемы со многими звуками! Так глядишь и не понадобится им специалист, сами справятся с проблемами речи!
Мы с младшим сыном тоже немного помучались, долго не разговаривал, лет до 3х всё му да му, думала вообще говорить не будет, но занятия сделали своё дело, заговорил и потом не знали куда от его вопросов спрятаться))) дети разные, соответственно и подход к каждому индивидуальный
Никогда не задумывалась о дыхании и не обращала на это внимание. С сыном все уже и так ясно, а вот с дочерью попробую в дальнейшем применить ваши советы. Главное бы не забыть.
Попробуйте Нина поиграть, это очень забавно
Не всем детям, конечно, нужно ходить к логопеду, а тем, у кого есть проблемы с произношением определенных звуков речи.
Это нужно делать, прежде чем ребенок пойдет в школу. Моя младшая дочка в детском саду посещала логопедическую группу. Были некоторые нарушения незначительные с произношением.
Старшая дочка очень хорошо разговаривала, потому что с ней в детстве мы много говорили, читали ей. Она уже в 1, 5 года знала почти все стихи Агнии Барто.
У внучки тоже не было проблем с речью.
а вот с племянником целый год ходили на занятия к логопеду.
Конечно Ольга, нужно заниматься с детьми с самого рождения, я считаю чем раньше, тем лучше. У меня старший сын тоже в 2 года Чуковского наизусть знал «Телефон», «Айболит» не говоря уже о А.Барто. А младший до сих пор иногда говорит горловым «Р», занимаюсь с ним, но он меня не воспринимает, как учителя, хохочет надо мной, думаю скоро все исправится, тем более отдельно звук «Р» он отлично произносит.
Ведь не всем детям нужно посещать логопеда, правильно? Мне понравилось, что вы упомянули, что родители сейчас редко читают детям. Такой переизбыток информации, что и родители, и дети потеряны
Читать обязательно надо детям — это общение и познание, а так же отличное время провождения