Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
08
Июнь

Логопедические занятия в среднем возрасте детей

Автор: Татьяна Сухих

Доброго всем дня и отличного настроения! С вами снова Сухих Татьяна и сегодня побеседуем о детках, имеющих проблемы с речью. Тема актуальная чрезвычайно, а поскольку почти уж лето, пора отпусков, то почему бы по дороге к морю и непосредственно на пляже не просто лежать пластом, а позаниматься с детками? Возьмите с собой специальные карточки, а чтобы не превратить отдых в нудную учебу, поиграйте в эмоции, например, совместив логопедические занятия для детей 4-5 лет и игру.

Вот как вы думаете, почему у нас так много детей-логопатов? 20 лет назад таких малышей, у которых наблюдается патология звукопроизношения и фонематического восприятия, были единицы. Но с каждым годом почти у каждого второго дошкольника есть проблемы с речью разной степени сложности.

Я считаю, что эта проблема связана, в первую очередь, с всеобщей глобализацией. Родители настолько заняты собой и своей работой, что полностью утратили осознание своей роли в формировании личности ребенка. Что мы делаем для детей дома?

Не читаем на ночь, заменив свой голос звуками из телевизора, почти не общаемся, дав им в руки планшет… Во что это все выльется через 20 лет, подумать страшно, честно.

Что же делать? Бороться сообща: мы, педагоги, логопеды и родители, каждый вносит свою лепту. И пусть нам платят заработную плату, а родителям за их родительский труд не платят, но именно вы, мамы и папы, несете ответственность за судьбу ребенка. Именно вам он предъявит претензии во взрослом возрасте, когда поймет, что ему в детстве не уделяли достаточного внимания…

Книги – наше спасение в море житейских невзгод

Как обычно, позвольте рекомендовать вам, дорогие друзья, самую свежую подборку тематической литературы с логопедическим уклоном из магазина «OZON.RU».

Если вы решили заниматься с ребенком, скажем, 5 лет дома, вам не обойтись без «Шпаргалок для мамы» – это набор обучающих карточек, как раз пригодится на море или во время отдыха на даче. Здесь вы найдете рекомендации логопедов, примеры дыхательной гимнастики, самомассажа, динамических и статических упражнений. Отличная вещь!

Затем стоит обратить внимание на книгу профессионального логопеда с тридцатилетним стажем Жуковой Н.С. «Уроки логопеда. Исправление нарушений речи». Пособие написано настолько понятно и ясно, что подойдет не только профессионалам, но и родителям. Как утверждает аннотация, данная книга поможет решить речевые проблемы детей 5-6 лет кардинально, научно, обстоятельно и навсегда!

Логопедические занятия не могут быть полноценными без специальных стихов, чистоговорок. Рекомендую сборник «Стихи для развития речи», который подойдет для детей 4-5 лет, да в принципе до 7 лет точно. Даже если у вашего чада речь идеальная, стихи пригодятся для общего развития. Детская поэзия тренирует память, развивает чувство ритма, слух. Прекрасный сборник.

О взаимосвязи развитости пальчиков и речи деток всем известно. Поэтому, тренируя моторику мелкую ручек, вы поможете малышу исправить «фефекты фикции». В этом вам поможет сборник «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».

Интересные методы тренировки ловкости пальчиков с помощью неожиданных предметов помогут вашим деткам стать умней, сообразительней и уравновешенней. Книга подойдет для занятий с детьми 5-7 лет, хотя и совсем маленьким тоже будет полезно потренировать свои крохотные пальчики.

Так, а для тематических уголков в детских учреждениях есть отличный материал – «Логопед советует». Это листовое издание разработано специально для оформления стендов. Тексты лаконичные, иллюстрации – красивые и яркие, это то, что нужно для ДОУ.

Как научить правильно говорить маленьких лопотунов?

Нет слов, как стараются наши логопеды, работая с вашими детками, обучая их правильному произношению звуков. Но и дома обязательно нужно закреплять полученные навыки, иначе процесс будет стоять на месте.

Не нужно думать, что логопедические упражнения – это просто скучный урок, натаскивание детей на правильность речи. На самом деле, у нас дети 3-5 лет занимаются с удовольствием, ведь это весело. Когда ребенок делает артикуляционную гимнастику – веселью нет предела, можно же «законно» показывать язык, кому и сколько угодно! А дыхательная гимнастика?

Это же настоящие азартные забавы: нужно сдуть невидимую снежинку с носа, или накормить животных, либо забить мяч в ворота противника… Звучит загадочно? Сейчас поясню.

Например, кормить животных просто – мы, например, с воспитанниками нашли изображения животных, прорезали им отверстие на месте рта, сделали из бумаги еду и кормим! Смысл в том, чтобы вдуть «еду» в пасть животного – развиваем легкие, улучшаем речь. Забить гол – это значить задуть ватный шарик в «ворота» или в любую цель.

Дышим правильно!

То, что многие взрослые дышат неправильно, это факт. Как ни странно, не все знают, что дышать нужно животом. Вот и детки тоже имеют слабое дыхание, что приводит к дефектам дикции.

Вы, наверно, замечали, есть дети 4-5-летнего возраста, которые тихо-тихо разговаривают, слабо-слабо, вроде умирающего лебедя? Это от того, что у них слабый вдох и выдох. Еще бывает, что малыши заглатывают окончание слов, как бы задыхаются, разговаривая, прямо пыхтят. Это говорит о неумении равномерно распределить выдыхаемый воздух.

Также есть ребятки, которые говорят быстро, взахлеб, аж того гляди, задохнётся дитё. Тоже неправильное дыхание. А есть говоруны, которые громко и сильно начинают слово, в окончание произносят совершенно неслышно. Все эти симптомы неправильного дыхания.

Исправить все можно дыхательной гимнастикой. Ее можно проводить в комплексе с утренней зарядкой. Надеюсь, вы делаете зарядку утром вместе с детками.

Несколько правил для успешного выполнения дыхательных упражнений для вашего ребенка 5 лет и старше:

  • Помещение нужно обязательно проветрить, чтобы обеспечить доступ кислорода;

  • Упражнения делать натощак либо через час после еды;

  • Одежда должна быть удобной;

  • Во время выполнения упражнений не напрягать шею, руки, грудь.

Главное – научить дышать животом. Посадите ваше чадо на стул, одну руку пусть положит на живот, другую на грудь. Вдох – надуваем живот, выдох – сдуваем. Упражнение называется «Надуй шарик». Следим, чтобы лишь нижняя часть грудной клетки расширялась при вдохе. Это и есть правильное дыхание, которое должно войти в привычку.

Для улучшения работы дыхательных органов ребят 5-7 лет существует множество упражнений. Основная суть их в том, чтобы разработать грудную клетку и натренировать сильный направленный выдох.

Это помогут сделать разные игры: пускание мыльных пузырей, свистеть в свистульки, короче – дуть, дуть, дуть. Важно помнить, что когда ребенок дует, то щечки не должны надуваться, они должны быть «худенькими»!

Думаю, придется мне продолжить данную тему, поскольку она чрезвычайно важна для дошкольников 5-6-летнего возраста. Надеюсь, вы, друзья, тоже поделитесь своими мыслями о том, как можно улучшить речь ребяток.

Пора прощаться, но до скорого свидания!

Огромное спасибо тем, кто подписывается на новости и делится ссылками на мои статьи с друзьями.

С уважением, Татьяна Сухих

Кстати, рекомендую прочитать:

  1. Логопедические занятия с дошколятами

  2. Способы организации детей на физкультурных занятиях

  3. Музыкальные занятия для детей в ДОУ

  4. Подготовка к занятию!

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 12
  • Elena
    10.06.2016 в 16:42

    Спасибо за интересную статью, Татьяна.

    Мне как раз этим летом надо будет сыну подкорректировать речь. Меняет буквы местами иногда. И «с» вместо «ш» говорит ! :p

    • Татьяна
      13.06.2016 в 12:47

      Елена, вам обязательно нужно заниматься с сыном, если сейчас не обращать на это внимание, но в школе будут небольшие проблемы, вернее ребёнок будет писать не правильно. Использовать нужно чистоговорки и скороговорки и проговаривать слова чётко, чтобы ребёнок видел ваш рот, как двигается язык и мог повторить за вами.

      Удачи вам и скорейшего правильного говорения :p

  • Ирэна
    10.06.2016 в 13:59

    У меня сыну почти 12. Нечисто выговаривает «р». Есть ли шанс все исправить, или уже поздно? 8)

    • Татьяна
      13.06.2016 в 12:42

      Ирэна, конечно есть шанс, даже взрослые исправляют такие дефекты, главное систематические занятия и упражнения для сонорных звуков (Р, Л, Н, М) ;-)

  • Надежда
    10.06.2016 в 02:27

    Доброй ночи, Татьяна! Спасибо за нужную и интересную статью! Жаль, что у меня не было раньше этой информации. Младшая дочь долгое время Занималась с логопедом, конечно же платно! Скину ссылку своей сестренке, у нее у сына проблемы со многими звуками! Так глядишь и не понадобится им специалист, сами справятся с проблемами речи!

    • Татьяна
      13.06.2016 в 12:39

      Мы с младшим сыном тоже немного помучались, долго не разговаривал, лет до 3х всё му да му, думала вообще говорить не будет, но занятия сделали своё дело, заговорил и потом не знали куда от его вопросов спрятаться))) дети разные, соответственно и подход к каждому индивидуальный :p

  • Нина
    09.06.2016 в 15:09

    Никогда не задумывалась о дыхании и не обращала на это внимание. С сыном все уже и так ясно, а вот с дочерью попробую в дальнейшем применить ваши советы. Главное бы не забыть.

    • Татьяна
      13.06.2016 в 12:34

      Попробуйте Нина поиграть, это очень забавно :p

  • Ольга
    08.06.2016 в 23:09

    Не всем детям, конечно, нужно ходить к логопеду, а тем, у кого есть проблемы с произношением определенных звуков речи.

    Это нужно делать, прежде чем ребенок пойдет в школу. Моя младшая дочка в детском саду посещала логопедическую группу. Были некоторые нарушения незначительные с произношением.

    Старшая дочка очень хорошо разговаривала, потому что с ней в детстве мы много говорили, читали ей. Она уже в 1, 5 года знала почти все стихи Агнии Барто.

    У внучки тоже не было проблем с речью.

    а вот с племянником целый год ходили на занятия к логопеду.

    • Татьяна
      13.06.2016 в 12:33

      Конечно Ольга, нужно заниматься с детьми с самого рождения, я считаю чем раньше, тем лучше. У меня старший сын тоже в 2 года Чуковского наизусть знал «Телефон», «Айболит» не говоря уже о А.Барто. А младший до сих пор иногда говорит горловым «Р», занимаюсь с ним, но он меня не воспринимает, как учителя, хохочет надо мной, думаю скоро все исправится, тем более отдельно звук «Р» он отлично произносит. :p

  • Юнона
    08.06.2016 в 21:20

    Ведь не всем детям нужно посещать логопеда, правильно? Мне понравилось, что вы упомянули, что родители сейчас редко читают детям. Такой переизбыток информации, что и родители, и дети потеряны

    • Татьяна
      13.06.2016 в 12:27

      Читать обязательно надо детям — это общение и познание, а так же отличное время провождения :p

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика
.