Сегодня продолжаю серию статей, посвященную артикуляционной гимнастике. Картотека артикуляционной гимнастики — это важная составляющая накопленного опыта не только логопеда, но и любого воспитателя детского сада. Если вы пропустили эти статьи, то обязательно с ними познакомьтесь: «Артикуляционная гимнастика: рекомендации по организации занятий» и «Артикуляционная гимнастика для детей со сладостями».
Содержание статьи:
Библиотека логопеда
Неоспоримая истина заключается в том, что у каждого логопеда должна быть своя библиотека. Это собрание книг, пособий, методичек, без которых невозможна работа настоящего специалиста. Подобные пособия будут полезны воспитателям и родителям, а также всем педагогам, которые проводят занятия для дошкольников. Советую обратить внимание на следующие книги:
- Рыжова Н.В. «Артикуляционная гимнастика для малышей»;
- Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика»;
- Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей»;
- Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста»;
- Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей».
Особое внимание рекомендую уделить дыхательной гимнастике, ведь она поможет не только правильному выговариванию звуков, но и будет способствовать укреплению здоровья в целом. Постановка правильного дыхания — важный момент в обучении правильному произношению, поэтому этот момент не нужно упускать.
Картотека артикуляционной гимнастики
У каждого специалиста должен быть набор карточек, который отображает наиболее распространенные виды работы над артикуляцией. Предлагаю вашему вниманию набор следующих карточек в картинках, которые можно распечатать и заниматься в младшей и в средней группе небольшими пятиминутками. Со временем детки запомнят картинки и необходимые действия, и вам нужно будет только показывать по очереди рисунки,
Это проводится с целями развития артикуляционной моторики, речевого аппарата, расслабления и укрепления мышц языка, развития подвижности и укрепления мышц губ. Рекомендую взять в свою картотеку следующие упражнения:
№1. Клювик. Необходимо сначала широко открыть рот, а затем широко закрыть.
№ 2. Хоботок. Вытянуть губы вперед, продолжая их так держать 10 секунд.
№ 3. Вкуснятина. Улыбаясь, открыть рот и медленно облизать верхнюю губу.
№ 4. Забор. Улыбаясь, обнажить верхние и нижние зубы. Оставить в таком положении на 10 секунд.
№ 5. Воздушный шарик. Поочередно то надувать, то сдувать щеки.
№ 6. Качели. Попеременно тянуть кончик языка то к носу, то к подбородку, по 10 раз в верх и вниз.
№ 7. Ужик. Язык то вытягивается вперед, то возвращается обратно.
№ 8. Считалка. С неподвижной челюстью посчитать языком нижние зубы.
№ 9. Дуновение ветра. Сложить губы трубочкой и подуть на бумажку на столе.
№10. Укол. Кончиком языка при закрытом рте дотронуться то до одной щеки, то до другой.
Подобных упражнений можно найти несколько десятков, постепенно расширяя свою картотеку в старшей и в подготовительной группе. Картинки можно бесплатно скачать в Сети и распечатать на цветном принтере.
Языковая картотека для педагога
Согласно логопедической практике, возраст 2-3 года еще достаточно мал для того, чтобы правильно ставить звуки, в 3-4 года некоторые логопеды уже могут проводить занятия с детками, а вот возраст 4-5 и 5-6 лет идеален для того, чтобы выполнять различные упражнения.
Помимо занятий с наглядными карточками, можно делать звуковые упражнения, чтобы развивать подвижность челюсти, губ, например, мычать, свистеть, произносить все гласные звуки, кроме ё, я, ю. Эти звуки можно произносить долго, например, ииииииии, либо чередовать их ааааууууооо.
Подберите скороговорки, пословицы, поговорки, где много гласных звуков и приходится широко открывать рот.
Вы можете сортировать картотеку в зависимости от того, какие цели вы ставите для занятий, рассортировать ее в зависимости от букв, которые необходимо тренировать, либо в зависимости от видов деятельности.
Ну и завершая статью, хочу напомнить о важности дыхательной гимнастики для детей раннего возраста. Варианты дыхательной гимнастики вы найдете в книге Ворониной Л.П. «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа», а также в новом экземпляре книги 2018 года.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Какая полезная гимнастика!!! Очень интересно и полезно.
Какие забавные занятия, так заниматься дети будут с удовольствием!
Очень интересная статья, я согласна с вами на счёт того что, у логопеда должна быть своя библиотека к которой он может обратиться за помощью в трудных ситуациях например.
Хорошая и, не сомневаюсь, эффективная подборка упражнений. Ассоциативные рисунки с каждым разом станут узнаваемыми для детишек. Это здорово сэкономит время педагога на обьяснения условий выполнения артикуляционных задач. Кстати, взрослым иногда подобная «речевая гимнастика» также окажется полезной. Знаю, что ведущие радио- и теленовостей каждое утро выполняют аналогичные упражнения.