Добрый день, друзья! Знаете ли вы, что, сформировав положительную привычку ежедневно выполнять 10 легких упражнений для мозга ребенка, вы поможете малышу стать более сообразительным, внимательным, активным? Да и нам самим до самой глубокой старости важно сохранить ясность ума, поэтому займемся зарядкой для обоих полушарий вместе с детками!
Содержание статьи:
Какие существуют способы активизировать мозг?
Хочу в сотый раз повторить, что между активностью мозга и ловкостью пальцев существует тесная связь. Исходя из этого, в детском возрасте, особенно – раннем, начинать стимулировать процессы в полушариях нужно с тренировки пальчиков. Об это много написано, а у меня так почти все материалы в той или иной степени посвящены вопросам моторики, сенсорики и т.п. Но упражнения для рук – лишь одна из составляющих комплекса мероприятий для детей.
Основные, по моему мнению, направления работы, связанные с усилением интеллекта:
- Пальчиковая гимнастика;
- Логоритмика;
- Кинезиологические тренировки;
- Самомассаж;
- Нейробика;
- Артикуляционная и дыхательная гимнастика;
- Творческие занятия;
- Дидактические игры и задания;
- Мнемоника;
- ТРИЗ;
- Обучающая деятельность по математике, развитию речи и т.п.
Что касается гимнастики для пальчиков, творческих занятий, дидактических игр, мнемоники, логоритмики (гимнастика под декламацию), ТРИЗ и обучающей деятельности, то об этом я пишу постоянно. Если интересно, ищите статьи. Вам в подспорье даю отличную литературу по усилению работы извилин и памяти ребенка:
- «Развиваем внимание, память и речь» – удобные карточки на скрепке понравятся и воспитателям, и родителям;
- «Развиваем внимание и память. Для детей 5-6 лет» – интересная подборка упражнений, которые помогут занять и обучить детку;
- [urlspan]«Стихи-врушки, которые помогут детям развивать внимание и память»[/urlspan] – отличная идея для семейных вечеров. В стихах намеренно допущена ошибка, нужно найти ее на слух;
- «Развиваем память и мышление. Для детей 4-5 лет» – уникальное пособие, которое сделает из малыша в будущем отличника в школе;
- «Тренируем память и внимание» из серии «365 дней до школы» – пора активной подготовки для будущих первоклашек;
- «Скоростная память» – авторское пособие по мнемонике, адресовано желающим любого возраста улучшить способности к запоминанию.
На закуску «УчМаг» предлагает принять участие в офлайн-вебинаре «Формирование навыков письма: психофизиологические основы (ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ)» – материалы помогут педагогам найти ключ к каждому ребенку в процессе обучения, используя психофизиологические механизмы.
На зарядку, на зарядку, на зарядку – становись!
Сегодня я решила подобрать небольшой комплекс упражнений для деток, который можно выполнять после или вместо зарядки в любое время суток, но лучше – утром.
Помните, что только личным примером можно перевоспитать человека, даже маленького. Так что, становитесь и вместе выполняйте нехитрый комплекс. Будем чередовать упражнения, чтобы было нескучно и максимально эффективно. Все движения, как вы заметите, рассчитаны на одновременное участие обеих рук и ног в отдельных случаях. Именно этот момент является главным условием для развития обоих полушарий мозга.
Размявшись, приступаем:
- Разбудим ушки: отлично бодрит и воздействует на активные точки массаж ушей. Нужно их мять обеими ручками, а также загибать вперед и разгибать.
- Кинезиологическая часть: уши-нос. Одной рукой берем себя за мочку уха, второй – за кончик носа. Чередуем, добиваясь максимальной скорости. То же самое пытаемся делать с хлопком между сменой рук.
- Физкультура: шаг на месте, с перекрестным соприкосновением колена и противоположного локтя.
- Я – красивый: ладошки устанавливаем так у лица, чтобы большие пальцы упирались в подбородок, а остальные пальцы в сомкнутом состоянии находились на щеках. Одновременно обеими ручками с небольшим нажимом гладим щеки от носа к ушам.
- Я – хороший: одна ручка гладит макушку круговыми движениями, а вторая – животик, затем меняем руки.
- Художник: сесть на пол, руками упереться в пол позади себя, оторвать прямые ножки от пола и нарисовать обеими ножками синхронно круг в воздухе.
- Крабик: растопыриваем пальчики «крабиком» твердо и начинаем одновременно двумя ручками массировать голову круговыми движениями.
- Колечки: сначала на одной руке делаем поочередно колечки большим и указательным, большим и средним, потом безымянным и мизинчиком. Затем второй ручкой и одновременно перебираем пальчиками обеих рук.
- Незнайка: пожимаем плечами, как будто чего-то не знаем. То правым плечом, то левым, то одновременно обоими.
- Любимое для деток упражнение: лежа на полу, поднимаем руки и ноги и синхронно трясем ими в воздухе. По команде «Замри» – полностью расслабляемся.
Еще подсказки, чтобы не надоели упражнения
Я знаю, что большинству из вас, дорогие друзья, сложно не то, что зарядку заставить малышей делать, их поднять спозаранку невозможно. Но у дисциплинированных родителей и детки такие же. Если не приучили вовремя ложиться в постель вечером, то логично, что утром вас ждет ежедневная суматоха. Постарайтесь изменить ситуацию, пока ребенок в саду. К школе чрезвычайно важно выработать грамотный режим дня с обязательной утренней зарядкой.
Чтобы не наскучил быстро первый комплекс, даю еще список упражнений для чередования. Как вы сможете заметить, для их выполнения не всегда потребуется участие обеих рук, но это неважно. Как бы там ни было, регулярные занятия обеспечат прекрасное развитие правого и левого полушария мозга. Советую и вам серьезно к ним отнестись. Говорят, что таким образом можно спастись от всепоглощающего склероза (замечали уже за собой?):
- Массаж: ребром то правой, то левой ладони растираем лобик от корней волос до переносицы и обратно.
- Кинезиология: руки в замок, переплетя пальцы. Теперь каждым пальцем по очереди делаем круговые движения, не разжимая замок.
- Физкультура: руки в стороны, закрыли глаза и шагаем по воображаемому бревну.
- Шарик: соединяем пальцы обеих рук шарообразно. Надавливаем пальцами на пальцы, одновременно широко раскрывая рот.
- Для развития творческих способностей: левую ручку кладем на животик, правую – на лобик по центру. Глазки закрыты. Массируем круговым движением лобик, представляя себе голубой шар.
- Обеими ручками одновременно рисуем в воздухе круги, петли, буквы.
- Сидя на полу, сгруппировавшись, перекачиваемся вперед-назад, как мячик.
- Сложное, но эффективное кинезиологическое упражнение: пальцы одной руки показывают знак «окей», а второй – знак «мир». Теперь наоборот и чередуем, набирая скорость.
- Повороты головы: голову поворачиваем вправо, затем медленно ведем подбородок вниз через грудину и влево. Затем обратно.
- Гладим себя: ладошкой ведем мягко от макушки по лицу, по шее на грудь, второй рукой – от макушки до основания шеи.
Что еще добавить?
Знаете, раннее постепенное ослабление памяти и мыслительных процессов в коре головного мозга – бич современного человека. Бывает, слово забудешь напрочь, или направляешься в другую комнату и забываешь цель «визита», не говоря уже о запоминании номеров телефонов. Чтобы постоянно держать в тонусе наши извилины, специалисты рекомендуют следовать таким правилам интересной науки – нейробики:
- Периодически менять привычный маршрут на работу, домой, на прогулке.
- Один час в день передавать главенство левой руке (брать предметы ею, чистить зубе, есть и т.п.)
- Разгадывайте ребусы, загадки, решайте с ребенком задачки.
- Старайтесь каждый день выучить 2-3 иностранных слов.
- Забудьте о калькуляторе и считайте в уме.
- Намеренно запоминайте разную информацию: список покупок, телефон мамы, друга и т.п.
- Находите время для новых эмоций и опыта.
- Тренируйте тело, и мозг получит больше кислорода.
Все эти правила стоит внедрить в свою жизнь, я думаю, если на кону – спасение памяти и способности трезво мыслить до глубокой старости. А у вас есть свои рецепты, как заставить мозг работать лучше? Поделитесь, прошу!
На этом пока буду заканчивать, но завтра новый день и новый материал. Стандартная просьба: делитесь материалами и лайкайте все, что понравится на моем блоге! Также милости просим в нашу компанию новых подписчиков, будет интересно!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Развивающие центры или информационные уголки нашего сада
Приветствую вас друзья и дорогие читатели блога с вами Татьяна…
Предметно-речевая среда
Доброго времени суток, уважаемые посетители моего блога, с вами снова…
Какие бывают шаблоны на детские шкафчики
Доброго здравия уважаемые читатели. Хочу предложить вам занимательную, развлекательную тему…
Ваша работа замечательная и очень нужная. В настоящее время я также работаю в этом напрвлении. Веду группы людей ,которым нужна такая помощь.Вы также как и я включили замечательные работы по ТРИЗУ известного АЛЬТШУЛЛЕРА ,работы которого содействовали мне получить много авторских свидетельств. Многие пальцовки и другие материалы излагаются в интернете,но я не знаю имею ли я право использовать ихв своих работах.
Интересные советы, заинтересовали. Нужно попробовать!
Конечно попробуйте!
Мы тоже стараемся детям объяснить, что надо мозг тренировать. И если дочь сейчас книги проглатывает, то сын даже таблицу умножения учить не хочет. Но я думаю, что со временем они все поймут, и при сегодняшних возможностях через интернет, напомнить себе об упражнениях будет не сложно.
Конечно поймут))
Хотелось бы, чтобы пораньше они это поняли.
Благодарю за отличные рекомендации. Это очень важно, с раннего детства развивать ребенка, а самое главное, что все это можно делать вместе. И свой мозг будет держаться в тонусе.)
Очень интересные и полезные упражнения. Беру на заметку, будем всей семьей мозг тренировать.
Хорошенькое дело, вместе даже интереснее))
Чем раньше начнешь заниматься с ребенком всякими развивалками и полезными активностями, тем больше шансов вырастить из него счастливого человека, способного в полной мере реализовать свой потенциал. Спасибо Вам за полезные рекомендации!
Не за что, пользуйтесь с удовольствием))
Интересная статья, нужна постоянная нагрузка, иначе работоспособность снижается. В своё время по работе приходилось обзванивать организации города, номера помнил практически всех организаций, а сейчас номер родственников приходится искать в телефоне, мозг срабатывает — если он в памяти телефона, зачем лишней информацией загружать мозг.
Что верно, то верно, без тренировки памяти действительно снижается работоспособность и мы прибегаем к дополнительным действиям, которые отнимают у нас время.
Жаль, что раньше не обращали внимания на упражнения для мозга ребенка. В нашей школе такого не было.
Да, всё меняется…
Полезные упражнения. Тоже занимаюсь тренировкой мозга вплотную, сказалась автоавария, а теперь вероятно, еще и возрастные изменения наступают. Но аббракадабру, на удивление, прочитала с первого раза.
Татьяна, спасибо за упражнения, мне уже как внукам пора тренировать мозг. Памяти вообще не стало.
И вы такая не одна, я тоже всё стараюсь записывать))) будем вместе заниматься))
Отличные упражнения, мозг нуждается в развитие. Если этого не делать, он не будет использоваться на всю свою мощь.
Некоторые так и говорят, что — то я уже тупею, пора наверно и книгу в руки взять, да стихи поучить)) есть у меня одна знакомая…
Сразу вспомнился день в детском саду. Многое из этих советов мы тогда делали с детьми. Не знаю, как сейчас, а советская система образования и воспитания пока так и остается одной из лучших.
Абсолютно с вами согласна Мария!
Регулярность и системность занятий — залог успеха. Хорошо помогает сохранить и развить память заучивание стихотворений. Во всяком случае, не навредит .
Очень даже не навредит, а маленько встрепенёт мозг)) по этому с раннего детства и в садах и школах, и даже в вузах нас учат учить стихи. И не просто монотонно, а с выражением — развивая не только память, но и эмоциональность.
Очень полезные упражнения. Сегодня же попробую делать все возможное левой рукой
Попробуйте))
Какая интересная и нужная тема! Родителям надо много усилий прилагать для развития ребенка и самим бы не мешало такие упражнения делать :)
Вы правы Ольга, тренировать мозг нужно в любом возрасте))
Тут самое главное регулярно заниматся этими упражнениями. А то иногда думаешь, ладно сегодня устал, можно завтра.
А упражнения для мозга не так просто найти, скорее не упражнения, а пошаговую методику. Как то читал статью о том, что американские ученые провели исследования по полезности компьютерных платных игр, которые орентировны на развитие, памяти, концентрации, и т.д. Так вот группа, которая, вообще, не выполняла не каких упражнений, у них резульаты лучше, чем у тех регулярно проходил эти игры.
Конечно нужна система и естественно не компьютерные игры…