Как и обещала, продолжаю цикл статей про артикуляционную гимнастику. Правильное произношение — это залог красивой речи, уверенности в себе, успешной учебы, возможности получить высокооплачиваемую должность в будущем. Именно поэтому артикуляционная гимнастика должна обязательно быть в плане занятий с детьми у родителей, у воспитателей и логопедов, которые работают в детских садах.
Содержание статьи:
Дыхательная гимнастика
Правильное дыхание — это залог правильной речи. А правильная речь, в свою очередь, служит основой уверенности в себе, позволяет хорошо учиться, получить хорошооплачиваемую должность, расти по карьерной лестнице.
Для того, чтобы знать, как правильно дышать, какой комплекс дыхательных упражнений практиковать с детьми, познакомиться с эффективными системами и действенными методиками, рекомендую следующее решение. Вы можете воспользоваться спецпредложением на пополнение личного счета + участие в офлайн-вебинаре «Нетрадиционные методы коррекции речи на логопедических занятиях: система Су-Джок, звукотерапия, артикуляционная и дыхательная гимнастика» (объем 2 ч.).
Чля чего же нужна дыхательная гимнастика с раннего детского возраста? Благодаря такой гимнастике происходит мощное насыщение клеток организма кислородом. Более того, наблюдается улучшение работы пищеварительной и нервной систем, головного мозга и сердца. Упражнения на дыхание помогут часто болеющим детям укрепить иммунитет. Они также будут способствовать скорейшему восстановлению после перенесенного бронхита или воспаления легких.
Рекомендую такой начальный дыхательный комплекс для занятия с дошкольниками, направленный на укрепление физиологического дыхания и формирование дыхательного аппарата:
1. «Гуси» — во время медленной ходьбы сделать вдох, поднимая руки в стороны, затем — выдохнуть, опуская их вниз и произнося «»гу-у-у».
2. «»Пушинка» — привяжите к нитке пушок или перышко. Ребенку нужно сделать вдох через нос, а затем подуть на пушок через рот, сложив губы трубочкой.
3. «Петух» — стать ровно, ноги расположить на ширине плеч. На вдох руки поднимаются в стороны, на выдохе опускаются, делая хлопок по бедрам и одновременно кукарекая.
4. «»Кашевар» — в положении сидя одну руку расположить на животе, вторую — на груди. На вдохе наполните легкие и втянуть живот. На выдохе наоборот — освободить груди и надуть живот, произнося громко «ф-ф-ф».
Еще больше упражнений вы найдете в Сети или проконсультировавшись со специалистом. До года занятия у вас вряд ли получатся, а вот когда ребенок будет чуть старше, то можно будет смело заниматься.
Методлитература в помощь родителям и специалистам
Не секрет, что хорошие логопеды сегодня нарасхват, поэтому часто родителям приходится заниматься дома самостоятельно. Нет времени ждать очереди несколько месяцев, если ребенок уже достиг старшей группы, а звуки все еще не поставлены. Вариант заниматься со специалистом среднего класса — не вариант. Знаю много таких примеров, когда родители просто отдавали целое состояние, а ситуация не менялась. Более того, часто специалистам потом приходилось потрудиться, исправляя ошибки таких горе-логопедов.
Поэтому родители начинают заниматься самостоятельно дома, просматривая видео уроки в Сети. Их можно скачать бесплатно, а также полезно изучать специализированную литературу. Для ребенка 5 лет невыговаривание нескольких звуков — это критический возраст, с которого уже нужно начинать что-то делать.
Прежде всего, хочу посоветовать методическую литературу, которая поможет вникнуть в тему. Это очень хорошие современные пособия, которые включают картинки, подсказки. Их отличает простая подача материала, в том числе в стихах, что позволяет в скором времени видеть неплохие результаты:
- Танцюра С.Ю., Данилевич Т.А. «Логопедический массаж зондами. Упражнения и артикуляционная гимнастика для детей»;
- Нищева Н.В. «Мишуткина школа. Я учусь произносить звуки. Новая артикуляционная гимнастика. 5 — 6 лет»;
- Нищева Н.В. «Мишуткина школа. Я учусь произносить звуки. Новая артикуляционная гимнастика. 6 — 7 лет».
Если же у вас достаточно свободного времени и есть желание заниматься с детьми с более раннего возраста, тогда советую следующие программы:
- Рыжова Н.В. «Логопедические занятия с детьми 2-3 лет. Программа для установки через Интернет»;
- Рыжова Н.В. Логопедические занятия с дошкольниками 2-5 лет. Компакт-диск для компьютера.
Артикуляционная гимнастика для детей дома
Картотека упражнений у каждого родителя или логопеда может быть своя. С опытом можно увидеть, какие техники и упражнения работают лучше, а какие хуже. Я предлагаю несколько интересных упражнений для язычка, которые точно понравятся деткам дошкольного возраста.
Это так называемое включение в занятия, когда в игровой форме ребенок начинает делать
«вкусную» гимнастику. Начинать можно с 3-4 лет и позже. Цель — заинтересовать малышей, чтобы позже можно было добавлять и более сложные упражнения.
- «Крошки» — раскрошите на тарелке крупно печенье или разложите небольшие круглые конфетки. Их можно собирать как бусинки губами и кушать, но лучше перекладывать с одной тарелки на другую.
- «Липучка» — тарелку необходимо намазать чем-то липким, например, медом (если нет аллергии), вареньем или сладким сиропом. Затем мелко накрошить сухари, печенье или хлеб. Ребенку нужно все облизать.
- «Яблочная долька» — заложить за щеку небольшой кусочек яблока, попросить достать его оттуда языком. Щеки необходимо чередовать.
- «Виноград» — взять виноградинку и перекатывать ее во рту от одной щеки к другой.
- «Изюм» — класть на кончик языка изюминки и сплевывать их в блюдце. Или можно устроить соревнование, кто дальше. Так уж точно стимула будет больше.
Помимо такой «сладкой» гимнастики для языка, ребенка можно будет заинтересовать упражнениями с водой, с чупа-чупсом. Главное, чтобы было желание у родителей, а там уже можно и горы свернуть. Надеюсь, что информация была для вас полезной. Кстати, если хотите узнать о гимнастике больше, переходите по рекламе на сайте. Сейчас чего только не предлагают, чтобы всецело погрузиться в тему и стать настоящим экспертом.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Отличные упражнения, можно еще добавить скороговорки, плюс пару тройку орешков фундук положить за щеку
«Сладкая» гимнастика — это замечательная идея, чтобы налаживать речь и артикуляцию в игровой форме. Жаль, что я раньше не знала о таком методе, а то у моей дочери так и остались кое-какие дефекты произношения.
Очень важно вовремя и правильно начать заниматься с ребенком.
Логопед в садике не смог найти подход к сыну и пришлось дополнительно заниматься платно. Замечательно, что сейчас столько литературы, которая помогает маме грамотно и весело заниматься с малышом.
Сладкие упражнения очень хорошая идея, ведь когда ребёнок воспринимает упражнения как что — то нудное и скучное ему не нравится, он не хочет это делать, а когда же упражнения проходят как игра, то ему это очень интересно, детям нравится так заниматься, но если упражнения не только весёлые но ещё и вкусные это вообще шедевр.
Интересная и вкусная артикуляционная гимнастика! Мой внучек чуть-чуть ещё подрастёт и я обязательно воспользуюсь Вашими советами. Думаю, что он с удовольствием будет выполнять «сладкие» упражнения. Спасибо Вам за них! :)
Ещё один пример вкусного и полезного :) Такую гимнастику с удовольствием сделают и детишки, и родители, ведь это уже не необходимость, а настоящая игра!
Какие милые забавные упражнения, вот деткам такое понравится!
Татьяна, а есть ли смысл в такой гимнастике и занятиях у логопеда, если у ребёнка удалены почти все передние зубы (кроме одного по центру), и произношение страдает именно из-за их отсутствия? Или проще подождать, когда вырастут коренные, и тогда уже быстренько «подтянуть» произношение?
Думаю, если произношение страдает именно от такой причины, то волноваться не стоит. Хотя, узнать мнение специалиста по этому поводу лишним не будет, особенно, когда речь идёт о здоровье ребенка.
Последние, сладкие упражнения, даже и не упражнения! Моя дочка обожает заниматься в такой игровой форме: и с ребенком время проводишь, и на благо дитё знания даешь.
Ой, какой забавный малыш с леденцом на первой фотографии! Представляю, как деткам понравятся такие «сладкие» упражнения!
И не совсем по теме статьи, но одна из фотографий навеяла. Не многие знают, что оказывается, сворачивать язык трубочкой умеют не все люди.
Мне тоже очень понравился малыш на первой фотографии, он такой милый. Раз уж разговор зашёл на тему кто что не может, а кто может, то я недавно сделала для себя открытие, что не все люди могут шевелить одной бровей, и вопросительно её выгибать.
А еще есть люди, у которых суглобы во все стороны вращаются. Есть такие, что могут на шпагат садиться. У актера Сталлонэ вообще перекос на лице присутствует повсечасно — последствие пережитой болезни.
Наша речь важна на протяжении всей жизни и бесспорно, если нет возможности обратиться к хорошему специалисту, лучше любящей мамы никто эту работу не выполнит.
Мне очень понравились упражнения со сладостями. Думаю они принесут результаты не только с артикуляцией, но и повысят настроение.
Аж задышка случилась при выполнении первого блока упражнений))) А вот, «сладкие упражнения» — это из разряда «и полезно, и приятно».