Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
25
Октябрь

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста – готовимся в первый класс

Автор: Татьяна Сухих
Рубрика: Развитие речи

Здравствуйте, коллеги, друзья и новые читатели педагогического блога Татьяны Сухих! Сегодня хочу поговорить с вами о том, как происходит развитие связной речи у детей старшего детсадовского возраста.

Преодоление трудностей

Как вы думаете, чем опасны речевые нарушения у дошкольников? Конечно, речь идет не о физическом здоровье, а психологическом. Малыши с несвязной речью обычно испытывают трудности с удержанием внимания, у них пониженная наблюдательность, неустойчивость интереса, неуверенность в себе, низкая мотивация, раздражительность, обидчивость. Так утверждают психологи.

Кроме того, налицо трудности с социализацией в коллективе, такие детки не умеют налаживать контакт со сверстниками. Все это связано с элементарным неумением формулировать мысли, строить предложения. Важно использовать время перед поступлением в школу для устранения нарушений. Ведь не только плохая артикуляция устраняется в логопедических группах, но и речевые нарушения в комплексе.

Из опыта работы могу сказать, что наиболее эффективным является обучение посредством разнообразных игр. Я много писала о сюжетно-ролевых играх, которые являются самым верным способом социализировать ребенка, развить его речь, фантазию, мышление.

Сегодня остановлюсь на словесных играх, именно в старшем детсадовском возрасте дети наиболее восприимчивы к таким забавам. Через игру дети обучаются грамматике нашей речи, большими порциями пополняют словарный запас, развивают смекалку, реакцию.

Сочетание действия и слова дает отличный результат по развитию речи. У ребят старшей группы быстрыми темпами формируется логическое мышление и начинает возникать стойкий интерес к получению новой информации. Поэтому словесные дидактические игры, ребусы обязательно необходимо включить в комплексные занятия с дошкольниками.

Моей любимой словесной игрой в детстве была «Города». Мы играли в нее, не зная даже, что всесторонне развиваемся… А вы во что играли в детстве? Расскажите!

Воспользуемся опытом и знаниями российских педагогов-методистов

MY-SHOP.RU подготовил прекрасные материалы по нашей теме:

  • «Методика развития речи детей дошкольного возраста» – данное пособие написано для воспитателей, но определенно пригодится активным родителям, поскольку здесь есть хорошие рекомендации по речевой работе;
  • «Развитие связной речи» – адресована родителям для совместного чтения с детьми дошкольного возраста.

«УчМаг» подобрал для нас следующие методички по ФГОС:

  • «Развиваем связную речь у детей с 4-х лет с ОНР» – вы найдете здесь картинки, планы рассказов, схемы занятий;
  • Отличные конспекты тематических занятий по изучению лексико-грамматических категорий языка предназначены для работы с детками с ОНР (общее нарушение развития).

Еще я подобрала в «Лабиринте.ру» книжечку «Развитие связной речи детей: образовательные ситуации и занятия. Старшая группа» – хорошее пособие для родителей и педагогов.

Виды дидактических словесных игр для дошкольников

Пройдемся для начала по типам игр, отталкиваясь от конкретных задач:

  • Игры, тренирующие умение выделять главные признаки явлений либо предметов;
  • Игры, развивающие умение сопоставлять, анализировать, делать умозаключения;
  • Игры, способствующие развитию умению обобщать, классифицировать по признакам;
  • Игры, развивающие сообразительность, быстроту мышления, чувство юмора и умение контролировать себя.

Названия и сюжет игр можно найти в Интернете, не буду пока описывать их подробно. Таких игр великое множество, некоторые из них вам знакомы, например, «Испорченный телефон», «Верю – не верю» и т.п.

Очень полезно играть в фантазийные игры, типа «Что было бы, если бы я стал волшебником (невидимкой, суперменом)?» Я обычно начинаю фантазировать, а дети подхватывают. Это очень веселое и полезное для речи занятие, советую родителям взять эту методику себе на заметку. Поверьте, дети обожают такие игры!

Можно усложнить задачу и подумать, например, что было бы если...? Вариантов может быть множество: если бы не стало электричества, если бы исчезли взрослые и т.п.

Одной из разновидностей словесных игр являются загадки. Да, да, обыкновенные загадки! Родители часто не считают загадки развивающим элементом, забывают, каким мощным подспорьем они могут стать в формировании богатой и грамотной речи.

Ребята очень любят отгадывать и загадывать загадки. Попросите ребенка придумать собственную загадку по образцу, такое задание способствует активизации словарного запаса.

Превосходно зарекомендовали себя словесные игры с использованием мяча, например:

  • Бросание мячика с повторением слова или словосочетания;
  • Перебрасывание мячика с называнием слов, противоположных по значению (антонимы);
  • Бросанием мяча с называнием синонимов (маленький – крошечный, малюсенький);
  • Бросание мячика с называнием слова на заданную букву и т.п.

Если играть в словесные игры с выполнением движений, то же бросание мяча, то закрепление информации в подсознании будет более надежным.

Уважаемые родители, уж в словесные игры вы точно найдете время поиграть, ведь они не требуют подготовки и оборудования. Можно заниматься с малышом, улучив любую свободную минуту, например, по дороге в садик.

Есть такая прикольная игра – соединить два слова в одно. Задача в том, чтобы объединить названия двух понятий, предметов: арбудыня, ябловишня, собакот и т.п.

Дети постарше могут придумывать целые предложения, слова которых начинаются на одну букву: котик катал красный клубок.

Особый шик – уметь играть в буриме. Это старинная словесная игра, в которую забавлялись наши прапрабабушки. Суть в том, чтобы придумать рифму на заранее выбранную пару слов. Тесто–место, ворона – корона и т.п. «Замесила тесто, села мама в кресло», «Прилетела ворона, надела корону». Нечто подобное, в общем.

Всеми любимые «Города»: сегодня многие дети испытывают большие трудности с этой игрой. Немногие дошкольники знают достаточное количество географических названий населенных пунктов, чтобы поиграть. Думаю, эту игру осилят подростки, они хотя бы географию изучают в школе…

Можно старшему дошкольнику предложить просто играть в слова, по типу городов. Назвали слово, ребенок называет свое слово на букву, которой заканчивается ваше слово, ну, вы поняли.

Как вам мои предложения? Примете на заметку? Если пригодились идеи, покажите статью товарищам по социальным порталам, хорошо? Если подпишетесь на новости, буду очень рада!

С уважением, Татьяна Сухих!

Кстати, рекомендую прочитать:

Развитие связной речи у детей среднего возраста: продолжаем трудиться

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 3
  • Юлия
    26.10.2016 в 13:05

    Мы со старшей дочерью часто играли в словесные игры, с речью у нее проблем не было, с младшей еще все впереди :)

  • Виктор
    26.10.2016 в 09:42

    Татьяна, нашей трёхлетней внучке до школы ещё далеко, но советы в статье могут быть кстати и сейчас — спасибо!

  • Нина
    26.10.2016 в 02:12

    Несвязанная речь, это обеспеченный трояк по русскому языку в школе. Правда у меня сынок выезжает на четверку благодаря правилам различным, которые рассказывает наизусть и упражнениям у доски.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика