Приветствую читателей моего блога! В нем уже вышло много статей по коррекционной работе с детками в ДОУ. Сегодняшняя будет посвящена не слишком известному направлению. Мы рассмотрим, что такое кинезиология и какую пользу она может принести при работе с детьми. Не все родители слышали это слово, и даже Википедия описывает явление довольно скупо.
Содержание статьи:
Полезная литература и ссылки
Как всегда, хочу привести примеры полезных изданий для мам и коррекционных педагогов. Вот те, которые касаются кинезиологии для детей дошкольного возраста:
- Пособие по профилактике простудных заболеваний и оздоровлению детей 4-7 лет[/urlspan]. Предлагает комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастики, утренней зарядки, точечного массажа. Способствует гармоничному развитию дошкольников. Вот та же [urlspan]книжка, только в другом издании.
- «Движение и речь». Коррекция детской речи с помощью кинезиологии и движения. Книга для диагностики и коррекции проблем с мелкой моторикой, связанных с нарушениями речи.
А вот более общие издания. Предназначены для тех, кто хочет ознакомиться с основами и особенностями дисциплины безотносительно детей:
- Книга «Прикладная кинезиология. Восстановление тонуса и функций скелетных мышц» Васильевой. Рассказывает о том, как устроено тело, почему появляется боль и как от нее избавиться, устранив неполадки в биомеханике. И вот эта же книга в другом магазине.
- «Целебное прикосновение. Кинезиология» Шереметевой. Автор – большой специалист в этом предмете. Книга научит, как выйти из сложных периодов и улучшить самочувствие. Вот она же в другом издании. Текст в них одинаковый.
- Монография «Кинезиология точностных действий человека». Книга рассказывает об исследованиях в области механики движений.
- «Благодарный позвоночник. Как навсегда избавить его от боли». Приведена информация о том, как заботиться о позвоночнике, какие упражнения делать стоит, а от каких лучше воздержаться.
- Несколько слов о возрастной кинезиологии. Исследование о физическом потенциале человеческого организма в возрасте 5…65 лет. О том, как связаны между собой биомеханические, психологические, организационные аспекты спортивной подготовки.
Удивительная наука кинезиология
Многих людей слово «кинезиология» удивляет. Далеко не все его слышали. Тем не менее, это научная и практическая дисциплина. Она преподается в медицинских и физкультурных вузах. Название переводится с греческого как «наука о движении». Кинезиология – дисциплина, изучающая мышечную работу. То есть исследует механику движений. Также она изучает развитие мозга через движение. Именно последний аспект очень важен для работы с детьми.
Зародилась наука в СССР и называлась биомеханикой. Под этим названием и преподается в вузах до сих пор. Но биомеханика в западном понимании – только часть дисциплины, изучающая механические основы движения. На самом же деле кинезиология – более обширное понятие. Она изучает основы движения механические, физиологические и психологические. Дисциплина состоит из нескольких частей: остеопатии, нейропсихологии, мануальной терапии и т.д.
Чтобы найти проблему в организме, кинезиология использует мышечный тест. Человек вытягивает вперед руки, доктор задает вопрос. Так как мозг и тело взаимосвязаны, мозг передает сигнал мышцам. Те реагируют, специалист улавливает реакцию. Подход базируется на том, якобы наш организм знает все ответы. Мне лично сложно это представить, мистика какая-то. И как учат врачей делать диагностику прикосновением, непонятно.
Дисциплина занимается не только изучением. Она имеет и практическую составляющую. То есть учит, как преодолеть ту или иную проблему в организме. В России есть специалисты, которые много лет работают в этом направлении. Например, доктор медицинских наук Людмила Васильева. Кстати, в списке литературы пунктом выше есть ее книга.
Помимо прочего, кинезиология укрепляет психофизическое здоровье ребенка. Как происходит работа специалиста с детьми? Через 5 форм взаимодействия:
- Кинезиологическая гимнастика. Улучшает межполушарное воздействие. А это, в свою очередь, улучшает внимание и запоминание, повышает концентрацию внимания и развивает мыслительную деятельность.
- Дыхательная гимнастика. Позволяет развить самоконтроль и ритмику.
- Точечный массаж. Воздействие на биоактивные точки.
- Упражнения на мелкую моторику. Происходит стимуляция речевых зон головного мозга.
- Упражнения на расслабление. Помогают снять напряжение.
Образовательная кинезиология
Кинезиология может быть полезной в образовательной деятельности. Она способна принести большую практическую пользу при работе с детьми в детском саду или в домашних условиях. Есть упражнения, способные помочь при той или иной проблеме. Они не подразумевают значительной физической активности и доступны каждому ребенку. Особенно актуальны занятия в ДОУ или дома для деток с отставаниями развития.
Благодаря кинезиологическим упражнениям усиливается взаимодействие между полушариями мозга. Работа полушарий словно синхронизируется за счет развития мозолистого тела. Некоторые упражнения направлены на тренировку правого, другие – левого полушария. «Правошарные» развивают творческие способности. «Левополушарные» улучшают память, помогают преодолеть проблемы с математикой и числами.
Грубо говоря, эти занятия как бы вытягивают потенциал, заключенный в теле ребенка. Они стимулируют интеллектуальный процесс. Есть известный комплекс упражнений под названием «Ритмирование», направленный на формирование связей между полушариями. Он приведен в статье на этом сайте. Есть и другие комплексы. Упражнения можно взять из методички в списке приведенной литературы.
Ритмировать организм помогает дыхательная гимнастика. Дыхание – ритм, которым человек может управлять. Его нарушение может привести к проблемам в психическом развитии ребенка. Умение контролировать дыхание формирует самоконтроль. Это очень полезно для детей с СДВГ и разными проблемами адаптации: расторможенностью, агрессивностью и т.д. Дыхательная гимнастика учит правильно дышать носом, а не ртом. Это, в свою очередь, воспитывает речевое дыхание.
Логопедическая кинезиология – упражнения для мозга
В последние годы увеличилось количество детей с недоразвитием речи. Чтобы справиться с этими нарушениями, нужна комплексная коррекционная работа. В том числе кинезиология в логопедии. Хорошая, внятная речь – одно из важных условий полноценного развития. Логопедическая гимнастика снижает тревожность, улучшает речь, повышает стрессоустойчивость и навыки коммуникации.
Упражнения следует проводить ежедневно, желательно по утрам, по 15-20 минут, минимум 6-8 недель. Со временем можно усложнять – например, ускорить темп. Или предложить детям закрыть глаза, чтобы «выключить» зрительный контроль. Или же легко прикусить язык, чтобы исключить речевой контроль. Вот комплекс упражнений, который можно предложить:
- Колечко. По очереди перебираем все пальцы рук, соединяя их с большим в кольцо. Делаем в прямом и обратном порядке сначала каждой рукой по отдельности, потом вместе.
- Кулак-ребро-ладошка. Рука поочередно сменяет три положения на плоскости стола: кулаком, ребром и раскрытой ладонью. Делается одной рукой, потом второй, потом обеими сразу по 8-10 раз.
- Лезгинка. Сложное упражнение, которое не у всех сразу получается. Левую руку сжимаем в кулак, отставляем большой палец в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Правую руку разворачиваем горизонтально в прямую ладонь и прикладываем к мизинцу левой. Потом одновременно меняем положение обеих рук. Повторяем 8-10 раз. Со временем можно увеличивать скорость.
- Ухо-нос. Левой рукой прикасаемся к кончику носа, правой – к противоположному уху. Одновременно отпускаем, делаем хлопок и меняем положение рук.
- Горизонтальная восьмерка. Рисуем на бумаге знак бесконечности сначала правой рукой, потом левой, потом обеими сразу.
- Зеркальное рисование. В каждую руку берем по фломастеру и одновременно рисуем на листе симметричные зеркальные рисунки. Можно зеркально раскрашивать шаблоны.
Иллюстрации к «Лезгинке» и еще нескольким интересным упражнениям приведены по этой ссылке. А в Ютубе можно посмотреть этот и этот ролики, где детишки делают упражнения.
Еще несколько слов о кинезиологии
Одно из направлений дисциплины – психотерапевтическая кинезиология. Ее автор – российский врач-психотерапевт Ирина Чобану. Для коррекционной работы применяется комплекс методик, которые лечат стрессы и аффективные расстройства. Антистрессовое направление в терапии и в психологии применяется, в том числе, в работе с детьми. Автор использует свой метод при детской гиперактивности и дефиците внимания, логопедических проблемах.
Многие специалисты считают, что большое количество нарушений в нашем самочувствии вызывается стрессами. В кинезиологии есть концепция «3 в 1», по ней проводятся курсы. Это достаточно новый терапевтический метод, второе его название – «Единый мозг». Он способствует поиску и устранению травм прошлого, которые негативно влияют на реальность. Детям помогает справиться со сложностями в обучении, неусидчивостью и плохим восприятием информации.
Кинезиология развивается, течений и концепций у него достаточно много. Интересно было бы почитать отзывы тех, чьи дети проходили занятия по направлению. Вполне допускаю, что многие просто не в курсе, какие именно упражнения дают детям в садике. Возможно, кинезиология распространена больше, чем о ней слышит средний взрослый.
На этом я на сегодня заканчиваю. Спасибо за внимание! Если было интересно, прошу оценить материал или проявить другую активность.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Как же много сейчас возможностей для развития детей, раньше такого не было!!!
Какие обалденные возможности для развития деток!!!
Впервые услышала о возможностях кинезиологии.
действительно, большие возможности для развиитя детей!