Приветствую дорогих посетителей моего блога! С вами снова Татьяна Сухих. Недавно ко мне обратилась читательница. Она просила помочь ей составить методические рекомендации по использованию предметно-пространственной среды для развития речи в младшей группе ДОУ. Попытаюсь рассказать, как я вижу эту тему. Материал объемный, сегодня будет первая часть.
Содержание статьи:
С чего следует начинать?
Использование развивающей среды непосредственно связано с ее организацией. Задача персонала ДОУ – позаботиться об основных центрах (или уголках) в группе детсада, ориентированных на развитие того или иного навыка. Улучшить, поставить, отшлифовать речь помогут сразу несколько предметных центров. О них чуть попозже.
Для методиста, который будет составлять методические рекомендации, важно разобраться в двух вещах: что писать и как писать. То, как писать, то есть структуру рекомендаций можно подсмотреть в других аналогичных документах. Я подобрала небольшой список литературы, к которому можно обращаться. И дополнительно выудить из этих методичек полезные сведения. Итак, издания по теме:
- Пособие по планированию и контролю предметно-пространственной среды для старшего воспитателя.
- Издание с конспектами и презентациями по созданию развивающей среды по ФГОС. В комплекте одновременно книга и диск.
- Еще одно пособие по созданию развивающей среды. На этот раз только диск.
- Предметно-пространственную среду нужно не только создавать и развивать. Надо контролировать ее состояние. Поможет журнал оценки и контроля в виде бумажной книжки и программы для установки на ПК.
- Пара полезных офлайн-вебинаров. Первый – по построению развивающей среды в группе раннего возраста. И еще вот такой вариант этого же вебинара. Второй – более специализированный, касается именно речевой среды в ДОО.
- И еще один вебинар. Расскажет, как систематизировать среду в соответствии с возрастом детсадовцев.
- Курс повышения квалификации по проектированию предметно-пространственной развивающей среды в ДОО. Есть вариант с началом в августе. А есть такой же, который стартует в сентябре.
- Курс профессиональной переподготовки. Касается вопросов предметно-пространственной и инклюзивной среды.
Какие центры в группе использовать для развития речи
Речь – одна из важных психических функций. Она позволяет передавать информацию. Ребенок должен приобрести речевые навыки в дошкольном возрасте. Они не даются от рождения, и речи приходится обучать. Это касается всех деток без исключения. Мало кто воспринимает речь на слух и самостоятельно. В большинстве случаев нужно прикладывать много усилий, чтобы научить речевым навыкам вовремя. Это забота и воспитателей в ДОУ, и родителей.
Развивающая предметно-пространственная среда – это организованное пространство с подобранными материалами и оборудованием. Она помогает обучать ребенка самым разным навыкам в соответствии с возрастом. Вот тут подробно написано о требованиях к развивающей среде.
Предметно-пространственная среда, способствующая речи, формируется в помещении группы ДОУ. Она состоит из нескольких центров (уголков, или стендов). Для детей разного возраста перечень стендов может быть почти одинаковым, а вот их наполнение будет отличаться. Работать с речью помогут такие центры:
- речевой и книжный;
- игровой;
- театральный;
- центр ИЗО;
- сенсорно-строительный;
- другие (опосредствованно).
К развивающей предметно-пространственной среде в детсаду предъявляются определенные требования. Согласно ФГОС, она должна быть легко трансформируемой, насыщенной по содержанию, многофункциональной, доступной, безопасной, эстетически привлекательной, комфортной психологически. И быстро преобразовываться в условное пространство для текущей игры: поликлинику, кафе, полянку в лесу.
Организованная предметно-речевая среда должна помочь в решении таких вопросов:
- развивать словарный запас;
- работать над грамматическим строем (учить словообразованию и правильным грамматическим конструкциям);
- развивать связную речь (учить пересказывать, описывать, отгадывать загадки);
- формировать полноценную звуковую культуру речи (совершенствовать дыхание, улучшать слуховое внимание и чистоту звукопроизношения);
- развивать мелкие моторные функции.
Обстановка в группе должна соответствовать возрасту. И позволять чередование разной активности: образовательной, социальной и самостоятельной. Насыщенная и подходящая развивающая среда будет увлекательной для ребенка. Она позволит улучшить речь и разносторонне развить малыша.
Речевой центр – один из главных для становления речи
Чаще всего уголок речевого развития совмещают с книжным. Задачи у обоих схожи. Они формируют словарь, учат слушать, описывать предметы и явления.
Наполнение тематического стеллажа этих двух центров может быть следующим:
- Книги – художественные и обучающие.
- Дидактические игры для развития речи.
- Наборы сюжетных, предметных и тематических картинок.
- Разнообразные игры и лото.
Литературный центр для самых маленьких может содержать всего 4-5 книжек на картоне или плотной основе. Объем – до 5 страничек. Нужно подготовить еще несколько книжек на замену. Очень уместны будут издания с двигающимися глазками, окошками и т.д. Хорошим вариантом станут трансформируемые книжки, раскладывающиеся, панорамы с движущимися фигурками и т.д. Издания с голосами животных тоже будут кстати.
Теперь – более подробно о наполнении речевого центра для первой младшей группы. Попробуйте использовать такие элементы:
- Наборы тематических картинок или открыток (по 4-6 шт.) на тему домашних и диких животных, птиц, рыб, деревьев, цветов, фруктов и овощей, продуктов, транспорта, мебели, посуды, одежды.
- Картинки для группировки по определенному признаку.
- Картинки (по 3-4 шт.) для составления последовательности (сюжет сказки, истории).
- Картинки по 4 шт. на времена суток и времена года.
- Большие, красочные картинки на социобытовую или сказочную тематику – ту, что будет интересна ребенку.
- Лото с изображениями птичек, домашних животных.
- Разные игры и пособия, формирующие правильное дыхание («Бабочки», «Листочки», трубочки, легкие снежинки из бумаги и прочее, где надо использовать струю воздуха).
- Пособия и игрушки для развития фонематического восприятия (погремушки, шумовые инструменты, музыкальные шкатулки).
- Пособия для артикуляционных упражнений, в том числе зеркала настенные и индивидуальные.
Центр речевого развития должен располагать достаточным местом. Чтобы дети попеременно занимались, сидя на ковре, за столами или двигались согласно правилам игр. Оборудование для сюжетно-дидактических игр можно хранить не только на стендах. Но и в корзинках или коробках. На них стоит нанести соответствующие картинки, чтобы дети сами смогли достать то, что нужно.
Игровой центр: зачем нужен и что с ним делать
Центр игры, в первую очередь, развивает коммуникативные навыки. Он помогает понять, что такое социальная роль, правила, зачем людям объединяться. А также закрепляет эмоциональное, социальное и речевое поведение. Нас интересует последнее. При чем тут речь к играм?
Игры провоцируют речевую активность. Они являются благоприятной средой для того, чтобы дошкольник начал говорить. Разговаривая разными голосами и кривляясь в совместных играх с другими детьми, он перестает бояться.
Какое наполнение можно рекомендовать для игрового уголка:
- Стеллаж для технических игрушек (машинок, тракторов инструментов и т.д.).
- Стеллаж с мебелью для кукольного дома. Это кресла с диваном и столом для гостиной; мебель, плита и мойка для кухни, кровати для спальни, шкаф с одеждой.
- Атрибуты сюжетно-ролевых игр. Например, набор принадлежностей для «Больницы», «Аптеки», «Магазина игрушек», «Зоосада», «Парикмахерской».
Кроме речевого и игрового центров, есть еще, как минимум, три важных для формирования речи. О них я напишу в следующей статье. И расскажу о структуре, в которой можно подать методические рекомендации. На этом прощаюсь и ухожу дописывать продолжение.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!