Мои дорогие читатели и друзья, здравствуйте! Сухих Татьяна на связи и готова познакомить вас с информацией на тему: занятие по ФЭМП во 2 младшей группе. Для тех, кто не в курсе, расшифрую аббревиатуру – формирование элементарных математических понятий. Хотя учебный год стремительно заканчивается, уже апрель, а там и май не за горами, но учебная деятельность в голове воспитателя не прекращается круглый год.
Содержание статьи:
- 1 Общие сведения о формировании первичных математических знаний у малышей
- 2 Книги – залог методической подкованности педагога
- 3 Какие математические понятия изучают детки второй младшей группы?
- 4 Что должен уметь малыш 2-й младшей группы к концу мая?
- 5 Примерный конспект занятия по ФЭМП в младшей группе
- 6 Что должен знать ребенок 4-х лет по математике?
- 7 Занятие по ФЭМП во 2 младшей группе: как составить конспект?
- 8 Развитие математических способностей у дошкольников и ФЭМП в детском саду
Общие сведения о формировании первичных математических знаний у малышей
Математическое развитие деток в садике осуществляется строго по ФГОС соответственно возрастным особенностям малышей. Я как воспитатель ставлю перед детками посильные для их интеллекта задачи и помогаю искать ответы. При этом формирование элементарных представлений о понятиях математики осуществляется не только в ДОУ, но и дома.
Я имею в виду не счет и другие математические операции, а самые простые понятия величины, формы, времени, пространства, количества. Основной формой обучения деток являются занятия, и они планируются с учетом принципов научности, доступности, индивидуального подхода, системности, наглядности, связи с жизнью и т.п.
Игры – самая подходящая форма обучения дошкольников. Поэтому я практикую такие занятия для самых маленьких, где обязательно применяются дидактические игры и занятные развивающие упражнения. Обычно занятия по ФЭМП проводятся для всей группы одновременно, фронтально. Но лишь во 2-й младшей рекомендуется разбивать детей на подгруппы в начале учебного года, чтобы они постепенно приучались заниматься вместе.
Математика в саду не занимает много времени – всего 1 занятие в неделю для маленьких, 2 – для старшеньких. Сначала длительность урока не превышает 15 минут, постепенно увеличиваясь до 25-30 минут в подготовительной группе. НОД (непосредственная образовательная деятельность) планируется так, чтобы дети постепенно усваивали понятия и могли видеть собственные успехи.
Мы с детками изучаем каждую программную задачу на протяжении нескольких занятий и постоянно возвращаемся к пройденному материалу в течение учебного года. Так обеспечивается хорошее усвоение материала.
Но не только математические темы мы рассматриваем на занятиях, параллельно идет развитие речи, логики, мышления, достигаются воспитательные цели, формирующие личность малыша. Поверьте мне на слово, что программа развития и обучения в садике – чрезвычайно сложный механизм, который должен обеспечить качественную подготовку детей к школе и заложить положительные навыки для счастливой и полноценной жизни.
Книги – залог методической подкованности педагога
Никак не обойтись нам, педагогам, без самообразования, а, значит, самостоятельного изучения литературы по воспитанию и обучению дошкольников. Мне доставляет большое удовольствие процесс поиска новых классных пособий и методичек для себя и своих коллег. Это несложно, ведь стоит лишь «зайти» в каталог Интернет-магазина «УчМаг», я сходу нахожу все, что мне нужно.
Допустим, вы планируете открытое занятие по математике в младшей группе. Нужно составить конспект, верно?
Я сделала неплохую подборку тематической литературы:
- «Математика. Вторая младшая группа: планирование, конспекты игровых занятий» – с помощью этих материалов вы сможете выстроить систему обучения ФЭМП в 2-й младшей группе;
- «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Конспекты занятий. 2-й год обучения» – материалы полностью соответствуют требованиям образовательных программ, одобренных Министерством;
- «Формирование элементарных математических представлений. Первая и вторая младшие группы детского сада» (Помораева И.А., Позина В.А.) – компакт-диск с отличными материалами, оформленными в виде комплекса игровых занятий и упражнений;
- «Познание предметного мира. Младшая группа (от 3 до 4 лет)» – пособие поможет воспитателю реализовать цели, поставленные общеобразовательной программой;
- «Тематическое планирование. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Вторая младшая группа» – компакт-диск, который содержит все необходимые материалы для того, чтобы составить грамотный перспективный план занятий по ФЭМП.
Думаю, нужна уж электронная картотека методической литературы, как вы считаете? Наверное, займусь на досуге (которого практически нет) этим вопросом.
Какие математические понятия изучают детки второй младшей группы?
Чтобы планирование ФЭМП в группе было максимально грамотным и эффективным, важно понимать, какие понятия доступны для интеллекта малышей в этом возрасте.
Итак, 2-ая младшая учится оперировать следующими понятиями:
- Количество. Моя задача на этом этапе развить умение малышей понимать и выделять общий признак предметов одной группы: эти все апельсины оранжевые, круглые, большие. Учимся самостоятельно группировать предметы по одинаковым признакам: выбрать все красные мячи, все маленькие и т.д. Понять значения слов один, много, ни одного, по одному. Осознать понятие «сколько» и уметь давать ответ, оперируя словами много, один, ни одного.
Мы также учимся делать простой сравнительный анализ одинаковых и неодинаковых величин или групп предметов путем взаимного сопоставления предметов. Начинаем понимать понятие поровну, не поровну, чего больше, чего меньше.
- Величина. Опять же, понимаем смысл понятий через сравнение предметов или групп предметов: сопоставляя их между собой, осознаем, какой из них большой, маленький по размеру. Сопоставляя по высоте, поймем, какой предмет высокий, низкий. Точно так же по длине – длинный, короткий, и по ширине – узкий, широкий. Также сравниваем одинаковые или разные предметы по заданному параметру (высота, ширина и т.п.);
- Форма. Изучаем геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат. Учимся исследовать форму предметов посредством зрения и осязания. Понимаем, что у круга нет углов, начала и конца. Удобно для изучения геометрических фигур использовать окружающие предметы;
- Пространство. Учимся ориентироваться в пространстве, понимать, что впереди, сзади, вверху, внизу. Параллельно учим, где у нас правая ручка, где – левая. Во время изучения этих понятий я использую мебель в группе, так легче объяснять: стул стоит впереди или справа. Часто дети до подготовки и даже позже путают право-лево. Чтобы это предотвратить, уместна индивидуальная работа с детками, которым трудно дается ориентировка в пространстве;
- Время. Познавательное развитие в этом направлении осуществляется путем исследования признаков, по которым определяется ночь или день, утро или вечер.
Что должен уметь малыш 2-й младшей группы к концу мая?
Весна заканчивается, а с ней прекращаются занятия в садике и подводятся итоги.
Чему я должна научить деток по математике:
- Умению самостоятельно группировать по общему признаку предметы (по форме, цвету, размеру);
- Уметь находить один не такой, как все остальные предмет;
- Различать понятия один и много;
- Понимать значение понятий больше-меньше, одинаковый, не одинаковый;
- Соотносить группы предметов по количеству: больше или меньше, столько же;
- Уметь определять признаки по длине, высоте, ширине;
- Знать простые геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат;
- Различать, где правая, где левая рука, и направления – впереди, сзади, вверху, внизу, над, под;
- Знать и понимать значение слов утро, день, ночь, вечер.
Вам кажется это все сложным? На самом деле для малышей такие занятия по математике – развлечение, мы ведь играем, путешествуем, беседуем на занятиях, а не вдалбливаем сухую теорию…
В процессе обучения я использую технологические карты, другой дидактический материал, чтобы познание как мыслительный процесс происходил естественно, без напряжения. Моя задача по ФЭМП – сделать так, чтобы изучение первичных понятий математики было увлекательным, необычным, сказочным, чтобы сформировать стойкий интерес к наукам к школьному периоду.
Мы делаем с детками проекты по математике, я уже писала о проектной деятельности в детском саду, не буду повторяться.
Так, но перейду к процессу составления конспекта по ФЭМП для 2-й младшей группы. Темы можно выбирать любые: транспорт, овощи, создавать игровые ситуации.
Занятие – это своего рода презентация для малышей прекрасного мира математики. Поэтому так важно на первых порах показать детям привлекательность умственной деятельности.
Примерный конспект занятия по ФЭМП в младшей группе
Тема: «Сказочное путешествие»
Задачи:
- Закрепить знания о понятии один, много;
- Научить различать, где один предмет, а где их много;
- Продолжить изучение геометрических фигур квадрат и круг.
Дидактические материалы:
- Демонстрационный материал: игровой уголок в группе, книжная полка, заранее приготовленный силуэт поезда;
- Раздаточный материал: картонные квадраты и круги красного цвета.
Часть 1.
Воспитатель: Дети, мы с вами сегодня отправимся в интересное путешествие на поезде, согласны? Вот поезд, но без колес. Посмотрите, из чего можно сделать колеса? Правильно, из кругов. Поехали!
Как гудит поезд? «Ту-ту!» Первая остановка «Книжная». Что мы здесь видим? Да, книги. Сколько их? Много или одна? Есть среди книг маленькие книжечки? Их много? А найди, Катя, самую большую книгу. Молодец. А Петя покажет маленькую книжечку. Умница.
Едем дальше «Чух-чух», приехали на остановку детский сад. Сколько здесь игрушек! Много или мало? Найди, Вася, машинки. А ты, Оля, кукол. Чего больше, кукол или машин?
Часть 2
Молодцы детки, немного устали ехать? Нужно размяться! (физкультминутка).
Часть 3.
Ой, пока мы играли, поезд опять сломался. Чего не хватает? Колес, какие они? Круглые? Какого цвета? Красного. А почему у нас нет окон? Из чего их можно сделать? Из квадратов. Молодцы! А почему колеса не могут быть квадратными? Углы будут мешать ехать, правильно.
Часть 4.
Итоги. Что мы с вами сегодня делали? Путешествовали, правильно. Какой формы колеса, помните? А окна? Что мы видели с вами? Много книг и много игрушек. Молодцы, ребятки.
Не забудем в конце написать самоанализ. Вот, примерно так составляется конспект занятия по ФЭМП. Конечно, более подробные образцы можно в больших количествах найти в Интернете.
Помните, что мы сочетаем групповую и индивидуальную работу с детками. Так мы обеспечим отличное усвоение материала.
Вместо послесловия…
В работе по формированию начальных познаний в математике обязательно нужно использовать разнообразный дидактический материал. Это могут быть палочки и логические блоки Кюзнера, Дьенеша, например. Такие вещи сделают занятия по математике в садике действительно интересными для деток.
Ну, пока это все. Прошу вас подписываться на новости и делиться ссылками на мои статьи с друзьями.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Что должен знать ребенок 4-х лет по математике?
Здравствуйте, мои дорогие и любимые читатели. С вами Татьяна Сухих…
Занятие по ФЭМП во 2 младшей группе: как составить конспект?
Мои дорогие читатели и друзья, здравствуйте! Сухих Татьяна на связи…
Развитие математических способностей у дошкольников и ФЭМП в детском саду
Когда стоит задуматься о формировании структурного мышления у ребенка? Чем…
Здорово!
Большое спасибо за статью! Очень помогло всё уложить в голове перед выступлением на родительском собрании в конце учебного года.
Какая сложная математика уже у малышей. Что же говорить про школьников?
Как-то странно для меня это звучит — младшая группа и математика.