Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru
25
Март

План по нетрадиционному рисованию в дошкольных учреждениях: приемы и методы

Автор: Татьяна Сухих
Рубрика: План

Здравствуйте уважаемые читатели моего блога. С вами Татьяна Сухих. Сегодня мы с вами рассмотрим план по нетрадиционному рисованию, а подготовила я его по запросу читателей блога, подробное объяснение и таблица по среднему, старшему и подготовительному возрасту детей, будет очень полезна всем кто сталкивается с такими проблемами.

Книги, вебинары

Вы знаете, что по ФГОС существует общеобразовательная программа для дошкольников? Хотите, чтобы ваш малыш в детском саду получил прекрасное творческое развитие? Надеюсь, все ответят положительно, не так ли? Тогда прочтите эту статью и познакомьтесь с нетрадиционными методами рисования для детских садов. Прежде чем я предложу план по нетрадиционному рисованию для воспитателей, педагогов и родителей, как всегда хочу познакомить вас с литературой, которая стала для меня незаменимым помощником.

Существует достаточное количество литературы, позволяющее педагогам освоить и разнообразить методы рисования.

В конспектах занятий  Давыдовой Г.Н. «22 занятия по рисованию для дошкольников» нестандартные приемы написания картин, игр, упражнений и других интересных средств адресовано педагогам детсадов, начальной школы, руководителям кружков, а также родителям. Так, для детей старшего возраста, которые имеют некоторые умения, найдете использование разнообразных литературных и музыкальных произведений, игрового и фольклорного материала. Они сделают занятия интересными, доступными, и содержательными.

На сайте  https://www.kniga.ru педагоги найдут большое количество материалов для тех, у кого младшая группа. Одной из таких книг, является книжка Павла Линицкого «Как нарисовать что угодно за 30 секунд», где дается доступное пошаговое руководство с интересными сюжетами – историями  к созданию интересных картинок.  Особенно эта книга полезна тем, кто совсем не умеет рисовать и в особенности детям, обучающимся во второй младшей группе.

С конспектами и планом занятий на учебный год, описанием художественно – графической техники для малышей со слаборазвитой моторикой вы можете ознакомиться в книге «Нетрадиционные техники рисования», автором которого является Никитина А. В.

Можете также принять участие во всероссийских вебинарах по теме классических и нетрадиционных материалов в детском изобразительном творчестве на сайте http://www.uchmag.ru.

Уважаемые читатели, скажите пожалуйста, что является для ребёнка стимулом к рисованию? После ответа на мой вопрос, давайте вместе рассмотрим каковы цели, задачи занятий по нетрадиционному рисованию.

Цель и задачи занятий

Основной целью занятий в ДОУ является развитие фантазии, творческих способностей,  неповторимости, индивидуальности у ребят.  В ребенке необходимо вселить веру и уверенность в то, что он родился для того чтобы делать добро, творить красоту и приносить радость людям.

Для того чтобы дети хорошо усвоили умения и навыки по нетрадиционному рисованию, необходимо учитывать возраст детей, их индивидуальные качества, интересы и желания.

Педагоги, используя перспективный план должны:

  • учить ребят выбору материала для нетрадиционного рисования;
  • помочь малышам овладению различным техническим навыкам;
  • нетрадиционными техниками привить интерес к рисованию;
  • развить их фантазию, творчество;
  • научить детей выбору тематики;
  • развить чувство коллективизма, дружбы и помощи друг другу;
  • учить сопереживанию настроения, которое передано в рисунке.

Приемы и методы обучения

  • создание игровой ситуации;
  • показ педагога;
  • сравнение техник;
  • последовательность работы;
  • диагностика педагога.

Используя нетрадиционные техники рисования, применяются загадки, игры, стихи.

Применяя этот метод нужно использовать:

  1. бумажные листы;
  2. гуашь;
  3. трафареты;
  4. кисточку с недлинным ворсом;
  5. тампон;
  6. стекло или пластик;
  7. нитки;
  8. щетку и стеку;
  9. крупу;
  10. подносы;
  11. использованные фломастеры;
  12. штампы, печати, листья, растения.

Уважаемые мои читатели, я думаю, что вам будет интересно, каким способом нетрадиционного рисования правильнее пользоваться в каждой из групп. Давайте вместе рассмотрим.

Средняя группа

План занятий для среднего возраста

В средней группе необходимо начать занятия с рисования ладошками или пальчиками. Эта техника им хорошо знакома и очень нравится. Затем необходимо постепенно вести рисование палочками из ваты, губкой, смятой бумагой, пипеткой, трафаретом. А также делать штамп пенопластом, применить монотипию и набрызг.  Ученые считают, что программа  способов рисования в этом возрасте деток должна познакомить с ниткографией и кляксографией.

На первых занятиях необходимо знакомить детей с особенностями той или иной техники, лишь потом создавать образы или интересные сюжеты. Поскольку план работы осуществляется в средней группе, на занятиях необходимо пользоваться игровыми приемами, художественным словом, пальчиковыми играми, физкультминутками, подвижными играми, музыкальным проигрыванием.

План занятий в старшей группе

Месяцы по неделям Тематика Содержание программы Работа, вид

Сентябрь

(1 нед.)
Бабочки. Знакомить детей с монотипией, научить их создать четкое изображение, развить аккуратность и выразительное мышление. Техника монотипия и ее освоение.

Сентябрь

(2 нед.)
Красивый осенний букет Знакомить детей с кляксографией и показать ее возможности. Научить дорисовывать детали цветов, для придания им законченности. Техника кляксография и ее  освоение

Сентябрь

(3 нед.)
Шары воздушные Хорошо закрепить представление ребят о цветовом разнообразии и ознакомить их с хроматическими и ахроматическими цветами. Дать им полное понятие цветовой гаммы с помощью введения новых оттенков. Смешивание основных цветов для получения более сложных оттенков и его освоение.

Сентябрь

(4 нед.)
Варенье и  компоты Знакомить деток с печатанием фруктами — новым видом изобразительной техники и упражнять их в печатании. Развивать световосприятие, наблюдательность. Печатание фруктами и ее освоение.

Октябрь

(1 нед.)
Сказочный лес

Воспитать интерес и эмоциональную отзывчивость к  красивой осенней природе. Знакомить с «печатью  растений».

Развить у детей представление художественного образа через формы природы.

Развить чувство композиции.
Техника печатания растениями – как новый вид изобразительной техники и ее освоение.

Октябрь

(2 нед.)
Пестренький котенок Знакомить ребят с  тычком — пуантилизмом. Научить рисовать гуашью ватной палочкой, затем смешивать краски. Развить эстетику. Пуантилизм и ее освоение.

Октябрь

(3 нед.)
Смородина красная

Воспитать эстетическое отношение к природе, представляя ее образ в личном  творчестве. Расширить знания детей о внешнем мире, показать внешний вид красной смородины.

Сформировать чувство ритма и композиции и научить объединять различные техники творчества в одной работе.
Совмещение пуантилизма и печатания листьями в одной работе и их освоение.

Октябрь

(4 нед.)
Подводный мир

Знакомить детей с мыльными пузырями. Продолжать обучению с гуашью.

Воспитать интерес к изобразительному творчеству и способствовать развитию мышления, воображения, художественных навыков, внимания.
Рисование  мыльными пузырями и ее освоение. (Заготовить фон  для будущего коллажа).

Ноябрь

(1 нед.)
Цветные рыбки Используя акварельные карандаши,   вызвать интерес детей к рисованию. Добиться выразительного образа рыбки. Знакомить детей с коллажем. Закрепить способность пользоваться трафаретами,  клеем, ножницами. Развить самостоятельность. Написание картины акварельными карандашами, коллаж и ее освоение.

Ноябрь

(2 нед.)
Унылая пора! Очей очарованье

Научить детей способности отражать в картине осенние признаки, которые  соответствуют поэтическим строкам. Использовать разные методы рисования деревьев (пятно, которое замкнуто контуром, изображенное ладошкой,  кулачком дерево).

Развить эмоциональные чувства, фантазию. Закрепить способность отличия пейзажа от картин иного содержания.
Рисование пальцами,  ладошками.

Ноябрь

(3 неделя)
Рисуем по образцу

Расширить кругозор детей о сложных предметах, развить умение нахождения  взаимосвязи главного и второстепенного. Научить ребят смотреть с разных сторон на одну и ту же форму и помочь увидеть разнообразие предметов, развить фантазию. Способам изображения различных объектов обучать приемом рисования готовых образцов различных геометрических форм.

Развить моторику рук.
Написание картины по образцу и его освоение.

Ноябрь

(4 нед.)
Незаметный зверек Знакомить ребят с техникой рисования свечой и продолжать обучению образцов. Закрепить способность использовать разные материалы, представление о сочетании цветов. Развить фантазию, самостоятельность в выборе интересного сюжета. Рисования свечой и ее освоение.

Декабрь

(1 нед.)
 Снегири на ветвях Знакомить детей с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Научить снегирей рисовать. Повторить знания о зимующих птицах нашей страны. Воспитать заботу и любовь к птицам. Рисование тычком жесткой, сухой, кистью и ее освоение.

Декабрь

(2 нед.)
Узоры зимы

Знакомить детей монотипией (отпечатки), рисованием нитками. Показать возможности и особенности рисования этими способами.

Развить фантазию, образное мышление, цветовосприятие и вызвать интерес к творчеству.
Продолжение освоения монотипия.

Декабрь

(3 нед.)
Письмо для Дедушки мороза Создать предновогоднее нестроение. Учить детей представлять свои желания рисунок и в понравившейся технике самостоятельно выполнять работу. Самостоятельная работа ребят.

Декабрь

(4 нед.)
В лесу родилась елочка  Продолжать обучать детей различным нетрадиционным способам изображения, знакомить их с новым необыкновенным изобразительным материалом. Развить способность  подбирания цветовых  сочетаний для своей композиции. Научить аккуратному  использованию клея, выкладыванию нити  четко по нарисованному контуру, а также развить координацию движений рук. Рисование нитками.

Январь

(2 нед.)
Чародейка  зима  Знакомить с набрызгом. Учить новым методам  получения изображений. Развить внимание. Техника рисования – набрызг и ее освоение.
Январь (3 нед.) Волшебный зимний лес Продолжить обучение детей самостоятельной передачи сюжета  зимнего пейзажа с использованием техник. Развить интерес детей к изобразительному творчеству. Научить изображать предметы оттиском капустного листа и включать в картину елки, снеговики. Техника – оттиск (капустный лист) и ее освоение.

Январь

(4 нед.)
Снеговики и их  семья Познакомить детей с оттиском тканью. Создать веселое настроение, вызвать позитивные чувства у детей и продолжить развивать воображение. Оттиск тканью и ее освоение.

Февраль

(1 нед.)
Мелодичный рисунок Развить цветовосприятие с помощью музыки и рисования. Улучшить способность соотношения цвета с музыкой, сравнивая различие наиболее красочных способов музыкальной выразительности, таких как динамика, темп, ритм. Научить детей  импровизировать с цветовым пятном. Работа ребят по мнениям от прослушанной музыки. Техника выбирается по желанию детей.

Февраль

(2 нед.)
Цветное небо Научить детей рисовать по мокрой бумаге. Развить чувство композиции, формы цвета. Привить желание восхищаться природой. Рисование по мокрой бумаге и ее освоение.
Февраль (3 нед.) Соленое море

Обучить новому приему рисования: посыпать соль по мокрой краске для придания изображения объемности.

Продолжать развивать воображение деток.

Повторить навыки рисования красками, а также способность смешивать краску на палитре для получения необходимого оттенка.
Освоение техники рисования с солью по сырой краске.

Февраль

(4 нед.)
Картинки из цветной нитки Познакомить детей рисованием нитью (ниткографией). Развить цветовосприятие и умение подбирать для композиции цветовые сочетания, развить, творческое воображение. Ниткография и ее освоение.

Март

(1 нед. )
Вид у озера

Повторить с детьми знания о пейзаже.

Продолжить знакомить монотипией техникой изображения пейзажа, показать ее особенности. Объяснить детям, что пейзаж можно придумать самому, а не только нарисовать с натуры. Развить умения ребят создавать композицию, с  самостоятельным подбором цветовой  гаммы в соответствии с сюжетом.
Продолжение знакомства с монотипией.

Март

(2 нед.)
Превращение ладошки Улучшить умение делать отпечатки ладонями и дорисовать их до отчетливого образа. Развить творчество. Рисование ладонями.

Март

(3 нед.)
Красивый подарок маме Улучшить умения детей в разных изобразительных техниках. Развить композиционное и ритмическое чувство. Самостоятельная работа ребят.

Март

(4 нед.)
Весеннее воображение Научить рисованию способом размывания красок на стекле и оттиска стекла на бумажный лист. Определить краски «Весны», развить воображение. Техника рисования — оттиск стеклом и ее освоение.

Апрель

(1 нед.)
Дерево весной

Продолжить знакомить ребят с «кляксографией». Обучить их совмещать две техники в одном рисунке (кляксография и пуантилизм).

Закрепить способность пользования  знакомыми способами техники для создания рисунка, развить цветовосприятие, умение делать заключения. Развить дыхательную систему, фантазию и мышление.
Кляксография, пуантилизм и их освоение.

Апрель

(2 нед.)
Планеты Повторить с детьми технику коллаж. Улучшить способность пользоваться трафаретами, ножницами, клеем. Развить, самостоятельность и аккуратность. Заготовка деталей для коллажа, упражняться  в вырезании.

Апрель

(3 нед.)
Дали вселенной Обучить создавать образ неба со звездами, с использованием смешения красок, набрызга. Развить цветовосприятие. Упражняться в рисовании с помощью данной техники и коллажа. Научить самостоятельно располагать картины на бумажном листе. Развить чувство прекрасного. Коллаж и ее освоение, а также продолжить набрызг.

Апрель

(4 нед.)
Верба праздничная Объяснить, почему верба – символ Пасхи. Знакомить детей с пастелью. Научить рисовать вербу пастелью по затонированной бумаге. Рисование техникой  пастель.

Май

(1 нед.)
Праздничный фейерверк Знакомить детей с восковыми мелками + акварель. Закрепить знания детей о праздниках 1 и 9 мая, научить рисовать салют, соблюдать цветовой колорит. Восковые мелки + акварель и ее освоение.

Май

(2 нед.)
Одуванчики – легкое чудо природы Продолжить формировать у детей художественные способности с помощью «набрызг». Обучить особенностям изображения объектов с помощью этой техники, развить мелкую моторику,  восприятие прекрасного, развить воспитывать заботливое отношение к природе с помощью искусства. Продолжение осваивания техники – набрызг.

Май

(3 нед.)
Вот и наступило лето Повторить умение ребят изображать понравившейся техникой. Развить интерес к индивидуальной художественной деятельности. Воспитать усидчивость, аккуратность, эстетику. Индивидуальная работа, техника изображения по выбору деток.

В подготовительной группе педагогам  предстоит делать почти то же самое, что и для средней группы. Только к детям подготовительной группы предъявляются более сложные требования, но рабочая программа по технике нетрадиционного рисования у них одна и та же.

Если вы не согласны со мной, то предлагайте свой план, который я могу опубликовать на этом блоге. Буду очень рада новым вариантам планирования, давайте делиться опытом! Кстати, если вы предлагаете план, статью, разработку занятий и т.д. для публикации, то вы не только опубликуетесь в СМИ, но ещё и получите вознаграждение в денежном эквиваленте)).

Но вернёмся к заключению.

Таким образом, дети получат дополнительное образование по рисованию до поступления в школу, и общеобразовательная программа с учетом требований по ФГОС поможет в развитии и воспитании творческих способностей дошкольников.

Я прощаюсь с вами уважаемые читатели. Надеюсь, мой перспективный план вам поможет и если у вас возникли вопросы, не стесняйтесь, задавайте прямо в комментариях. Подписывайтесь на обновления блога и порекомендуйте почитать статью своим друзьям. Желаю всего наилучшего!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Крик о помощи — май месяц в детском саду

Здравствуйте, читатели блога, с вами Татьяна Сухих! Сегодня речь пойдёт о...

2 комментария
нетрадиционное рисование

План по нетрадиционному рисованию в дошкольных учреждениях: приемы и методы

Здравствуйте уважаемые читатели моего блога. С вами Татьяна Сухих. Сегодня...

21 комментарий

Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
loading...
Комментариев к статье: 21
  • Галина
    01.04.2017 в 21:42

    Пока детки были маленькими мы много занимались нетрадиционным рисованием — и ладошками рисовали, и пальчиками, и ватными палочками — да чем только не рисовали! Им и сейчас иногда интересна такая техника рисования. А малыши от неё просто в восторге!

  • Shiawase
    31.03.2017 в 11:25

    Доброго дня, Татьяна.

    Да, какие-то виды рисования мы с сыном и дома практиковали, а про какие-то я, честно говоря, подзабыла...

    Что интересно, везде пишут, что дети охотно рисуют ладошками и пальчиками. У меня, видимо, сын, излишне требователен к «чистоте ногтей», но вот именно этот вид рисования у него не вызывает восторгов. Зато мы не пробовали рисовать мыльными пузырями! Стоит восполнить пробелы. Спасибо за познавательный материал!

  • Ирина
    31.03.2017 в 00:03

    Вот, мне бы тоже хотелось почитать о методах рисования для детей 2,5-3 лет. Уже жду Вашу статью, Татьяна! )

  • Ольга
    27.03.2017 в 06:14

    Думаю для детей будут интересны все эти способы. Рисовать все любят с раннего детства. Это выражение своих чувств, переживаний, мечт.

  • Хуторная
    26.03.2017 в 21:27

    Сейчас, кстати, подумалось, что пока сын в садик ходил, никогда от него не слышала жалоб на рисование. А рисовали они всегда много, и рисунки всегда такие забавные получались. В школе же этот предмет столько дискомфорта стал вызывать — как-то не в удовольствие оказалось осваивание разных техник рисования...

  • Ирина
    26.03.2017 в 13:18

    Большущее вам спасибо за дельные полезные советы!!Они очень помогают, когда хочешь позаниматься с ребенком дать ему необходимые в его возрасте знания.Вы хороший мастер своего дела!Еще раз СПАСИБО!!!!

    • Татьяна
      26.03.2017 в 14:19

      Не за что Ирина, обращайтесь если возникнут вопросы.

  • Valera
    25.03.2017 в 21:53

    Спасибо, хорошо проработанная программа — это залог успеха.

    • Татьяна
      26.03.2017 в 10:29

      совершенно верно))

  • Светлана
    25.03.2017 в 19:56

    Какие разнообразные виды техник для детского творчества существуют. Спасибо, что знакомите с ними.

    Должно быть такие разнообразные виды рисования интересны детям?

    • Татьяна
      26.03.2017 в 10:33

      Конечно интересны, особенно когда вместе с ними работаешь над творческим изображением и поддерживаешь добрыми словами.

  • Наталья
    25.03.2017 в 16:51

    Я очень давно не работаю по специальности. Но сила привычки осталась. Просматриваю, что нового появляется в дошкольном образовании. Сегодняшние возможности, несомненно, выше, чем были двадцать пять лет назад. И проявить себя у педагога больше возможностей. Это очень хорошо.Детки заслуживают того, чтобы их творческий потенциал развивался. Умный, грамотный специалист способен не только выявить это, но и помочь в развитии творческого воображения.

    • Татьяна
      26.03.2017 в 10:55

      Сейчас действительно стало больше возможностей и это очень радует.

  • Афинская
    25.03.2017 в 15:48

    А мне кажется, этот план в облегченном варианте можно и дома использовать, и с детками помладше, в рамках творческих занятий с мамой. В нем прямо готовые идеи для занятий и материалы, что понадобятся. Очень удобная шпаргалка)

    • Татьяна
      25.03.2017 в 16:37

      Конечно можно, было бы желание))

  • Любовь
    25.03.2017 в 15:48

    Подробный план, деткам будет интересно выполнить столько разных рисунков, да еще в такими необычными техниками.

    • Татьяна
      25.03.2017 в 16:39

      очень удобно когда есть подробный план, тебе не надо уже думать о том, что бы нарисовать в следующий раз))

  • Алексей
    25.03.2017 в 15:24

    Мои дети посещали ДОУ в советский период. И вот знакомясь с содержанием публикации начинаю осознавать, как много не получили дети того времени в плане приобщения их к миру творчества, не ввели в мир прекрасного. Сожалею и только.

    • Татьяна
      25.03.2017 в 16:40

      Мир детства совершенствуется с каждым годом)) значит внукам можно дать больше, чем получили мы в детстве))

  • Настя
    25.03.2017 в 12:40

    Какая подробная программа описана. Если я правильно поняла, то она рассчитана на деток постарше. Моему сыночку 2,5 годика, наверное, еще рановато будет. А есть ли какие-то методики для такого возраста?

    • Татьяна
      25.03.2017 в 12:49

      Конечно есть, первое это рисование пальчиками и ладошками, можно рисовать овощами и фруктами, предварительно придав форму печатки. Наверно я лучше подготовлю статью по вашему запросу)) хорошо? как вы на это смотрите Настя?

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:


Яндекс.Метрика
.