Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Развитие математических способностей у дошкольников и ФЭМП в детском саду

Дата: 26 декабря 2019 в 21:00

Когда стоит задуматься о формировании структурного мышления у ребенка? Чем раньше, тем лучше, оптимально – в 2-3 года. Этому очень способствует развитие математических способностей у малышей. Нет, мы не должны учить деток считать с ясельного возраста. Но есть определенные навыки, развивающие интеллект и структурированное мышление. Именно на их становление нацелены «математические» задания.

Формировать математические знания – не только учить считать

Мы живем в век технологий. Математические знания и многое, связанное с точными науками, нужно для повседневной жизни. Дело даже не в том, чтобы:

  • уметь считать (минимум);
  • знать на зубок сложные математические формулы (максимум).

Общая концепция развития матспособностей у дошкольников представлена в работах исследовательницы А.В. Белошистой. Автор объясняет, что мы должны вкладывать в слова «развитие математических способностей». Это умения, которые неизменно пригодятся, чтобы:

  • уметь искать новые пути решения;
  • глубоко понимать сущность явления или факта;
  • строить логические связи;
  • видеть проблему в целом.

Согласитесь, немало! По мнению Белошистой, математические занятия в детсаду должны интеллектуально развить ребенка. А также подготовить его к понимаю математической и логической информации в школе. Подготовка – работа и с моторикой, и с развитием логических структур.

Математика дает не просто знания, а развивает особый стиль мышления. Эта наука предоставляет огромные потенциальные возможности для формирования интеллекта с детсадовского возраста. Терять время нельзя, важнейшие мыслительные логические структуры организовываются в 5-11 лет. Значит, упор на математику надо делать со старшей группы детсада. Но можно и раньше.

первые примеры

Есть игры и занятия, которые учат детей направлять мышление в логическое русло с 2-3 лет. Ребенок может еще плохо разговаривать, но уже решать интеллектуальные задачи (для своего возраста). Книжечка «Формирование элементарных математических представлений в детском саду» предлагает заниматься с детками 2-7 лет. В ней предложена методика и примеры занятий. Книга то появляется, то исчезает в «Лабиринте» – нужно иметь терпение, чтобы «поймать».

Для средней группы (4-5 лет) предназначено издание с названием «Формирование элементарных математических представлений». В нем приведены задания и игровые упражнения, их можно прямо брать и использовать. Основная часть литературы, посвященной развитию математического мышления, рассчитана на 5-6-7 лет, к ней вернемся.

Перед воспитателями в детсаду ставится важная задача – пробудить интерес к математике. Сделать это можно через занимательные игровые занятия. Процесс не зайдет далеко без домашнего самообразования. Тут – нескончаемое поле деятельности для родителей.

Не обязательно понимать, как оно работает. Главное – делать

То, что математические и логические знания надо начинать давать вовремя, стало понятным давно. Поэтому в ДОУ уделяется так много времени математике. Эта дисциплина учит мыслить логически и не бояться применять гибкость мышления. Задача математической программы для детей дошкольного возраста – научить улавливать соотношения и зависимости. А также создавать конструкции из предметов, слов и знаков.

В обучении очень важна система. Она изложена в этом пособии. Если систематизировать знания некогда, можно взять готовые рабочие тетради для подходящего возраста и начать заниматься по ним. Тут даже не надо особо понимать теорию – надо просто делать. Родителям и педработникам помогут рабочие тетради для 5-6 лет, составленные Кондратьевой:

  • «Математические игры в картинках 5-6 лет». Приведены общие упражнения, а также задания для профилактики дискалькулии (нарушения счетного навыка).
  • «Счет и сравнение чисел в пределах десяти». Цель – та же, задания – другие.
  • «Готовимся считать правильно». Все три книги подойдут для родителей и воспитателей, желающих развивать детей.

Неплохую тетрадку выпустила Бортникова. Издание для 4-6 лет называется «Готовимся к школе. Развитие математических способностей». Оно знакомит учащихся подготовительной группы с геометрическими формами, цифрами, простыми действиями, учит сравнивать. У автора много других хороших книг. Например «Веселые задачки» для самых маленьких. Она заинтересует младших детей яркими картинками и стишками.

Пользуются популярностью книги Юлии Глаголевой, направленные на интеллектуальное становление. Издания включают достаточно сложные задания. Из книги «Развитие математических способностей. 1-2 классы. ФГОС» родители иногда пытаются что-то давать старшим дошкольникам. Но зачастую им такое рановато. А из аналогичного издания для 3-4 классов – и подавно. Но запомните эти пособия, они пригодятся школьникам.

Приобщаем к математике в игровой форме

Для ребенка все на свете – это игра. А игра – и учеба, и труд, и способ познания реальности. Ее нужно включать в учебный процесс. То есть руководить, направлять, организовывать. Таким образом, можно воздействовать на разные стороны личности: суммарно на ощущения, сознание, волю и поведение.

От игровой деятельности дети получают удовольствие как от процесса. У педагогов и родителей цель другая. Им нужно развивать дошкольника, вкладывать в его голову определенные знания, вырабатывать личностные качества. Особенно полезны дидактические игры и упражнения. Они провоцируют непринужденное взаимодействие между участниками, учат общаться.

учимся считать

Формировать представления о формах, последовательностях, противоречиях и других вещах очень помогают настольные игры. Прямо спасают. Карточки для таких игр можно изготовить самостоятельно. Но есть готовые игровые наборы, они яркие и стоят копейки. Это, например:

  • лото «Логические таблицы» для 3-6 лет;
  • игры типа «Что лишнее?» (есть много вариантов от 3 лет идля 4-7 лет);
  • забавная игрушка «Чей кот больше?» для сравнения чисел;
  • «Найди похожую фигуру»;
  • «Катамино» (дорожная мини-версия) развивает пространственное мышление.

Примеры игр для развития математических представлений

Не обязательно покупать игровые и обучающие наборы, чтобы тренировать структурное мышление. Можно использовать подручные средства: счетные палочки, шашки, фломастеры с бумагой.

  1. Счетные палочки помогут дошкольникам познакомиться с понятием формы. Из набора строятся простые и сложные фигуры, которые потом легко преобразовываются друг в друга. Но чтобы преобразовать, надо понять, как. Например, из 5-ти палочек можно составить два одинаковых треугольника. А из одной на столе – один треугольник (положить на угол).
  2. А что, если предложить ребенку нарисовать задачу? Он должен придумать сюжет, нарисовать его и объяснить свою задачку. Только кажется, что это просто, а на самом деле – не очень. Такая игра развивает творческое мышление, фантазию и выдумку. Малыши учатся придумывать и высказывать свои мысли.
  3. Простоя и увлекательная игра – шашки, дошколята с удовольствием в них играют. Такая деятельность учит планировать ходы, мыслить абстрактно, развивает смекалку. Дети, которые выигрывают в шашки, часто лучше учатся в школе (наше общее скромное наблюдение). Игру можно превратить в семейное хобби, от него будет только польза.

Математические загадки помогут освоить терминологию

Еще одна хорошая штука – загадки на тему математики. Они обучают малышей самостоятельности и настойчивости. Ведь часто надо не просто сказать ответ, а доказать его. Прелесть загадок в том, что они учат использовать умственные операции (синтезировать, анализировать, сравнивать, обобщать). Вот примеры загадок:

Я — тире в грамматике,
А кто я в математике? (Минус)

Нет углов у меня,
И похож на блюдо я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо. (Круг)

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (Цифры)

А еще есть шуточные задачки, которые учат искать ответы нестандартно. К примеру: «Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего?» (2). «Сколько концов у палки, у двух, у двух с половиной?» (в последнем случае – 6).

Другие игры на логику и математику

Вот парочка игр, которые позволят дошколятам 5-7 лет привыкнуть к цифрам. А еще – закрепят количественные представления. Набор для занятий можно сделать самостоятельно, это карточки с цифрами и цветными кружочками.

  1. Какое число убежало? Берем несколько комплектов карточек с числами от 0 до 10, разбиваем ребят на пары. Сначала пара раскладывает карточки по порядку. Потом один из играющих закрывает глаза, а второй переставляет несколько карточек. Когда первый откроет глаза, он должен найти изменения. Если нашел правильно – начинает вести. Чтобы усложнить, можно предложить карточки от 0 до 20 или от 10 до 20.
  2. Найди пару. Игра проходит весело и шумно, не стоит мешать ребятам бегать и веселиться. Готовим карточки с числами и соответствующим количеством кружочков. Делим деток на 2 команды. На один стол раскладываем перевернутые числовые карточки, на другой – с кружочками. Предлагаем детям побегать, а потом по сигналу взять карточки со столов. И после этого найти пару: если на карточке число, надо отыскать ребенка с карточкой с таким же количеством кружочков.

Первая игра была на сериацию – построение упорядоченного ряда. Ряды можно организовывать по разным признакам: по размеру, длине, высоте, цвету. Можно использовать камешки, ленты, кукол, палочки – буквально все, что есть под рукой на определенный момент.

Очень интересны игры на синтез – соединение разных предметов по определенному признаку. Например, это задания, где нужно выбрать:

  • красные мячики;
  • красные, но не мячики;
  • круглые, но не мячики;
  • все мячики;
  • самый большой зеленый мячик (тут соединено два признака – цвет и размер, это уже сложнее).

Играть можно с предметами или карточками. Еще вариант – предложить выбрать из ряда отличающуюся фигурку. Или найти на картинке три треугольника. Все это тоже задачки на синтез.

математическая игра

Еще один логический прием – сравнение. Чтобы сравнивать, надо научиться концентрироваться на одном признаке и абстрагироваться от других. Скажем, это задания типа «выбери большое желтое», «выбери большое круглое» и т.д. Причем, малышам легче сначала выучить различия, а потом – сходства.

Развитие математических способностей для жизни

Онлайн и в разных развивающих пособиях много игр для деток 5-7 лет. Часто их пытаются поделить по возрасту – это оправданно, но надо смотреть на развитие конкретного ребенка. Хочу посоветовать еще пару хороших изданий с увлекательными задачками:

  • Книга для одаренных деток «Развиваю математические способности» (на 6-7 лет). Много интересных заданий от самых легких до самых трудных. Яркие картинки и оформление заинтересуют ребенка.
  • «Полный курс подготовки к школе. Для тех, кто идёт в 1 класс».  Авторы постарались и собрали около 600 упражнений – по освоению счета, подготовке руки к письму и .д.

Чтобы занятия давали толк, их надо выполнять систематически. Специалисты советуют давать детям упражнения на логику ежедневно, понемногу. Это научит ребенка рассуждать и делать выводы, разовьет сообразительность и интеллект. А еще – повысит самооценку и вызовет интерес к обучению в школе. Начальные навыки логики и математики пригодятся не только в учебе, но и во всей будущей жизни.

Заинтересовать дошкольников гораздо проще, чем деток постарше. А вот к 3-4 классу школы мотивация обычно падает. Так что благоприятное время нельзя упускать! Буду благодарна, если поделитесь этой статьей в соцсетях!

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Rate this post
Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
VK
OK
MyMail
Facebook
Twitter
RSS (feedburner)
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 1
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.


Яндекс.Метрика