Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Что должен знать ребенок 4-х лет по математике?

Дата: 4 марта 2017 в 09:00
Рубрика: Математика

Здравствуйте, мои дорогие и любимые читатели. С вами Татьяна Сухих и сегодня я предлагаю обсудить тему точных наук для малышей. А именно математику. Вы часто спрашиваете, что должен знать ребенок 4 лет по математике и не рано ли ему познавать столь серьезное учение? На самом деле математические азы в таком возрасте – это не что иное, как помощь в освоении окружающего мира, ориентировании в пространстве. То есть величины и их количество необходимы ребятам для того, чтобы иметь представление об устоявшемся укладе жизни взрослых, а вовсе не потому, что педагоги готовят своих воспитанников к научной карьере.

Сколько дней в неделе? Чем отличается круглое печенье от квадратного? Какая ложечка больше: чайная или столовая? Какой стул выше: детский или взрослый? И как разделить ягоды или конфеты между друзьями поровну? Для взрослой сформировавшейся личности – это простые вопросы, о которых мы даже не задумываемся, просто знаем и понимаем их суть. Но для ребенка они представляют целую науку с математическими корнями. Поэтому изучение математики в возрасте 4-х лет необходимо, тем более освоение ее детьми младшей дошкольной группы соответствует программе ФГОС. Посему мне остается только объяснить, как правильно должны проводиться занятия с малышами, чтобы их результаты приятно удивили.

С чего предлагают начать авторы-педагоги?

Для начала давайте обратимся к готовым пособиям, которые могут быть полезными, как воспитателям, так и заботливым родителям. И если вы не знаете с чего начать, то лучше познакомиться со сценариями занятий по математике для детей в возрасте 3-х – 4-х лет автора В.П.Новиковой. Пособие понятно и интересно рассказывает о сложении и вычитании для детей, а также учит решать элементарные задачи в соответствии с ФГОС.

Этот же автор предлагает раздаточный материал для занятий по математике в детском саду. В комплект входит 10 картонных листов с иллюстрациями и материалами для математических игр.

Новикова В.П. также создала рабочие тетради для малышей 4-5 лет, в которых будет легко разобраться и профессиональным педагогам, и мамам, папам, бабушкам и дедушкам. При помощи данного учебно-методического комплекта, дети не просто будут осваивать математические азы. Они научаться рассуждать, анализировать, развивать логическое мышление.

В противовес указанному автору, хочу предложить вам весьма занимательный материал для упражнений по математике в детском саду. Мне, например, очень понравился. Много интересных идей и увлекательных игр предлагает Михайлова-Свирская Л.В. Материал преподносится в игровой форме, а ведь только так можно приобщить малыша к новому нелегкому учению.

Что должен знать ребенок 4-х лет по математике?

Конечно же, восприятие детьми различной информации, связанной со счетом и прочими величинами начинается за долго до 4-х летнего возраста. Когда малышу исполняется 1, 2 или 3 годика вы вставляете ему соответствующее количество свечек во вкусный торт. Считать можно елочные игрушки, которыми вы украшаете новогоднее дерево, подарки, столовые приборы. Самая простая сервировка стола – это вообще кладезь знаний для дошкольника младшей группы детского сада. Кто бы мог подумать, да? Во-первых, кроха запоминает порядок действий (сперва расставить тарелки, затем ложки и вилки и т.д.), во-вторых, он может сосчитать, сколько членов семьи будут обедать за столом (мама – это раз, папа – это два, сын или дочь – это три). В соответствии с числом обедающих малышу нужно поставить на стол тарелки, ложки, вилки, кружки или разделить тот же праздничный торт на необходимое количество гостей.

Таким образом, четырехлетний ребенок должен:

  • знать цифры от 0 до 10;
  • считать до пяти вперед и назад;
  • уметь сравнивать величину предметов: больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче и т.д.;
  • сравнивать числа: больше-меньше;
  • различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и другие;
  • уметь писать числа;
  • ориентироваться в пространстве по времени: утро-день-вечер; завтрак-обед-ужин; вчера-сегодня-завтра.

Родителям и воспитателям ДОУ при этом следует запастись терпением, ведь дошкольник не всегда понимает, почему счетпроисходит так или иначе, путает временные понятия, да и количественные тоже. Именно поэтому занятия по математике должны происходить, что называется в теплой и непринужденной обстановке. Говоря детским языком – лучше всего знания усваиваются малышами во время игры.

Учимся и используем развивающие игры

  1. Первую игру, которую мне хотелось бы предложить «Здравствуйте, гости»!

Для нее нам понадобятся игрушки-зверушки, вырезанные из цветной бумаги зеленые, красные и желтые кружочки (в разном количестве) и тарелочки (можно пластиковые – одноразовые). Игра нацелена на освоении понятий «много», «мало», «поровну».

Вы объявляете малышу, что к нему пришли гости. Пусть это будет зайчик, мишка и лисичка. Предлагаете ребенку угостить зверей яблоками (кружочками). Спрашиваете, каких яблок у вас много, каких яблок мало? Вы ведь помните, что мы вырезали разное количество кружочков-яблок? Предложите дошкольнику разделить поровну между игрушками угощения зеленого цвета, потом красного и желтого. Спросите, сколько досталось яблок каждому из гостей. Опять же, это игра из разряда сервировки стола – просто замечательное упражнение для ребенка, которое должны взять на заметку родители!

  1. Следующее упражнение, которым стоит вооружиться – это игры в «магазин».

Дети ведь так любят чувствовать себя взрослыми, поэтому им очень хочется купить или продать что-либо в магазине. Игра вам в помощь и вашим воспитанникам тоже. Покупать и продавать в магазине можно все, что угодно. Но возьмем для примера пальто, у которого не хватает нескольких пуговиц. Вы можете воспользоваться настоящим плащом, предварительно срезав с него 2-3 пуговки, или нарисованным, где из десяти пуговиц не хватает, к примеру, 4-е. Подберите пуговицы не только похожего размера. Пусть они будут разные: большие и маленькие. Так вы сможете развивать математические азы по нескольким направлениям:

  • Во-первых, вам необходимо сосчитать, сколько пуговиц не хватает на пальто, и объявить об этом продавцу.
  • Продавец может принести не 4-е а 6 пуговиц или 3-и пуговицы. Ребенок должен вам сказать – больше продавец принес пуговиц, меньше или столько, сколько нужно.
  • Во-вторых, размер ваших настоящих или вырезанных и нарисованных пуговиц может быть разный. В этом случае вы спрашиваете кроху размер пуговиц больше или меньше, чем вам нужен для пальто. Пусть ваши мальчишки и девчонки сами подберут пуговки необходимого размера.
  • В-третьих, вы можете спросить юного математика, сколько пуговиц не хватает на пальто: столько же, сколько и осталось пришито или больше, или меньше.
  • Подбирать пуговицы можно не только по размеру и количеству, но и по цвету – так еще интереснее!
  1. На вашем нарисованном пальто также могут быть дырки: круглые, квадратные, треугольные.

Для этой развивающей игры ребенку нужно будет подобрать латки нужно формы, которые вы предварительно вырезали из бумаги. Латки тоже могут быть разных размеров. Так малышу понадобится выбрать не только правильную форму, но и нужный размер бумажного лоскута.

  1. Для того, чтобы объяснить дошкольнику, что количество единиц в целом числе понятие весьма относительное, можно воспользоваться цветными карандашами.

Разложите перед юным учеником 5 карандашей разного цвета: красный, зеленый, желтый, синий, коричневый. Таким образом, у вас получится общее число карандашей – пять. Но так как каждый из них отличается по цвету, то это самое число «5» состоит из разных единиц. Какие цвета они имеют: 1-синий, 1-красный, 1-желтый, 1-коричневый и 1-зеленый.

На самом деле играть и учиться считать при этом можно совершенно разными способами. На помощь приходят старые добрые сказки. Например, «Три медведя», где у самого большого мишки-папы была самая большая тарелка, ложка, кроватка и самый высокий стульчик. Помните, как Машенька пробовала по очереди каждый из предметов. Это просто замечательная сказка, помогающая детям разобраться в величинах!

К этому материалу я приложила еще несколько занимательных упражнений в картинках, которые, я уверена, должны понравиться вам и вашим детям!

На этом я, Татьяна Сухих, говорю вам: «До новых встреч»! Не забывайте подписываться на обновления моего блога и приводить сюда друзей. Всем пока и удачи в математических занятиях!

5/5 - (2 голоса)
Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
VK
OK
MyMail
Facebook
Twitter
RSS (feedburner)
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 9
  • Нина
    09.03.2017 в 22:29

    Да, ребенок может и должен это все знать, только вот все дети разные и незнание этого в 4 года, никак не повлияет на статус в 40 лет.

  • Любовь
    06.03.2017 в 00:11

    Если ребенок ходит в детский садик, то их там обучают и готовят к школе. А если нет, то родители конечно должны с ним заниматься.

    • Нина
      09.03.2017 в 22:30

      Но если ребенок не хочет учить, то и в садике сильно толка не будет. Да, он там за компанию будет заниматься, но в голове мало чего зацепится. У меня много таких примеров.

  • Людмила
    05.03.2017 в 07:16

    Необходимые знания родителей и правильно подобранные игры лишь ускорят процесс обучения детей. Очень хорошие рекомендации.

  • Екатерина
    04.03.2017 в 23:58

    У меня ребенок и считает и пишет в свои четыре, но я не считаю это обязательным в этом возрасте. Каждый ребенок индивидуален, кому-то интереснее цифры называть, а я вот знаю мальчика, который в свои два года любил раскладывать буквы в алфавитном порядке. Каждому свое.

    • Нина
      09.03.2017 в 22:32

      У меня вот дочь наоборот, я только палочки в руки или картинки на логику, как она тут же падает где стоит и делает вид что спит. Никак не могу ее привлечь, даже с помощью игр.

  • Алексей
    04.03.2017 в 17:56

    Для многих математика по школьной программе представляется непосильным препятствием. Меня с детства очень увлекла астрономия и, вот читая с отцом книги о звёздах, планетах, знакомясь с расчётами их движения, к моменту школы уже были понятны многие математические величины. Интерес — самый лучший стимул, чтобы пришло понимание неизвестного.

  • Дмитрий
    04.03.2017 в 17:41

    Научить ребенка считать это реально тяжкий труд, сколько же терпения для этого нужно! Эх, у меня все это еще впереди, моей крохе только год, так что запасаюсь нужными знаниям и во многом благодаря вам.

    • Нина
      09.03.2017 в 22:33

      Не успеете оглянуться, как уже настанет тот момент, когда нужно пытаться привлечь ребенка к обучению. Но если с этим сложно будет, то ругаться не стоит. Всему свое время.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.


Яндекс.Метрика