Здравствуйте читатели и гости блога, на связи Татьяна Сухих. Сегодня тема по самообразованию сенсорное развитие детей, думаю она будет полезна для тех кто работает на эту же тему и не знает, как составить план самообразования на сенсорное развитие детей. Сейчас на блоге будут появляться труды моей работы за 3 — 5 лет, я несколько месяцев готовила материал к аттестации и уже отправила его в комитет по образование. О других работах можно узнать из моего портфолио здесь. Постепенно портфолио наполнится новым материалом, следите за обновлением. Итак, знакомьтесь сенсорное воспитание самообразование.
Содержание статьи:
Роль сенсорного развития в обогащении словарного запаса детей
Многолетний опыт работы показывает, что важное значение для повышения качества воспитательно – образовательной работы в детских дошкольных учреждениях, подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательно — речевой деятельности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребёнка.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и пополнение новыми словами пассивного и активного словарного запаса детей.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я.Коменский, М.Монтессори, Е.И.Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Таким образом, актуальностью сенсорного развития в обогащении словарного запаса является:
- Младший дошкольный возраст наиболее благоприятный для активного общения со взрослым, с помощью интенсивного пополнения словарного запаса, дети выражают свои мысли и желания при взаимодействии с предметами в окружающей их действительности.
- Формирование представлений о внешних свойствах предметов и способность к подражанию действиям, словам и фразам (простым и более сложным) развивают восприятие ребёнка.
- Поисковая активность выражена в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически и является одним из главных в естественных проявлениях детской психики (хочу всё знать).
Исходя из этого, поставила перед собой цель — создание условий для сенсорного развития в обогащении словарного запаса с учетом возрастных особенностей и современных требований в воспитании и развитии детей.
Задачи по сенсорному развитию и обогащению словарного запаса
- Создать условия в группе для интенсивного развития понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений ближайшего окружения, обогащения и накопления сенсорного опыта детей через занятия и познавательно – речевые игры.
- Разрабатывать и использовать в совместной деятельности с детьми познавательно – речевые игры, направленные на обогащение словарного, слухового, обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного чувственного опыта детей.
- Привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта для пополнения словарного запаса детей через выполнение с ними различных видов деятельности.
- Оформить в группе познавательно – развивающую среду по сенсорному воспитанию и речевому развитию детей.
План работы
№ п/п | Форма работы | Сроки |
1 | Изучить методическую литературу по данной теме, познакомиться с опытом работы воспитателей.
|
В течение года |
2 | Диагностика сенсорно – речевых способностей и навыков у детей младшего возраста |
Октябрь — апрель |
3 | Подготовить методические рекомендации для педагогов и родителей по организации работы по сенсорному воспитанию детей младшего возраста |
Октябрь — ноябрь |
4 | Разработать и реализовать перспективный план работы с детьми и родителями, коллегами по данной теме.
|
В течение года |
5 | «Роль сенсорного развития в обогащении словарного запаса детей» | В течение года |
6 | Разработать и реализовать план обогащения развивающей предметно-пространственной среды по данной теме.
|
В течение года |
7 | Изготовление папок – передвижек, буклетов, памяток по данной теме. | В течение года |
Формы работы с родителями
- Родительские собрания,
- Консультации,
- Беседы,
- День открытых дверей,
- Выставки,
- Рекомендации для родителей
Прогнозируемый результат
На основании изученной литературы и изученного опыта педагогов по теме «Роль сенсорного развития в обогащении словарного запаса детей», была разработана и реализована работа по данному направлению с родителями, детьми и коллегами. Она способствовала повышению уровня сенсорного и речевого развития:
- у детей повысился уровень активного словарного запаса и познавательной активности сенсорного ощущения, обогатился пассивный и активный словарь детей через сенсорное восприятие, сформировано представление о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, обогатился опыт об окружающем мире;
- у родителей повысился уровень компетентности по обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий и тесного взаимодействия с воспитателем.
- Повысился уровень моей профессиональной компетенции по теме «Роль сенсорного развития в обогащении словарного запаса детей».
Способ демонстрации результата проделанной работы
Отчет результатов работы перед педагогическим коллективом, мониторинг, консультация для родителей.
Форма отчета о проделанной работе: Обобщение опыта работы на районом уровне.
Изучение литературы по сенсорному развитию и воспитанию детей раннего и младшего возраста.
С уважением, Татьяна Григорьевна Сухих
Крик о помощи — май месяц в детском саду
Здравствуйте, читатели блога, с вами Татьяна Сухих! Сегодня речь пойдёт о…
План по нетрадиционному рисованию в дошкольных учреждениях: приемы и методы
Здравствуйте уважаемые читатели моего блога. С вами Татьяна Сухих. Сегодня…
Как писать календарно — тематический план по ознакомлению детей с водой?
Здравствуйте, мои хорошие подписчики. С вами Татьяна Сухих и сегодня…