Всем здравствуйте на связи Татьяна Сухих. Интересно узнать какую тему по самообразованию изучаете вы? Как долго вы работаете над одной темой? Моя тема сегодня звучит так: Сенсорное развитие детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности на 2017 год. Тема довольно интересная и думаю многие со мной согласятся — ну что поехали)).
Содержание статьи:
- 1 Видение темы и к чему стремиться
- 2 Прогнозируемый результат
- 3 Актуальность
- 4 Схема работы по самообразованию
- 5 Для работы с детьми
- 6 Для работы с родителями и коллегами
- 7 Сенсорное развитие детей: план работы
- 8 Крик о помощи — май месяц в детском саду
- 9 План по нетрадиционному рисованию в дошкольных учреждениях: приемы и методы
- 10 Как писать календарно — тематический план по ознакомлению детей с водой?
Видение темы и к чему стремиться
Предыдущие годы у меня были темы связанные с сенсорным развитием детей и если вы их ещё не читали, то нажимайте и читайте:
- План работы по самообразованию «Роль сенсорного развития в обогащении словарного запаса детей» 2014 г.
- План работы по самообразованию «Развитие сенсорики для детей 2-3 лет через игры» 2015 г.
В этом учебном году я продолжаю тему сенсорного развития детей, на основе которой была создана программа сенсорного развития детей от 1 до 3 лет, о ней я расскажу позже, а сейчас знакомьтесь с планом моей работы.
План самообразования сенсорное развитие
Цель: повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, внедрять в работу инновационные методы и приемы.
Задачи:
- Изучить методическую литература по данной теме, познакомиться с опытом коллег.
- Разработать и реализовать перспективный план работы с детьми, коллегами и родителями по данной теме.
- Разработать и реализовать план обогащения развивающей предметно-пространственной среды по данной теме.
- Разработать и реализовать план-график участия в профессиональных конкурсах.
Прогнозируемый результат
На основании изученной литературы и опыта коллег по теме «Сенсорное развитие детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности», была разработана и реализована работа по данному направлению с родителями, детьми и коллегами.
Она поспособствовала повышению уровня творческого развития детей: у детей повысился уровень творческой и познавательной активности, обогатилось сенсорное впечатление, сформировано творческое мышление, развились творческие способности, а так же любознательность, инициативность, самостоятельность, творческий поиск.
У родителей повысился уровень компетентности по организации детско-родительского творческого взаимодействия.
Повысился уровень моей профессиональной компетенции по теме «Сенсорное развитие детей старшего
дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности».
Актуальность
Согласно п. 1.4. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт) одним из основных принципов дошкольного образования является «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности», а также согласно п.1.6. Стандарт направлен на решение ряда задач, одной из которых является «развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствие с требованиями ФГОС ДО – одна из основных задач воспитателя в современном детском саду. Сенсорное развитие детей – важный компонент развития дошкольника, удовлетворяющий потребность ребенка в познавательном развитии.
Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.
Познавательная деятельность для дошкольников становится более эффективной, когда для ее реализации используются игровые приемы и вариативные формы, например, нетрадиционные техники изобразительной деятельности, которые в свою очередь способствуют развитию творческой активности детей, речевому развитию и подготовки руки к письму.
Исходя из вышесказанного, мною была выбрана тема для самообразования — «Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности».
Схема работы по самообразованию
1 этап – информационно-аналитический;
2 этап – проектировочный;
3 этап – практический
4 этап — подведение итогов
1 этап (сентябрь, октябрь)
— Изученной методической литературы по теме сенсорного развития старших дошкольников;
— изучение опыта коллег по теме «Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»;
— ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
— обобщение материала;
— разработка перспективных планов работы с детьми, коллегами и родителями.
2 этап (октябрь, ноябрь)
— Разработка и реализация плана обогащения развивающей предметно-пространственной среды в помещениях детского
сада и на участке по данной теме.
— Разработка проекта совместной детско-взрослой ежемесячной творческой выставки «Галерея оттенков» (создание детско-родительских творческих работ в домашних условиях с последующей их организацией в выставку);
— Разработка и реализация плана-графика «Участие в профессиональных конкурсах».
— Разработка анкетирования, рекомендаций, родительского собрания, консультаций для родителей, совместной детско-родительской творческой гостиной.
Для работы с детьми
— подбор и создание демонстрационного и дидактического материала для совместной деятельности с детьми;
— организация в групповом помещении центра сенсорного развития и центра нетрадиционной изобразительной деятельности для свободного доступа детей.
Мероприятия с детьми, включенные в данное перспективное планирование, проводятся три раза в месяц. Их содержание соответствует возрастным особенностям дошкольников старшей группы и направлено на реализацию Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации.
Данная деятельность способствует поддержанию детской инициативы, самостоятельности, и предполагает использование деятельностного подхода, в соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования. Продолжительность занятий соответствует нормам СанПиН и составляет 25 минут.
Для работы с родителями и коллегами
— разработка детско-взрослых мероприятий, родительского собрания, консультаций, детско-родительской творческой выставки, совместной детско-родительской творческой гостиной, рекомендаций, анкетирования для родителей; семинара-практикума, консультаций, мастер-класса — для коллег.
3 этап (ноябрь – май)
Сенсорное развитие детей: план работы
Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами | |
Октябрь | |||
1.Детско-родительская творческая выставка «Галерея оттенков». Цель: создать условия для расширения представлений детей о цветовых оттенках, их спектре, организовать эффективное познавательно-творческое детско-родительское взаимодействие. | 1.Мастер-класс для родителей и педагогов «Открытка с сюрпризом». 2. Детско-родительская творческая выставка «Галерея оттенков». | 1.Мастер-класс для родителей и педагогов «Открытка с сюрпризом» | |
Ноябрь | |||
1. Беседа «Я: рост, вес, размер одежды и обуви». 2. Детско-родительская творческая выставка «Галерея оттенков». 3. Игровая ситуация. Техника — обрывная аппликация «Круглые платья для семьи Колобков». Цель: сформировать у детей представления о линейке размеров одежды, закрепить навыки обрывной аппликации, умение выстраивать размерный ряд фигур от большего к меньшему, от меньшего к большему, развивать тактильную чувствительность. | 1. Анкетирование «Сенсорное развитие ребенка в семье»; 2. Детско-родительская творческая выставка «Галерея оттенков»; 3. Рекомендовать родителям дома при организации познавательного сенсорного взаимодействия использовать технику обрывной аппликации, используя бумагу разной фактуры (калька, глянцевая бумага, матовая фотобумага, писчая бумага, бумага для акварели). | 1. Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей сенсорному развитию детей». | |
Декабрь | |||
1. Детско-родительская творческая выставка «Галерея оттенков»; 2. Продуктивная деятельность. Техника – монотипия тушью на шероховатой бумаге для акварели. Тема: «Фабрика цвета». Цель: развивать творческую и познавательную активность дошкольников, воображение, навык монотипии, зрительную чувствительность к цветовым оттенкам, формировать навыки смешивания цвета. 3. Игровое упражнение «Нарисуй самый тихий звук». Цель: развитие зрительного и слухового внимания и чувствительности детей, продолжать развивать навыки рисования техникой «штампа». | 1. Детско-родительская творческая выставка «Галерея оттенков». 2. Рекомендовать родителям дома использовать технику рисования ладошкой по замыслу при прослушивании музыкальной композиции с целью повышения слуховой чувствительности ребенка и развития музыкального слуха.
| 1. Мастер-класс «Привлечение родительской общественности к сенсорному развитию дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности». | |
Январь | |||
1. Детско-родительская творческая выставка «Галерея оттенков»; 2. Продуктивная деятельность. Техника – монотипия акварелью на рыхлой (писчей) бумаге. Тема: «Дорисуй фигуру». Цель: развивать творческую и познавательную активность дошкольников, воображение, навыки монотипии, зрительную чувствительность к цветовым оттенкам, тактильную чувствительность при работе с рыхлой бумагой, формировать навыки смешивания цвета. 3. Совместная детско-родительская творческая гостиная «Рождественский салют». Техника — полихромная кляксография. Цель: повысить уровень родительской компетентности по вопросу организации детско-взрослого познавательно-творческого взаимодействия с использованием нетрадиционных техник изодеятельности. Развивать положительное отношение к нетрадиционным техникам изодеятельности и детско-родительскому творческому взаимодействию. Повысить уровень зрительной чувствительности детей, навыки смешивания цветов и создания оттенков, навыки дорисовывания. | 1. Детско-родительская творческая выставка «Галерея оттенков»; 2. Родительское собрание «Сенсорное развитие детей»; 3. Совместная детско-родительская творческая гостиная «Рождественский салют». Техника — полихромная кляксография.
| 1. Семинар-практикум «Педситуации и их решения по вопросу сенсорного развития старших дошкольников». | |
Февраль | |||
1. Детско-родительская творческая выставка «Галерея оттенков»; 2. Совместная детско-родительская творческая гостиная «Рисуем запахи» (с использованием техники – рисование по мокрому). Цель: повышать интерес детей к нетрадиционным техникам изобразительной деятельности. Развивать у детей творческие навыки и познавательную активность. Развивать у детей обоняние, расширять его спектр. Воспитывать положительное отношение к детско-родительскому творческому взаимодействию. 3. Беседа «Запахи в природе». | 1. Детско-родительская творческая выставка «Галерея оттенков»; 2. Привлечение к организации выставки «Кладовая природных запахов».
| 1. Привлечение к организации выставки «Кладовая природных запахов».
| |
Март | |||
1. Детско-родительская творческая выставка «Галерея оттенков»; 2. Сюжетно-ролевая игра «Мастерская парфюмера». 3. Игровое упражнение «Дорисуй-преобразуй». Цель: формировать навыки преобразования одной фигуры в другую методом дорисовывания посредством использования техники рисования ватными палочками. | 1. Детско-родительская творческая выставка «Галерея оттенков». 2.Консультации по запросу родителей в рамках темы по самообразованию.
| 1. Консультация «Организация познавательно-сенсорной деятельности на прогулке». | |
Апрель | |||
1. Детско-родительская творческая выставка «Галерея оттенков»; 2. Проблемная ситуация «Как правильно отремонтировать книгу или коробку от настольных игр?». Цель: продолжать формировать у детей представления о текстуре бумаги, развивать умение определять какую бумагу необходимо использовать (тонкую, толстую, прозрачную), какой длины и ширины вырезать полоски. 3. Игровая ситуация «Нарисуй ингредиенты блюда (сладкого, соленого, кислого)», техника – тычок полусухой кистью. Цель: формировать у детей навык техники тычок полусухой кистью. Развивать самостоятельность, инициативность, творческие способности, фантазию. Развивать представления детей о вкусе. | 1. Детско-родительская творческая выставка «Галерея оттенков»; 2. Рекомендовать родителям дома при организации сенсорно-творческого взаимодействия использовать технику изготовления линейной аппликации из салфеток с использованием многоугольных фигур. | 1. Консультации по запросу воспитателей в рамках темы по самообразованию. | |
Май | |||
1. Детско-родительская творческая выставка «Галерея оттенков». 2. Игровое упражнение «Продолжи ряд фигур» (рисование пальчиками). Цель: закрепить представления детей о размерном последовательном ряде фигур. 3. Итоговое мероприятие: Презентация выставки «Галерея оттенков» на уличной территории ДОУ. Цель: Поделиться впечатлениями от проделанной работы с сотрудниками, всеми детьми и родителями детского сада, провести рефлексию, создать условия для эмоционального подъема детей. Закрепить представлений детей о цветовых оттенках, их спектре.
| 1. Детско-родительская творческая выставка «Галерея оттенков»; 2. Рекомендовать родителям во время летнего периода использовать для сенсорного развития детей нетрадиционные техники изодеятельности при организации детско-родительского взаимодействия.
| 1. Отчет на итоговом педсовете о работе по самообразованию на тему «Развитие сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности», рекомендации применения нетрадиционных техник изобразительной деятельности при организации воспитательно-образовательного процесса и сотрудничества с семьями воспитанников. | |
4 этап (май) – подведение итогов
С уважением, Татьяна Сухих
Кстати, рекомендую прочитать:
Крик о помощи — май месяц в детском саду
Здравствуйте, читатели блога, с вами Татьяна Сухих! Сегодня речь пойдёт о…
План по нетрадиционному рисованию в дошкольных учреждениях: приемы и методы
Здравствуйте уважаемые читатели моего блога. С вами Татьяна Сухих. Сегодня…
Как писать календарно — тематический план по ознакомлению детей с водой?
Здравствуйте, мои хорошие подписчики. С вами Татьяна Сухих и сегодня…