Здравствуйте, мои хорошие подписчики. С вами Татьяна Сухих и сегодня я хочу поговорить о том, что ребенку неведомо – чудеса и тайны совершенно привычных вещей, например воды. План по ознакомлению детей с водой можно составить очень интересный и увлекательный, об этом и пойдёт речь сегодня)).
Содержание статьи:
- 1 Практические советы познавательной литературы
- 2 Понедельник: что такое вода?
- 3 Вторник: я и туча, и туман
- 4 Среда: лодка по морю плывет
- 5 Четверг: улетай туча!
- 6 Пятница: растения и животные
- 7 Крик о помощи — май месяц в детском саду
- 8 План по нетрадиционному рисованию в дошкольных учреждениях: приемы и методы
- 9 Как писать календарно — тематический план по ознакомлению детей с водой?
Практические советы познавательной литературы
Для ребят средних групп детского сада можно придумать разные эксперименты с водой, создать целую лабораторию, где будет вершиться чудо. Считаете, я преувеличиваю? Вовсе нет! Это мы взрослые понимаем, что вода это еще и снег, лед, роса, дождик, моря, океаны, ручейки и многое другое.
Вряд ли малыш сможет догадаться в своем возрасте о подобных свойствах воды, поэтому ему обязательно нужно показывать и рассказывать в игровой интересной форме. Эксперименты любознательным баловникам обязательно понравятся. Поэтому вам несомненно пригодится информация о том, как писать календарно — тематический план по ознакомлению детей с водой?
Как и всегда в помощь педагогам придется готовая литература и другие пособия. Например, те же эксперименты каждый день не придумаешь, поэтому стоит воспользоваться тематическими картами познавательно-исследовательской деятельности детей с опытами и экспериментами, которые проводятся с различными веществами и материалами. Комплект из 16-ти карт рассчитан на детей младшего дошкольного возраста – 3-4 года.
Аналогичное пособие www.uchmag.ru расскажет деткам того же возраста о явлениях летнего сезона. Вы также сможете проводит опыты и эксперименты благодаря карточкам.
Отличный сборник пособий предлагает автор-составитель Нищева Н.В. «Крибле! Крабле! Бумс» малыш не только удивит вас своими успехами в познавании мира, но и родителей и даже друзей. Ведь подобные пособия с опытами и экспериментами не только, скажем так, скрасить досуг малыша и вам выполнить требования ФГОС. Познавательные игры этой книги буду мотивировать ребенка к познанию других интересных вещей. В общем, способны вызвать любознательность.
А вот родителям может понравиться пособием с идеями для экспериментов в ванне. 30 наглядных примеров для поддержки детской познавательной игры в ванне и практические советы, которые сгодятся и опекунам, и педагогам.
Я, конечно же, знаю, что у вас тоже, есть чем поделиться в тему статьи для младшей группы детей или более старших воспитанников. Поэтому присоединяйтесь к нашим познавательным беседам и делитесь, пожалуйста, своим опытом! Я же предлагаю вам познакомиться планом по ознакомлению детей с водой, рассчитанным на пятидневную рабочую неделю, который неоднократно приходился и мне самой в помощь.
Понедельник: что такое вода?
В этот день вам нужно познакомить деток с понятием воды, узнать, что им уже известно о ней, зачем в их понимании нужна вода: ею моют руки, в воде купаются, воду пьют, мама стирает дома в воде, мама моет полы и посуду водой. Вода нужна чтобы сварить суп или компот.
В качестве игровой части, предложите малышам помыть в воде игрушечные овощи. И для того, чтобы напомнить детям об обязательности такой процедуры, скажите, что микробы очень бояться воды, поэтому нужно мыть руки, мыть овощи и фрукты в воде.
Чтобы размять ручки, ребенку можно показать упражнение, раскрывающее резко ладонь в процессе брызганья мокрыми руками. Можно даже побаловаться и побрызгаться водичкой по-настоящему, если припасена сменная одежда воспитанников, а в помещении достаточно тепло.
Но еще вода окружает нас в природе: когда идет дождь, вода в реках озерах, морях и океанах. В воде живут рыбки, киты, дельфины, акулы. На этом этапе можно предложить малышам нарисовать красками волны, а возможно и рыбку, которая в ней живет. Как пример можно использовать для наглядности заранее заготовленный образец картинки или дать волю детской фантазии.
Вторник: я и туча, и туман
Для того, чтобы напомнить воспитанникам раннего возраста пройденный материал, предлагаю воспользоваться загадками.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Эта загадка раскрывает тему сегодняшнего дня – вода в природе и формы, в которых она нам предстает: лед, снег, пар. То есть вода может быть горячей и тогда она начинает превращаться в пар, вода может быть холодной, превращаться снег и лед. Если в группе имеет холодильник – это просто замечательно. Можно налить в формочки для льда воды и отнести их туда, чтобы в конце дня показать деткам превратившуюся в ледяные кубики воду.
Если в вашей экспериментальной лаборатории такой возможности нет, но на улице, например, мороз, то аналогичный эксперимент можно сделать, отправив формочку с водой на улицу. А еще интереснее подготовить заранее формочки. Для этого вполне сгодятся пластиковые баночки из-под майонеза или всяких салатов, которые продаются в продуктовых магазинах.
Далее взять с детками краски и раскрасить набранную в формочки воду в разные цвета: желтый, зеленый, красный. Потом мы выносим баночки с цветной водой на улицу, где она замораживается. То есть превращается в цветные ледяные кирпичики. Они пригодятся вам во время прогулки, чтобы выстроить ледяной замок.
Раз уж сегодняшнее занятие про лед, обязательно напомните ребятам, что сосульки, которые образовываются на крышах домов зимой и весной – это тоже замерзшая вода. И когда весной пригревает солнышко, сосульки начинают таять и ломаться, прогулки близко к дому категорически запрещены, потому что опасны!
Среда: лодка по морю плывет
Сегодня я предлагаю сделать вам с вашими детками кораблики из бумаги. Для примера, прилагаю ниже образец — схему, как это делается. Фокус известный, наверное, каждому из нас с детства. Превращение листа бумаги в самый настоящий кораблик – это и правда, маленькое чудо. Хотя на самом деле процесс очень прост.
Затем каждый ребенок может украсить свой кораблик, как ему хочется: раскрасить парус карандашами или фломастерами, вырезать из цветной бумаги разные квадратики, треугольники, кружочки. Говоря о последнем, вам заодно можно повторить названия фигур и напомнить малышам, как пользоваться трафаретами, если они обводят эти фигуры самостоятельно. А потом полученный кораблик мы запускаем в большой ванне с водой, если такая имеется или в маленькой ванночке, которая обязательно найдется в вашей экспериментальной лаборатории.
Для разминки верхних дыхательных путей и укрепления легких малышей раннего возраста, можно предложить сделать попутный ветер для кораблика. Малыш дует на него, образовываются волны и рябь на воде, а кораблик быстрее плывет в противоположную сторону.
В качестве подвижной части, можно использовать игру с мячом. Размечаем место, где течет наша воображаемая река. Дети становятся попарно – друг напротив друга и бросают мяч через реку в руки своему напарнику.
Четверг: улетай туча!
И так об одном природном явлении мы уже разговаривали – это превращение воды в лед. Сегодня же расскажите для младшей группы, как вода превращается в пар. Чтобы рассказ получился красочнее, воспользуйтесь магнитной доской и заранее приготовленными фигурками (солнышко, тучка, озеро).
На картинке вы показываете, что над озером светит ярко солнышка, водичка от этого превращается в пар и поднимается в тучку. Тучка потом летит, куда ее направит ветер и когда в ней становится много испарившейся воды, она проливается дождиком.
Чтобы показать детям пар наглядно, соберите вашу группу за чаепитием. Налейте горячего чая по кружкам (только на безопасном от малышей расстоянии) и продемонстрируйте, как из горячих кружек испаряется пар. Пусть детки и сами попробуют вспомнить, где подобное они уже видели: когда мама готовит обед, когда в ванну набирается горячая вода – даже зеркало запотевает и по нему можно рисовать.
А пока остывает ваш чай, можно перейти в игровую комнату и вспомнить старую добрую игру «Море волнуется раз». Детям обязательно понравится превращаться в разные фигуры, а ведущему их угадывать.
В завершении познавательного дня нарисуйте на бумаге тучку мягким пластилином и капельки дождя. Детки обычно с большим удовольствием стараются размазывать пластилин по бумаге. А Получившиеся рисунки затем развесьте на прищепки и заранее натянутую веревочку или леску. Такая подчеркнутая демонстрация детских успехов приятна и родителям, и самим художникам!
Пятница: растения и животные
Начните день с рассказа о том, что без воды не может ни одно живое существо. И человек, и животное нуждается в ежедневном употреблении жидкости. В качестве интересного факта приведите в пример верблюда, который может жить без воды от 7-до 10 дней, а то и до 2-х недель.
Сделаем аппликацию верблюда из цветной бумаги. Для этого вам нужно либо самим нарисовать верблюда на оранжевом листе или воспользоваться с детьми трафаретами. Затем малыши вырезают своего верблюда и наклеивают его на чистый лист бумаги. Тоже проделываем с будущими глазками животного и при желании – накидкой, которая кладется между горбами животного.
Для реалистичности вам нужны будут в тон цветной бумаги нитки – из них мы сделаем верблюжью прическу. Ведь у него есть грива и кисточка на хвосте и даже волосяной покров на голове. Отрезаем нитки не более 1 см в длину и приклеиваем их под вырезанный трафарет верблюда, между ним и чистым листом бумаги.
Рядышком с животным можно нарисовать воду или наоборот – безводную пустыню, ведь верблюды обитают именно в такой местности.
А теперь давайте вспомним, кто еще нуждается в постоянном употреблении воды. Это растения и те, которые растут на улице, и те, что дома в горшочках. Если в кабинете ДОУ есть комнатные растения – это просто здорово! Вручите каждому малышу лейку с водичкой и предложите полить растения, чтобы они росли и расцветали. Главное проследить, чтобы старательные мальчишки и девчонки не затопили горшки с цветами!
В конце пятого дня, обязательно напомните детям все, что они узнали о воде за пройденную неделю. Тем более, что впереди выходные. Можно найти интересный детский рассказ, прочитать его своим воспитанникам, а после выяснить кто и что из произведения запомнил. Возможно на следующей неделе в продолжение темы о воде, вы сможете сделать театрализованную постановку по этому рассказу.
На этом и я свой рассказ заканчиваю, надеюсь, что он вам пригодится. Не забывайте подписываться на обновления моего блога и приглашать друзей. Впереди у нас интереснейшие темы для подрастающих крошек.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:

Крик о помощи — май месяц в детском саду
Здравствуйте, читатели блога, с вами Татьяна Сухих! Сегодня речь пойдёт о…

План по нетрадиционному рисованию в дошкольных учреждениях: приемы и методы
Здравствуйте уважаемые читатели моего блога. С вами Татьяна Сухих. Сегодня…

Как писать календарно — тематический план по ознакомлению детей с водой?
Здравствуйте, мои хорошие подписчики. С вами Татьяна Сухих и сегодня…
Все мы вышли из воды) Какой смысл её бояться?!) Дети по-моему вообще обожают плескаться… в лужах)))
Какой научный подход. Удивили меня. Но план очень увлекательный )
Добрый день:))) Вот это статья)))) я и не думал, что детей нужно знакомить с водой:)) удивительно для меня)
Конечно, если мы не расскажем о свойствах воды, как он об этом узнает)) детям нужно всё рассказывать