Привет, дорогие, уважаемые читатели и случайные гости блога Татьяны Сухих! Чем больше я углубляюсь в тему обучения и развития деток-аутистов, тем больше убеждаюсь, что успех коррекционной деятельности зависит от того, насколько сплоченной и координированной будет работа с детьми с РАС. Все звенья, которые задействованы в процессе, должны придерживаться одной линии, совместно избрать путь и двигаться вперед, несмотря на препятствия.
Содержание статьи:
- 1 Вооружаемся знаниями в области детского аутизма
- 2 В чем заключается деятельность каждого участника междисциплинарной группы?
- 3 Функции других членов междисциплинарной группы
- 4 Продолжим разговор…
- 5 Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности
- 6 Группа детей с ОВЗ в детском саду: какие трудности нас ожидают?
- 7 Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ
- 8 Группа комбинированной направленности – в чем отличие от обычной группы в детском саду?
- 9 Работа с аутичными детьми – запасаемся терпением и верой в успех
Вооружаемся знаниями в области детского аутизма
Каждый аутенок – уникален по своим проблемам, степени погружения в себя и отторжения окружающей действительности, поэтому не существует такой универсальной программы, методики, технологии работы с детьми с РАС, которая одинаково применима к каждому отдельному ребенку.
Нужно искать, рыть, изучать все возможные материалы и иметь в своей копилке варианты на все случаи жизни. Не действует один метод, попробуем другой. Не опускать же руки? Где искать знания? Меня выручает «УчМаг» и вот такие предложения по самоподготовке я нашла:
- Участие в офлайн-вебинаре «Психолого-педагогические технологии индивидуальной работы с детьми, имеющими аутистические нарушения» (объем 4 ч.);
- Участие в офлайн-вебинаре «Нестандартные методы арт-терапии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра» (объем 4 ч.);
- Участие в офлайн-вебинаре «Профессиональные компетенции специалистов, работающих с детьми с РАС в общеобразовательном учреждении» (объем 2 ч.);
- Спецпредложение на пополнение личного счета + участие в офлайн-вебинаре «Профессиональные компетенции специалистов, работающих с детьми с РАС в общеобразовательном учреждении» (объем 2 ч.);
- Спецпредложение на пополнение личного счета + участие в офлайн-вебинаре «Современное специальное образование: отечественный и зарубежный опыт работы с детьми с РАС» (объем 2 ч.)
Я уже писала в предыдущих статьях о междисциплинарной группе, которая в идеале должна быть сформирована ради ребенка-аутенка. В нее входят, помимо специалистов, и родители. Они должны атаковать расстройство аутистического спектра дома с не меньшей интенсивностью, чем это делают участники междисциплинарной группы в садике. Это я веду к тому, что родителям также важно быть подкованными теоретически.
В чем заключается деятельность каждого участника междисциплинарной группы?
Итак, коррекционная работа с детьми РАС предусматривает строго индивидуальный подход к обучению аутенка и такую же строгую согласованность действий специалистов детского сада. Для малыша создается сбалансированная группа ресурсов: предметно-пространственный, организационный, психологический, социальный ресурс. Что это означает?
Проще говоря, все работает для нужд малыша и для его максимального «исцеления»: высокоорганизованное пространство группы или комнаты, грамотно составленное и визуализированное расписание дня малыша; стабильный, но гибкий режим; целенаправленные занятия в соответствии с программой.
Немаловажно грамотное распределение ответственности за тот или иной участок работы с детьми с РАС в ДОУ и организация полноценных условий для развития малыша дома.
Междисциплинарная группа работает не как лебедь, рак и щука, но как единый организм, постоянно согласовывая свои действия. Роль координатора может выполнять методист, старший воспитатель или любой педагог с достаточной подготовкой.
Этот человек анализирует все собранные данные по наблюдениям за аутенком, систематизирует их и совместно с другими участниками группы вырабатывает единую систему целей, принципов работы, и в процессе отслеживает динамику достижений малыша. Поставленные акценты используются всеми специалистами во время занятий по направлению и родителями дома.
То есть, если решено группой, что малышу необходимо отработать на данном этапе какое-то движение, действие, звук, то отработка ведется на всех занятиях и дома также.
Задача воспитателя и его помощника – обеспечить создание предметно-пространственной среды, подбирать и адаптировать под возможности ребенка учебный материал, а также совместно с другими участниками группы разрабатывать методические рекомендации для родителей; создавать благоприятную среду в группе для особенного ребенка и других детей.
Пристального внимания требует от воспитателя работа с родителями ребенка с РАС – он выступает посредником между группой специалистов и мамами-папами аутенка. Воспитатель и его помощник больше других специалистов проводит времени с малышом, знает его лучше других и поэтому играет ведущую роль в определении стратегии и главной темы в работе с аутенком.
Функции других членов междисциплинарной группы
Если воспитатель прошел специальное обучение и повышение квалификации по теме РАС, то он может совмещать функцию собственно воспитателя и коррекционного педагога. Здесь уж работа ведется в направлении выстраивания адекватных связей с окружающим миром через сенсорные ощущения: зрительное, тактильное, слуховое восприятие, задействуется двигательный анализатор.
Короче говоря, работа дефектолога с детьми РАС заключается в коррекции и компенсации имеющихся проблем у малыша-аутиста, чтобы дать ребенку возможность развиваться, обучаться, общаться полноценно. Происходит это через, грубо говоря, исправление поведения малыша, привитие ему таких норм, привычек, линий поведения которые позволят аутенку решать повседневные задачи.
Работа психолога с детьми с РАС – имеет большую сходность с деятельностью дефектолога, но одновременно она несколько шире охватывает личность малыша. Психолог «копает» глубоко в поисках связующей ниточки между ребенком и социумом. Специалист раскрывает потенциал аутенка, помогает ему «смириться» с необходимостью контактировать с окружением и находить в этом процессе позитив для себя.
Работа педагога-психолога с детьми РАС идет по таким направлениям: установление контакта с малышом и помощь в этом другим специалистам междисциплинарной группы; преодоление аффективных патологий; формирование социальных навыков; обучение общению в рамках микрогруппы с перспективой дальнейшего усиления психологической активности малыша в этом направлении.
Логопедическая работа с детьми с РАС ставит упор на формирование речевых навыков. Логопед активизирует коммуникативно-речевые функции малыша, моделирует коммуникативные ситуации и учит ребенка адекватному речевому реагированию. Также составляет рекомендации по работе по развитию речевого аппарата и речи другим специалистам и родителям. Работа логопеда с детьми с РАС задействует все сигнальные системы ребенка, чтобы добиться максимально связной речи.
Чрезвычайно важна роль инструктора по физкультуре в процессе обучения и развития аутенка. Дети с РАС очень нуждаются в развитии координации движений, снятии напряжения, контроле над бессознательными движениями, нормализации тонуса. Инструктор подбирает индивидуальные методы работы в этом направлении, опираясь на рекомендации других специалистов группы.
Продолжим разговор…
Хочу добавить пару слов о роли музыкального воспитания аутистов. Музыкальный руководитель целенаправленно работает над коррекцией расстройств аутистического спектра посредством музыки. Чарующие звуки весьма положительно влияют на нервную систему малыша-аутенка. Музыка и танцевальные движения помогают организовать детей, проявить каждому малышу свою индивидуальность, минимизировать агрессивные проявления и т.п.
Кроме того, такие занятия стимулируют элементарную творческую активность дошкольника, помогают развить способность к вокализации, звукоподражанию и подражанию движениям взрослого.
Что касается роли родителей в процессе обучения и воспитания своих аутят, то ее трудно переоценить. Но, хотелось бы заметить, что на долю мам и пап особенных деток выпадает очень много трудностей как бытового, так и психологического характера. Им самим нужна помощь, поскольку родители редко имеют возможность пройти специальную подготовку, мало времени на чтение тематической литературы, бывает, что получить консультации психолога проблематично.
Если родителям повезло и в детском учреждении для их малыша создали междисциплинарную группу, то задача мам-пап – тесно сотрудничать с членами группы, выполнять их рекомендации, постоянно соотносить свои наблюдения с выводами специалистов, и помогать им корректировать программу работы с детьми с РАС.
Семья, воспитывающая аутенка, – ранима, уязвима, родители, особенно мама, пребывают в перманентном стрессе и, бывает, не могут адекватно оценить ни состояние своего малыша, ни степень прогресса в развитии. Важно это понимать всем сторонам воспитательно-образовательного процесса и помогать друг другу во имя победы над недугом.
Выстроить идеальную систему помощи ребенку можно, лишь проявив глубокую заинтересованность в результате, доверие друг к другу и, конечно, искренне верить в успех. Все решаемо в случае с детьми-аутистами, нужно просто трудиться, не опуская рук.
В принципе, я раскрыла суть вопроса в общих чертах. Надеюсь, статья пригодится родителям малышей ОВЗ, которые должны понимать, как должна строиться работа с их детками в стенах дошкольного учреждения. Кому материал понравился, прошу не жадничать и поделиться сведениями с друзьями через соцсети. А чтобы получать новые материалы первыми, советую подписаться на обновления.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности
Привет, дорогие мои читатели, уже ставшие друзьями! Немного печальная сегодня…
Группа детей с ОВЗ в детском саду: какие трудности нас ожидают?
Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили…
Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ
Здравствуйте, уважаемые педагоги и просто любимые читатели. Я Татьяна Сухих,…
Группа комбинированной направленности – в чем отличие от обычной группы в детском саду?
Привет, дорогие мои друзья, коллеги и все, кто виртуально забежал…
Работа с аутичными детьми – запасаемся терпением и верой в успех
Привет, дорогие мои единомышленники и все, кто чисто случайно попал…
Я работаю в школе с детьми с ОВЗ. В этом году в первый класс поступил ребёнок с РАС, комиссией предписано занятие по программе 8.2 ( обучение на дому). Я учитель начальных классов, впервые столкнулась с большими трудностями в общении, постановке занятий с таким особенным ребёнком. Подскажите, есть ли разработки конспектов, каким образом найти контакт?
Вы правы, с такими детьми нужно заниматься, руки опускать не стоит.