Блог Татьяны Сухих
Блог Татьяны Сухих
Лого metodbv.ru

Группа комбинированной направленности – в чем отличие от обычной группы в детском саду?

Дата: 21 февраля 2017 в 09:00
Рубрика: Дети с ОВЗ

Привет, дорогие мои друзья, коллеги и все, кто виртуально забежал сегодня ко мне на огонек! Небезызвестная вам Татьяна Сухих рада поделиться новой порцией информации на педагогическую тематику. Знаете ли вы, что представляет собой группа комбинированной направленности? Вам будет, как родителям, думаю, полезно расширить свои познания в области новшеств в системе дошкольного образования.

В чем особенность комбинированных групп в детском саду?

В соответствии с нашим законодательством, все дети имеют равные права на развитие, образование и здравоохранение, независимо от их здоровья и психофизических особенностей. Соблюдая принцип равных возможностей, было принято волевое, иначе не назовешь, решение на высшем уровне – разрешить деткам с особенностями по состоянию здоровья воспитываться и расти в коллективе деток без таких особенностей.

Гуманность и мудрость этого решения оспаривать не приходится, но в настоящее время только-только вводится практика совместного воспитания детей с ОВЗ и обычных малышей. Что такое ОВЗ – это ограниченные возможности по здоровью, здесь имеются ввиду небольшие особенности, которые позволяют малышу, другим детям и персоналу пребывать на одной территории без ущерба для всех сторон.

Я уже писала цикл статей именно о детках с ОВЗ и о том, в чем заключается работа воспитателя с этим контингентом. Суть комбинированных групп в том, чтобы дети с самого раннего возраста ощущали себя частью гражданского общества, а не изгоями, которые вынуждены брать лишь, то, что дают и не иметь возможности рассчитывать на большее. Скажем, в СССР малышей с психофизическими особенностями никогда не допускали в обычные сады и школы.

дети

Поэтому и восприятие людей с какими-либо отклонениями от норм до сих пор у нас пещерное. Если бы мы с детства воспитывались в одних и тех же коллективах, то воспринимали бы друг друга с большей добротой и открытостью, не видя различий между нами по внешним проявлениям.

Программа обучения и развития в детском саду с комбинированными группами составляется в соответствии с требованиями Министерства и с учетом индивидуальных особенностей деток. Есть стандарты, по которым составляются программы, но в них вносятся коррективы в зависимости от состояния здоровья и физических особенностей малышей.

Неработа | Бизнес-игра

Повышаем квалификацию с помощью специального обучения

Чтобы иметь право работать воспитателем комбинированной группы в ДОУ, нужно пройти курсы и получить соответствующие дополнительные знания, наличие которых должно быть подтверждено документально. Мой любимый «УчМаг» предлагает отличную возможность подучиться и получить сертификат об обучении таким темам:

  • «Профессиональная компетентность воспитателя в условиях реализации ФГОС ДО: дополнительное образование дошкольника с ОВЗ»;
  • «Инклюзивная практика в группах комбинированной направленности».

Стоит сказать, что доверять качеству информации, которую вы услышите в формате вебинаров, можно смело. Все материалы строго по ФГОС, сертификаты этого учебного портала тоже легальные, установленного образца.

Задачи комбинированных групп

Пока я не забыла, напомню или, кто не знает, объясню, что комбинированные группы не нужно путать с группами компенсирующей направленности. Первые состоят из здоровых деток и особенных, а компенсирующие предназначены для малышей с однотипными особенностями. Чаще это проблемы речевого развития. Сегодня почти в каждом детском саду есть логопедические группы, вот они и есть компенсирующие.

дети с овз

О группах компенсирующих можно добавить еще вот что: да, детки с речевыми нарушениями могут находиться в комбинированных группах, но если набирается в садике деток с речевыми, скажем, нарушениями большое количество, то проще и целесообразней обучать их по специально разработанной коррекционной программе. Так коррекция нарушений будет проходить наиболее эффективно.

Наполняемость компенсирующих, в общем, как и комбинированных групп – в пределах санитарных норм, не более 16 человек.

Но вернусь к задачам комбинированных групп:

  • Предоставление возможности детям с ОВЗ получить качественное дошкольное образование в ДОУ;
  • Построение образовательной программы с учетом особенностей каждого ребенка в условиях инклюзивного обучения;
  • Обеспечение полноценной максимальной интеграции деток с ОВЗ в коллектив обычных ребят путем создания безбарьерного пространства для взаимодействия всех членов образовательного процесса;
  • Организация эффективного взаимодействия с родителями воспитанников для создания условий для полноценного развития в дошкольных учреждениях и в домашних условиях;
  • Постоянная психопрофилактическая работа с родителями здоровых и детей с ОВЗ на тему создания благоприятной психологической атмосферы в группе;
  • Помощь родителям в виде консультаций и обучение вопросам воспитания и развития деток;
  • Мотивация родителей воспитанников к активному включению в процессы обучения и развития детей, проявление инициативы и оказание помощи педагогам;
  • Коррекционно-педагогическая, медицинская, психологическая и социальная коррекция состояния деток с ОВЗ.

дружные ребята

Другими словами, обычные дети и малыши с особенностями по здоровью с малых лет должны учиться уважать друг друга и иметь равные возможности для реализации.


Неработа | Бизнес-игра

Показания для определения малыша в комбинированную группу

Если вы сами хотите, чтобы ваш малыш с особенностями по состоянию здоровья воспитывался и обучался в комбинированной группе, и таковая есть в садике, то вы подаете заявление на прием на имя заведующей. Кроме того, нужно принести разные документы:

  • Свидетельство о рождении или копия;
  • Заключения врачей: офтальмолога, логопеда, невропатолога, отоларинголога, ортопеда;
  • Выписка из истории развития ребеночка;
  • Рекомендация педагога-психолога, логопеда дошкольного учреждения, если ребенок уже посещает детсад.

Далее нужно будет взять направление и пройти специальную комиссию, которая дает заключение о возможности посещения ребенком такой группы. Обычно Положение о группе комбинированной направленности конкретного детского сада прописывает условия приема деток в эту группу.

инклюзив

Поскольку сейчас в ДОУ большинства областей нашей страны наполняемость высокая, то существует практика постановки ребенка в очередь на поступление в садик. Поэтому советую заранее позаботиться о собирании всяких справок и т.п. Знаю, что некоторые садики открыли электронную регистрацию в очередь. Так что не оставляйте этот вопрос на крайний срок.

Хотела поднять еще такой щекотливый вопрос, как негативное отношение некоторых родителей здоровых деток к воспитанию их совместно с детками с ОВЗ. Да, бывает такое, что прямо восстают мамаши против комбинированной группы, считая, что это может навредить их чаду.

Хочу сказать следующее: по опыту моих коллег, которые давно работают в комбинированных группах, пользу получают обе стороны. Здоровые малыши, воспитываясь в одном коллективе с особенными детками, становятся более чуткими, добрыми и терпимыми к недостаткам других людей. Они привыкли воспринимать товарищей с ОВЗ как равных себе, не обращая внимания на какие-то особенности внешности и здоровья.

Количество детей с нарушениями развития и физическими особенностями растет с каждым годом. Поэтому задача цивилизованного общества обеспечить таким людям равноправное положение во всех сферах жизни.

Добавлю еще пару слов…

Вот сын моей знакомой попал по знакомству в садик для деток с нарушением зрения, поскольку так им было удобней. Вот мальчик привык видеть детей в очках, с косоглазием, плохо видящих. И когда он попал в класс, где был только один мальчишка в очках, он не мог понять, почему над ним смеются, ведь он просто плохо видит…

Помните, в нашем советском детстве в школе дразнили всех, кто хоть чем-то отличался от массы: очкариков, лопоухих, слишком светлокожих и наоборот – смуглых, пухленьких и худых. Быть как все – вот считалось похвальным. Сегодня гуманность общества все-таки выросла, мне кажется. Дразнят гораздо меньше в детских коллективах и меньше дают обидных прозвищ.

Как вы считаете, я права? Расскажите, как в классах ваших детей с этим обстоят дела?

Если тема статьи показалась вам небезынтересной, поделитесь ею с друзьями в соцсетях и прошу подписываться на новости.

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих!

Кстати, рекомендую прочитать:

Записи не найдены

4.3/5 - (13 голосов)
Этот блог читают 3584 человека, читай и ты
VK
OK
MyMail
Facebook
Twitter
RSS (feedburner)
* Нажимая на кнопку подписки, я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.
Комментариев к статье: 26
  • Татьяна
    07.09.2023 в 08:51

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, как мне поступить. У меня комбинированная группа, списочный состав с ОВЗ 10 человек. А общий состав группы 21 детей. руководство все дает и дает деток. Я все прочитала про эти группы и поняла одно, что списочный состав должен быть 17 человек. Дети 5 -6 лет

    • Татьяна Сухих
      10.09.2023 в 05:09

      Этот вопрос нужно решать с руководством, отстаивать свою точку зрения, опираясь на закон и просить уменьшить количество детей.
      Обычно руководители добавляют детей в такие группы если дети с легкими отклонениями от нормы, это могут быть дети ОНР, но если есть дети, которых приходится всегда держать возле себя и требующих больше внимания, то количество детей не должно превышаться нормы.
      Если не получается отстоять свои права и доказать на основании закона свою правоту, то нужно обращаться в комитет по образованию или выше. Но сначала этот вопрос нужно решить с руководителем вашего учебного заведения.

  • Ирина
    01.06.2021 в 00:56

    Доброго времени суток. Помогите, пожалуйста разобраться. В саду функционировала одна группа комбинированной направленности наполняемостью 29 человек (из них с ОНР 12), что повлекло нарушение. В этом году по результатам ПМПК набирается 18 детей с ОНР в возрасте 5-7 лет. Всего детей 5-7 набирается 46. Как правильно распределить группы? Если открыть две комбинированные по 23 ребенка, по 9 в каждой из которых будут с ОНР. Такой вариант не будет нарушением?

    • Татьяна Сухих
      28.06.2021 в 01:08

      По этому вопросу я не могу ответить правильно, вам лучше обратиться в комитет по образованию. Но на сколько я знаю группа комбинированного вида должна быть из 15 максимам 17 детей из которых 5-6 с ОВЗ.
      А детей с ОНР в группе может быть много, это ведь просто общее недоразвитие речи (есть степени сложности 1,2,3 — и с такими детьми ведутся индивидуальные занятия логопедом)и в детском саду и в каждой группе таких ребят очень много и это не страшно и не критично. Это обычные ребятишки только не проговаривающие какие — либо звуки.

  • Ирина
    21.04.2021 в 14:50

    А нас сегодня зачислили в комбинированную группу, но сказали, что в ней 32 человека Такое ощущение, что в обычную запихнули

    • Татьяна Сухих
      28.06.2021 в 01:09

      А вы что ожидали?

  • Ольга
    30.09.2020 в 23:04

    Татьяна, здравствуйте. Подскажите пожалуйста, руководство детского сада получило распоряжение свыше открыть коррекционные группы в детском саду, две, но на одну ставку логопеда. Я поинтересовалась как они это планируют сделать, мне ответили, что нужно оформить в одной группе 8 детей и в другой группе 7 детей, в итоге 15 на одну ставку…. Объясняю, что так делать нельзя, меня не слушают…. Как мне убедить руководителя, что так делать нельзя

    • Татьяна Сухих
      09.10.2020 в 12:16

      Здравствуйте Ольга.
      Найдите документ подтверждающий ваши слова. Есть определённое положение по комбинированным группам, посмотрите в интернете.

  • татьяна
    17.11.2019 в 16:44

    Я учитель-логопед педагогический стаж 49 лет . В данный момент являюсь ведущим специалистом двух комбинированных групп. Всего детей с ОВЗ, обусловленные ТНР 14 человек + детей нуждающихся в помощи логопеда 20 человек и все это на одну ставку за 4 рабочих часа в день. И если я не возьму 9 человек дополнительно, то руководитель понизит мне оплату Почему руководитель позволяет такое нарушение закона. При этом администрация устроила против меня заговор среди родителей , хотя дети имеют хорошую динамику , у них срок обучения 3 года, а прошло два учебных года.

    • Татьяна Сухих
      24.11.2019 в 03:13

      Татьяна, вы конечно меня простите, но этот вопрос не по моей части, его вам нужно решать со своим руководителем или с комитетом по образованию. Раз по закону это не допустимо, отстаивайте свои права.

      • Марина
        24.11.2019 в 13:00

        Здравствуйте, Татьяна. Работаю логопедом в обычном детском саду, в котором нет групп комбинированной направленности. Но очень ратую за такие группы ! Вот и возникает вопрос: в обычной группе ( мы называем ее «норма»)—23 человек, + ребенок с синдромом Дауна (выписка ПМПК) + ребенок с овз ( выписка ПМПК,, ТНР , ОНР- 1). Считается ли данная группа комбинированной? Если «да», то существует «норма» детей для комбинированной группы . А куда девать остальных детей? Я так понимаю, что комбинированная группа —это совершенно отдельная группа, которая организуется в детском саду, но в ней могут быть дети с двумя диагнозами ( три диагноза быть уже не может). А если детей с однотипными диагонозами не набирается в детском саду, что тогда делать ? Если в группе «норма» есть 1 ребенок с ОВЗ, будет ли эта группа комбинированной и будут ли воспитатели получать доплату да работу с детьми с ОВЗ? Может очень сумбурно написала, ну уж очень волнует этот вопрос!! Спасибо.
        8)

        • Татьяна Сухих
          08.12.2019 в 04:20

          В комбинированной группе общее количество детей 15-16, из них детей с ОВЗ может быть 5-6 детей с абсолютно разными особенностями здоровья. Марина, у меня сложилось впечатление, что статью вы не читали, а просто спустились и задали вопрос о наболевшем, почитайте внимательно статью, по этой теме у меня в блоге, не одна статья. Наберите в поисковике блога ОВЗ и вам выйдет список статей на эту тему.

  • Ольга
    30.07.2019 в 10:22

    А как быть если группа у нас считается общеобразовательная списочно детей 30 из них 3 с зпрр, по мне это неправильно, воспитатель следит только за 3 особенными детьми разорваться не может неуспевает за другими детьми следить и организовать их досуг

    • Татьяна Сухих
      08.12.2019 в 04:24

      Конечно не правильно, вам нужно этот вопрос решать с руководителем, если руководителя убедить в нужности такой группы, думаю он пойдёт на встречу своим сотрудникам и решит этот вопрос в комитете по образованию.

  • Ирина
    13.12.2018 в 12:41

    Сколько должно быть деток с ОВЗ, чтобы создать комбинированную группу?

    • Татьяна Сухих
      13.12.2018 в 23:04

      В группе комбинированного вида, должно быть не больше 15 детей всего и не больше 5 со статусом ОВЗ.

      • Елена 08
        30.07.2020 в 16:05

        Добрый день, а младшему воспитателю, работающему в комбинированной группе, положена доплата к окладу 20% и удлинённый отпуск?

        • Татьяна Сухих
          09.10.2020 в 12:24

          Нет, младшему воспитателю не доплачивают, младший воспитатель делает свою работу, она индивидуальную работу с ребёнком не проводит.

  • Наталья
    19.09.2018 в 11:16

    Добрый день! Воспитателям группы компенсирующей направленности идет доплата к окладу 20% и отпуск 56 дней , а воспитателю комбинированной группы положена доплата или нет?

    • Ольга
      30.10.2019 в 21:26

      Воспитателю комбиниров/группы так же идёт доплата к окладу 20% и большой отпуск(в каждом регионе своё кол-во дней).

      • Татьяна Сухих
        10.11.2019 в 00:55

        Совершенно верно Ольга.

      • Ирина
        28.08.2020 в 00:04

        А музыкальному руководителю и инструктору физической культуры положена доплата и увеличенный отпуск, если они работают с двумя группами комбиннированного вида?

        • Татьяна Сухих
          09.10.2020 в 12:23

          Конечно положена доплата, но каждый руководитель это делает по своему усмотрению. Тут уж выше головы не прыгнешь, но если найдёте закон или положение и покажете руководителю и выше стоящим инстанциям, то возможно добьётесь доплаты.

  • Наталия
    23.02.2017 в 22:32

    Что касается речевых групп, то они есть в каждом детсадике (или почти в каждом), потому что речевых нарушений у детей много, но при правильной организации и работе логопеда, они все восстанавливаются. Кроме того, такие дети не страдают ЗПР (задержка психического развития), поэтому, конечно, им место в обычном детском саду. А вот другие нарушения двигательной, умственной сферы — это серьезный вопрос. Здесь и финансовое обеспечение , и профессиональные кадры. Да и сами дети, их психологические контакты, отношение здоровых детей к детей с различными дефектами развития… Большая ответственность.

  • Lora
    22.02.2017 в 02:14

    Как по мне, то идея создания группы комбинированной хорошая. Главное, делать все грамотно и уделять всем достаточно внимания и относится ко всем одинаково, тогда и дети разницы чувствовать не будут между собой.

  • Лара
    22.02.2017 в 02:12

    Создание группы комбинированной направленности — это хорошая идея, если конечно, у воспитателей полный контроль над ситуацией. С одной стороны, дети с ОВЗ в окружении здоровых детей и чувствовать себя будут уверенней, более открыто. С другой стороны — дети , стали еще злее, чем в советское время, современный мир на детей влияет не самым лучшим образом, но конечно, я не обобщаю.

Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o:
* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.


Яндекс.Метрика